Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:17, контрольная работа
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток — Запад
Введение 3
1. Государства Древнего Востока. Коротко 4
2. Развитие государств Древнего Востока 6
3. Специфика социально-политической жизни государств 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Номы Египта и объединившиеся вокруг храмов общины Шумера были ранними государствами с характерными чертами:
— отсутствие территориального деления;
— государство представляет собой объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия;
— неразделенность высшей светской и духовной власти;
— эксплуатация не конкретного человека, а общины;
— преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением;
— господство обычного (основанного на обычае) права.
Новый период истории Двуречья связан с завершением формирования государства. Он делится на три этапа: Аккадское царство (XXIV—XXII вв. до н.э.); господство кутиев (вторая половина XXII в. до н.э.) и правление III династии Ура (конец XXII — начало ХХ в. до н.э.).
В 2316 г. до н.э. Саргон, человек незнатного происхождения (его имя означает Царь законен), победил Лугальзагесси и, захватив земли, принадлежавшие Кишу, основал город Аккад, по имени которого стали называть среднюю часть Двуречья и жившие там семитские племена (оттуда был родом и сам Саргон).
Саргон создал первую в Передней Азии империю, простиравшуюся от Средиземного моря до Персидского залива, и правил ею до 2261 г. до н.э. Опорой царя стали божественные установления — правда (киттум) и справедливость (мишарум), которым он обязан был следовать. Власть царя считалась божественной и передавалась от отца к сыну.
Саргон разрушил прежние порядки (подобные номовым в Египте) и установил в Двуречье систему восточного деспотизма. Совет старейшин и народные собрания утратили прежнее значение.
Города-государства и храмовые хозяйства царь поставил под управление чиновников. Потеряло власть и жречество.
Основой армии стало постоянное войско, поселенное на царских землях вокруг Аккада. Воины впервые были вооружены луками — грозным для неповоротливой пехоты оружием. Двуречье объединили общая система каналов и дорог, а также единая система мер и весов.
Саргон заложил основы единой культуры Двуречья. Аккадцы усвоили и переработали многие достижения шумеров. Шумерский язык остался государственным языком и языком элитной культуры, но система клинописи была приспособлена к аккадскому языку.
Шумерская религиозная система была воспринята аккадцами, давшими древним богам семитские имена. Главными среди 12 великих богов аккадцев были бог неба Ану, бог воздуха Энлиль, которого стали называть Белом (Господином), и бог воды и мудрости Эа.
Внук Саргона Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н.э.) подавил мятежи, сотрясавшие Двуречье после смерти его деда, и, завершив реформы, стал именовать себя «царем четырех сторон света». Первым из царей Двуречья он провозгласил себя богом. Нарам-Суэн совершал походы в Сирию, Верхнее Двуречье и Западный Иран.
Империю
сокрушили горские племена
Так возникло Шумеро-Аккадское царство. Соратник Утухенгаля Ур-Намму (2111—2094 гг. до н.э.) сделал его столицей Ур, став основателем III династии Ура. Она правила до начала XX в. до н.э.
В
столице Ур-Намму воздвиг
Цари Ура возродили принципы государственности, заложенные Саргоном, создав классическую восточную деспотию. Правители контролировали жизнь страны с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Города-государства утратили самостоятельность и стали центрами управляемых чиновниками наместничеств. Основу постоянного войска составили чужеземцы, селившиеся на царской земле.
Ур-Намму издал законы — вероятно, первые в мире. Государство взяло под защиту частную собственность и жизнь граждан. В зависимости от тяжести преступления вводилась система штрафов.
Все храмовые и царские земельные угодья, а также ремесленные мастерские стали единым государственным хозяйством. Трудившиеся в нем рабы были разбиты на отряды и получали продовольственный паек. Урожай и продукция мастерских расходовались на содержание двора, войска, чиновников и на жертвы в храмах. Внутренняя торговля была запрещена, а внешняя стала привилегией государства. Двуречье было разделено на округа, не совпадавшие с прежними политическими единицами.
Культы богов были сведены в единую систему во главе с богом — покровителем государственности, Энлилем. В соответствии с учением о божественном происхождении царской власти монархи, начиная с сына Ур-Намму, Шульги (2093—2047 гг. до н.э.), обожествлялись.
Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующее-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.
В Древнем Китае основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии, которые объединял до тысячи и более семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.
Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Строй
многоукладной хозяйственной
На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему, в частности, к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.
В Древнем Вавилоне крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.
Специфические черты политической организации древневосточных обществ - “восточная деспотия”. Понятие “восточная деспотия” характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.
Формализованное понятие “восточная деспотия”, обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — “сына неба”. Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.
Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.
В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога, вначале в форме на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.
В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.
Несмотря
на примитивность орудий труда, в
древневосточных странах
У древних египтян и шумерийцев первобытный строй разложился уже в IV тыс. до н. э., у ряда других древневосточных народов - в III и II тыс. до н. э. Отныне коллективный труд оставался необходимым только при орошении и защите от наводнений. Потребности ведения ирригационного хозяйства способствовали объединению общин, возникновению государства на большой территории. Таким образом, у древневосточных народов объединяющий импульс возник уже с начала их земледельческой жизни. Осушение болот, регулирование разливов больших рек, устройство ирригационных систем без чего земледелие было невозможно, - все это оказалось не под силу маленьким общинам, вынуждало их объединяться, разрастаться создавать великий Древний Восток.