Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа
В представленной контрольной работе я остановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению, причинах, предпосылках, этапах образования СССР.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.
Введение
Раздел 1. Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР
Раздел 2. Разработка и принятие Конституции СССР
Раздел 3. Содержание Конституции СССР 1924 г.
Раздел 4. Вопрос о государственном суверенитете в Конституции
Раздел 5. Структура и компетенция государственных органов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Таким образом,
XII съезд высказался за двухпалатную
структуру ЦИК Союза ССР, одна
из которых — Совет
Главной и, по существу,
единственной предпосылкой создания Основного
закона Союза Советских
Юридическим источником
первой Конституции Союза стал Договор
об образовании СССР. Но не следует
отождествлять Договор, утвержденный
I съездом Советов Союза, с договором,
ставшим частью Основного закона,
его главным разделом. Они по содержанию
резко отличаются. Еще одним источником
Конституции можно считать
Вопрос о том,
когда именно началась работа над
конституцией, остается спорным. Решения
I Всесоюзного съезда были вполне однозначны:
он принял Декларацию и Договор об
образовании СССР, поручив будущему
ЦИК Союза доработать их. Ни о
какой Конституции на съезде, и
тем более в его решениях, сказано
не было, а вот дальше начинаются
загадки, порождающие споры о
времени начала работы над проектом
Конституции. Образованный съездом
ЦИК Союза избрал свой Президиум
10 января 1923 г. Последний, в свою очередь,
создал 6 комиссий, которым была поручена
разработка положений об отдельных
органах власти и управления Союза.
В литературе всю совокупность этих
комиссий стали со временем называть
просто комиссией, а в документах
уже вскоре даже конституционной
комиссией. 3 месяца спустя в циркуляре,
разосланном ЦИК союзных
Уже в январе 1923г. в документах начинает появляться слово «Конституция», хотя и между прочим.
Так, 31 января 1923 г. состоялось заседание органа со странным названием: «Подкомиссия для выработки предварительного проекта союзного Договора «Конституции» и положения о наркоматах СССР». Подкомиссия эта имела свою историю. Она была создана Комиссией при Президиуме ЦИК СССР 13 января 1923 г. в составе Т.В. Сапронова, Д.И. Курского, В.А. Аванесова, Д.З. Мануильского, Б. Мдивани, А.С. Енукидзе для «предварительной подготовки всех материалов и проектов положений о СНК, СТО и наркоматах...». Как видим, ни о какой Конституции здесь речи не шло. Другое дело, что, конечно, вопрос о Совнаркоме и наркоматах, несомненно, конституционный, но в то же время, разумеется, весьма частный. К середине февраля подкомиссия Президиума ЦИК СССР, подготовила первый проект союзной Конституции.
27 апреля 1923 г.
Президиум ЦИК СССР принял
постановление о завершении
Трудно сказать, мыслилась ли эта Комиссия уже прямо как конституционная, но протокол ее заседания, датированный 8 июня, озаглавлен: «Протокол N 1 расширенной Комиссии по выработке Конституции Союза Сов. Соц. Республик», хотя вопрос о том, чем будет заниматься Комиссия - Конституцией или Союзным договором, решался позднее.
Уже при обсуждении порядка работы Расширенной комиссии сразу возник вопрос о том, что все-таки нужно создавать - Конституцию или усовершенствованный Союзный договор?
Это был не праздный вопрос, не простая юридическая тонкость. Конечно, союзное государство может быть оформлено и конституцией, и договором. Но если конституция - документ, безусловно, единого, хотя и федеративного государства, то союзный договор может существовать и в конфедерации. Во всяком случае, договор всегда при желании можно истолковать в конфедеративном смысле.
Спор продолжался долго и ожесточенно, несколько раз пытались голосовать, но, в конце концов, в решении I заседания расширенной комиссии от 8 июня 1923 г. было записано: «Принять за основу текст, предложенный Комиссией ЦИК СССР, не предрешая вопроса о наименовании его договором или Конституцией».
Следующее заседание комиссии состоялось на другой день - 9 июня - но было, очевидно, прервано.
С 9 по 12 июня в Москве проходило известное IV совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей, в котором, разумеется, участвовали и члены Комиссии, хотя и не все (на совещании отсутствовали даже такие деятели, как Сапронов, Енукидзе, Курский и некоторые другие).
Этому совещанию в литературе уделяется обычно большое внимание в плане работы над проектом Конституции. Это, конечно, верно, но лишь отчасти. Совещание занималось общими проблемами национальной жизни в стране, национальными отношениями. Правда, в резолюции совещания содержались важные моменты, которые носили конституционный характер, - о палатах Центрального исполнительного комитета Союза, о его Президиуме, о наркоматах. При этом данные проблемы разбирались даже подробней, чем это потом будет сделано в Конституции. Однако общих вопросов Конституции резолюция не касалась. Тем не менее, совещание, конечно, сыграло значительную роль в деле создания проекта Конституции. Поэтому-то сразу по его окончании, на следующий день, 13 июня Расширенная комиссия продолжила работу, обсудив, прежде всего, порядок дальнейшей деятельности. По предложению М.В. Фрунзе было решено: «До сессии ЦИКа СССР в комиссии обсудить только проект Конституции (Договора), приступив в первую очередь к обсуждению вопроса об общесоюзном бюджете, о Верховном Суде, о союзном гербе и флаге». Вслед за этим приступили к обсуждению конкретных глав и статей проекта, начав, как и решили, с вопроса о бюджете.
16 июня состоялось
последнее заседание
Строго говоря, заключительное заседание Комиссии было неправомочным: в нем участвовало 12 членов Комиссии, т.е. чуть меньше половины.
Так или иначе, но судьба документа была решена, он теперь уже мог безоговорочно именоваться проектом Конституции, а не Союзного договора. Следовательно, задача Договора этим исчерпывалась, хотя, конечно, он еще в определенных пределах действовал, перестав к тому же быть договором.
16 июня 1923 года работа Комиссии была закончена принятием документа в целом.
В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства.
Пленум ЦК РКП(б) 26-27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и принял по нему развернутое решение. Поддержав общую идею проекта, Пленум в то же время внес изменения в него, направленные на усиление гарантий суверенитета союзных республик.
В конце июня - начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден на специальных сессиях ЦИК союзных республик.
6 июля 1923 г. ЦИК
Союза единогласно утвердил
Дело оставалось
за последним решающим шагом - торжественным
оформлением исторического
Раздел 3.
Содержание Конституции СССР 1924 г.
Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик.
Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как «в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», «в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов». Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.
Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:
Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов". Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.
Договор состоял
из 11 глав. В первой определялись предметы
ведения верховных органов
Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР.
Третья глава раскрывала порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.
Глава четвертая
определяла полномочия Центрального Исполнительного
Комитета СССР. Он состоял из двух палат
— Союзного Совета и Совета Национальностей.
Союзный Совет формировался съездом
из представителей союзных республик
(пропорционально населению
Пятая глава
определяла полномочия Президиума ЦИК,
объявленного "высшим законодательным,
исполнительным и распорядительным
органом власти" СССР. Он имел право
отменять или приостанавливать решения
правительства и всех других органов
власти в стране, издавать любые
собственные решения и
Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.
Седьмая глава рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.
Информация о работе Разработка и принятие Конституции СССР. 1924 год