Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:12, реферат
Во второй четверти XIX в. традиционная политическая система казахского общества подверглась прямому воздействию на нее государственных институтов Российской империи. Введением на большей части региона имперского законодательства по административному преобразованию структур власти номадов и волевым упразднением института ханов в Младшем (1824) и Среднем жузов (1822) российские колониальные органы попытались адаптировать традиционные степные институты кочевников к централизованной бюрократической системе российской короны.
В этих же интересах
взамен традиционной племенной организации
властных структур казахов на всем
пространстве региона поэтапно вводилась
территориальная, то есть, государственно-
Попытки царского правительства
обеспечить занятие управленческих
постов наиболее способными для этой
деятельности и энергичными индивидами
на практике оборачивались обратными
результатами. Как и при традиционной
системе власти, индивид в кочевом
обществе не получал доступа к
властным структурам, не стал субъектом
политической деятельности, так как
был по прежнему отделен от власти своей
группой и своей клановой социальной организацией.
Фактически в этой ситуации бюрократическая
государственно-
Приблизительно с середины XIX в в средние и отчасти верхние звенья системы местных органов государственного управления (структуры генерал- губернаторской власти, уездные и волостные органы правления) стали вливаться модернизированные представители наследственной кочевой аристократии, т. е. cыновья и внуки прежних старших "султанов" и "султанов-правителей", бывших "чингизидов-мятежников", провозглашенных в прошлом их сторонниками казахскими ханами, а также выходцы из разных сословий знати "черной кости", получившие светское среднее и высшее образование во многих российских учебных заведениях. К данной категории лиц принадлежали обширное семейство султана Чингиза Валиханова и его ближайшие родственники по мужской и женской линиям, несколько генераций потомков внуков Абулхаира (султаны Нуралихановы, Жангировы, Шигаевы, Сейдалины), султаны Сеид-Джафар Асфендияров, Алихан Букейханов, Газы Валиханов; нечингизиды Мухаммед- Салих Бабаджанов, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Ибрай Алтынсарин, Жакып Акпаев, Ишмухамед Букин, Ахмед Беремжанов, Мухамеджан Тынышпаев и многие другие. Эта тонкая интеллектуальная прослойка казахского общества впитала в себя наряду с некоторыми мировоззренческими стереотипами кочевнического менталитета, унаследованного от семейного окружения, многие базовые ценности индивидуалистически ориентированной и урбанизированной европейской цивилизации, составивших системообразующую основу ее корпоративных воззрений на социально-политическую действительность той эпохи. Тем самым, отмеченный выше цивилизационный барьер между политической культурой метрополии и колонии пролегал теперь в пределах административной системы управления кочевым социумом не только между русскими управленцами высших звеньев служебной иерархии и их иноэтничными подчиненными, но и внутри самой правящей элиты казахского общества. Ее активное численное меньшинство в той или иной степени разделяло идеалы и ценности сторонников модернизации и западных форм трансформации традиционной культуры, а свыше 90 % остальных были приверженцами сложившихся культурных традиций.
Сильная живучесть и устойчивость клановой потестарно-политической традиции и присущей этой политической культуре системы ценностных ориентаций и психологических установок обеспечивалось самим кочевым способом производства казахов, являясь его неотъемлемым атрибутом. Поскольку же способ материального производства не подвергся ощутимому вмешательству со стороны царских властей и постоянно воспроизводил общинные, групповые формы жизнедеятельности аграрного населения, выступавшего носителем групповых воззрений и идеалов, то имела место идеологизация групповых форм общественного сознания , апеллирование индивидов к традиционным ценностям определенных групп и родоплеменным идеалам. Попытки царского правительства добраться посредством многоступенчатой управленческой вертикали до каждого индивида и осуществить органичное включение кочевников в социальный организм оседлого населения Российской империи не увенчались ощутимыми успехами, т.к. он по-прежнему ассоциировал себя с той или иной родоплеменной группой. Именно этим обстоятельством, на наш взгляд, можно объяснить слабую восприимчивость основной массы казахского населения демократических идей и модернисткой антиколониальной платформы преобразования кочевого общества, выдвигавшихся национально-либеральной интеллигенцией Казахстана (Алаш- орда, Уш-жуз и др.) на рубеже XIX-XX вв. Казахи-кочевники в подавляющем большинстве своем остались вне активной сознательной политической деятельности, оказавшисьотчужденными от широких национальных интересов и сохранив приверженность к традиционным родоплеменным ценностям и интересам.
Все попытки царского
правительства реформировать
Информация о работе Развитие колониальной системы власти в Казахстане