Разработка и принятие Конституции СССР. 1924 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

В представленной контрольной работе я остановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению, причинах, предпосылках, этапах образования СССР.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Содержание

Введение

Раздел 1. Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР

Раздел 2. Разработка и принятие Конституции СССР

Раздел 3. Содержание Конституции СССР 1924 г.

Раздел 4. Вопрос о государственном суверенитете в Конституции

Раздел 5. Структура и компетенция государственных органов

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории отечественного права.docx

— 154.36 Кб (Скачать)

Таким образом, XII съезд высказался за двухпалатную структуру ЦИК Союза ССР, одна из которых — Совет Национальностей  — должна быть органом национально-государственного представительства. XII съезд РКП (б) при этом подчеркнул, что Конституция  Советского государства должна исходить из ленинского принципа полного равенства союзных республик в Союзе ССР и что последний должен гарантировать их суверенные права, охранять их суверенитет. Высказавшись за двухпалатную структуру ЦИК СССР, XII съезд РКП (б) оставил открытым вопрос о способах формирования Совета Национальностей. 

Главной и, по существу, единственной предпосылкой создания Основного  закона Союза Советских Социалистических Республик выступает само по себе возникновение этого государства. Любое государство, разумеется, может  обойтись и без Конституции. Примеров тому более чем достаточно не только в прошлом, но и в наше время. Однако если государство может обойтись без Конституции, то все же наличие  ее, несомненно, укрепляет государственный  строй, всю государственную машину, цементирует ее отдельные части  в нечто единое.

Юридическим источником первой Конституции Союза стал Договор  об образовании СССР. Но не следует  отождествлять Договор, утвержденный I съездом Советов Союза, с договором, ставшим частью Основного закона, его главным разделом. Они по содержанию резко отличаются. Еще одним источником Конституции можно считать законодательство его членов до их вступления в СССР. Особое значение имеют, разумеется, законы Российской Федерации, в первую очередь  конституционные. Первая Советская  Конституция - Конституция РСФСР 1918 года - была образцом для всех советских  республик, возникших до образования  СССР. В определенной мере она стала  таковой и для Конституции  Союза.

Вопрос о том, когда именно началась работа над  конституцией, остается спорным. Решения I Всесоюзного съезда были вполне однозначны: он принял Декларацию и Договор об образовании СССР, поручив будущему ЦИК Союза доработать их. Ни о  какой Конституции на съезде, и  тем более в его решениях, сказано  не было, а вот дальше начинаются загадки, порождающие споры о  времени начала работы над проектом Конституции. Образованный съездом  ЦИК Союза избрал свой Президиум 10 января 1923 г. Последний, в свою очередь, создал 6 комиссий, которым была поручена разработка положений об отдельных  органах власти и управления Союза. В литературе всю совокупность этих комиссий стали со временем называть просто комиссией, а в документах уже вскоре даже конституционной  комиссией. 3 месяца спустя в циркуляре, разосланном ЦИК союзных республик, Президиум ЦИК СССР даже назовет  этот орган комиссией ЦИК по выработке  Конституции СССР и положений  о союзных наркоматах, выбранной  на 1-м заседании Президиума ЦИК  Союза ССР, хотя съезд-то поручил  ЦИК работать над Договором, а  не творить Основной закон.

Уже в январе 1923г. в документах начинает появляться слово «Конституция», хотя и между  прочим.

Так, 31 января 1923 г. состоялось заседание органа со странным названием: «Подкомиссия для выработки предварительного проекта союзного Договора «Конституции» и положения о наркоматах СССР». Подкомиссия эта имела свою историю. Она была создана Комиссией при Президиуме ЦИК СССР 13 января 1923 г. в составе Т.В. Сапронова, Д.И. Курского, В.А. Аванесова, Д.З. Мануильского, Б. Мдивани, А.С. Енукидзе для «предварительной подготовки всех материалов и проектов положений о СНК, СТО и наркоматах...». Как видим, ни о какой Конституции здесь речи не шло. Другое дело, что, конечно, вопрос о Совнаркоме и наркоматах, несомненно, конституционный, но в то же время, разумеется, весьма частный. К середине февраля подкомиссия Президиума ЦИК СССР, подготовила первый проект союзной Конституции.

