Развитие государств Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток — Запад

Содержание

Введение 3
1. Государства Древнего Востока. Коротко 4
2. Развитие государств Древнего Востока 6
3. Специфика социально-политической жизни государств 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Всеобщая история.Контрольная работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение

 

     Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько  как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток — Запад.

     Принципиальные  различия восточного и западного  цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная  собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.

     Это в свою очередь сказалось на застойном  характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке  условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод…

     Именно  когда в странах Древнего Востока возникла эксплуатация и стали складываться общественные классы. Вместе с появлением классов возникали и государства — органы насилия рабовладельцев над рабами и свободной беднотой.

     В IV—III тысячелетиях до н. э. образовались древнейшие в мире государства: в долине Нила — Египетское, а в Междуречье Евфрата и Тигра — города-государства шумеров и Аккадское царство. Несколько позже возникли государства в долинах рек Инда в Индии и Хуанхэ в Китае, а затем в Малой Азии и на восточном побережье Средиземного моря. Территория государств протянулась через Северную Африку и всю Южную Азию от Средиземного моря до Тихого океана.

     Под защитой высоких крепостных стен располагались крупные города. Между  ними пролегали дороги, по которым шли караваны верблюдов и ослов с товарами. По рекам и морю плыли корабли на веслах и под парусами… 
 
 

    1. Государства Древнего Востока. Коротко

 

     Переход от первобытности к цивилизации  сопровождался развитием ирригационного земледелия, что требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны.

     Сложилась особая форма государства — деспотия (во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и  считавшийся собственником всей земли; был развит аппарат чиновников, которые не только взимали налоги, но и организовывали совместные работы, набирали рекрутов, осуществляли суд).

     Стабильность  деспотий поддерживалась за счет веры в божественность правителя (в Китае  императора считали Сыном Неба, верховным  божеством; в Индии верили, что царь создан из частиц тела разных богов; фараон Египта был наделен «солнечным именем», он стал богом Ра).

     Строгая иерархичность восточных обществ  заключалась в том, что каждый социальный слой занимал четко определенное место, обладал правами, обязанностями, привилегиями.

     Особая  прослойка общества — купцы, которых  поддерживало государство, заинтересованное в торговле, в осуществлении экономических  связей.  
Особая категория — воины, служившие в постоянной армии, получавшие снабжение от государства.

     Многочисленный  слой составляли ремесленники (в городах), свободные общинники — крестьяне. Община — основная хозяйственная  единица (содержание ирригационной  системы, общественные работы). Человек  в общине — часть коллектива.

     Труд  рабов на Востоке был дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников, он не играл определяющей роли в экономической жизни. Существовало рабство (домашнее) за счет военнопленных и долговое рабство.

     Законы  регламентировали жизнь всех сторон общества, оберегали частную собственность. Была сильна власть традиций.

     Власть  царя (фараона) была ограничена жречеством, родовой знатью. Основная масса населения  не имела доступа к власти. Не было структур в обществе, через  которые общество могло бы оказывать воздействие на государство и включаться в его деятельность в законном порядке. Самоуправление существовало на уровне общины, в ее узких пределах.

     Между государствами Древнего Востока шли почти непрерывные войны. Их целью было завоевание чужих земель, захват рабов и другой добычи. Классовая борьба рабов и бедноты, восстания угнетенных народов против своих поработителей подрывали силы рабовладельческих государств. Государства то усиливались и грабили своих соседей, то слабели и гибли.

     В XVIII в. до н. э. Вавилонское царство объединило при царе Хаммурапи все Междуречье и прилегающие к нему области, но оно рухнуло уже в следующем столетии.

     В середине II тысячелетия до н. э. большого могущества достигло Египетское государство, захватившее не только соседние с  ним области в Северо-Восточной Африке, но и Сирию и Палестину на восточных берегах Средиземного моря. Здесь египетские войска столкнулись с могучим противником — Хеттским царством, образовавшимся в Малой Азии. Упорные войны между Египтом и Хеттским царством, проходившие с переменным успехом, ослабили оба государства.

     В VIII в. до н. э. грозой соседей стала  Ассирия — первоначально небольшое  государство на берегах реки Тигра. Ассирийцы поставили военное  дело на невиданную для того времени  высоту. Крепостные стены рушились от ударов их таранов, лучшие войска не могли устоять перед натиском ассирийской конницы. Ассирия покорила почти всю Переднюю Азию и Египет; страшно опустошив завоеванные страны, ассирийцы наложили на покоренное население дань, которую сами называли тяжелой. Однако в конце VII в. до н. э. пало под ударами врагов и «логовище львов» — Ассирия.

     В VI в. до н. э. образовалось огромное Персидское царство. Его владения простирались от Египта и берегов Эгейского  моря до реки Инда. Царя Персии называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Ослабленное непрерывными восстаниями порабощенных народов, Персидское царство погибло под натиском греко-македонского войска во главе с Александром Македонским. В Египет и в Азию проникли новые завоеватели — македоняне и греки, а позднее римляне.

     В Индии и Китае огромные государства  также то образовывались, то распадались  на мелкие царства и княжества, враждовавшие друг с другом. Народы Древнего Востока  создали высокую и своеобразную культуру. 
 
 
 
 
 

2. Развитие государств Древнего Востока

 

     Первые  государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V—IV тысячелетий  до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) — в областях с сухим и жарким климатом. В  это время там осваивались  орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

     В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

     Предки  египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

     После появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

     Кооперация  родовых общин способствовала перерастанию их в номы — общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

     Большие патриархальные семьи распались  на малые. Они состояли из двух поколений  — родителей, их неженатых сыновей  и незамужних дочерей. Родовые связи  уступили место соседским.

     Перемены  в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины — жрецу.

     Номы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

     Процесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В  конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных  нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.

     Аналогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия  до Р.Х. его заселили шумеры — народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

     В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые  общины Южного Двуречья владели сетью  мелких каналов. Общины типа номовых  и единая система каналов появились  позднее.

     Центром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали  Шуруппак. Главой общины был верховный  жрец храма — эн. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.

     Номовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства  Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета  их деятельности возникла письменность — в начале IV тысячелетия до Р.Х. — в Египте, на рубеже IV—III тысячелетий до Р.Х. — в Шумере.

     Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы  и их группы обозначали слоги, понятия  или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине — основном писчем материале Двуречья — удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.

     Египетская  письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.

     Различают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.

     Египтяне  верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки — на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, — Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.

Информация о работе Развитие государств Древнего Востока