27 апреля 1923 г.  Президиум ЦИК СССР принял  постановление о завершении деятельности  всех ранее сформированных комиссий  по выработке отдельных глав  союзной Конституции и с целью  подготовки окончательного проекта  Конституции образовывает еще  одну, так называемую Расширенную комиссию.

Трудно сказать, мыслилась ли эта Комиссия уже  прямо как конституционная, но протокол ее заседания, датированный 8 июня, озаглавлен: «Протокол N 1 расширенной Комиссии по выработке Конституции Союза Сов. Соц. Республик», хотя вопрос о том, чем будет заниматься Комиссия - Конституцией или Союзным договором, решался позднее.

Уже при обсуждении порядка работы Расширенной комиссии сразу возник вопрос о том, что  все-таки нужно создавать - Конституцию или усовершенствованный Союзный договор?

Это был не праздный вопрос, не простая юридическая тонкость. Конечно, союзное государство может  быть оформлено и конституцией, и  договором. Но если конституция - документ, безусловно, единого, хотя и федеративного  государства, то союзный договор  может существовать и в конфедерации. Во всяком случае, договор всегда при  желании можно истолковать в  конфедеративном смысле.

Спор продолжался  долго и ожесточенно, несколько  раз пытались голосовать, но, в конце  концов, в решении I заседания расширенной  комиссии от 8 июня 1923 г. было записано: «Принять за основу текст, предложенный Комиссией ЦИК СССР, не предрешая вопроса о наименовании его договором или Конституцией».

Следующее заседание  комиссии состоялось на другой день - 9 июня - но было, очевидно, прервано.

С 9 по 12 июня в  Москве проходило известное IV совещание  ЦК РКП с ответственными работниками  национальных республик и областей, в котором, разумеется, участвовали  и члены Комиссии, хотя и не все (на совещании отсутствовали даже такие деятели, как Сапронов, Енукидзе, Курский и некоторые другие).

Этому совещанию  в литературе уделяется обычно большое  внимание в плане работы над проектом Конституции. Это, конечно, верно, но лишь отчасти. Совещание занималось общими проблемами национальной жизни в  стране, национальными отношениями. Правда, в резолюции совещания  содержались важные моменты, которые  носили конституционный характер, - о палатах Центрального исполнительного  комитета Союза, о его Президиуме, о наркоматах. При этом данные проблемы разбирались даже подробней, чем это потом будет сделано в Конституции. Однако общих вопросов Конституции резолюция не касалась. Тем не менее, совещание, конечно, сыграло значительную роль в деле создания проекта Конституции. Поэтому-то сразу по его окончании, на следующий день, 13 июня Расширенная комиссия продолжила работу, обсудив, прежде всего, порядок дальнейшей деятельности. По предложению М.В. Фрунзе было решено: «До сессии ЦИКа СССР в комиссии обсудить только проект Конституции (Договора), приступив в первую очередь к обсуждению вопроса об общесоюзном бюджете, о Верховном Суде, о союзном гербе и флаге». Вслед за этим приступили к обсуждению конкретных глав и статей проекта, начав, как и решили, с вопроса о бюджете.

16 июня состоялось  последнее заседание расширенной  комиссии. Текст решения выглядит  следующим образом: «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик».

Строго говоря, заключительное заседание Комиссии было неправомочным: в нем участвовало 12 членов Комиссии, т.е. чуть меньше половины.

Так или иначе, но судьба документа была решена, он теперь уже мог безоговорочно  именоваться проектом Конституции, а не Союзного договора. Следовательно, задача Договора этим исчерпывалась, хотя, конечно, он еще в определенных пределах действовал, перестав к тому же быть договором.

16 июня 1923 года работа  Комиссии была  закончена принятием  документа в целом.

В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства.

Пленум ЦК РКП(б) 26-27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной  комиссии и принял по нему развернутое  решение. Поддержав общую идею проекта, Пленум в то же время внес изменения  в него, направленные на усиление гарантий суверенитета союзных республик.

В конце июня - начале июля 1923 г. проект Конституции  СССР был обсужден на специальных  сессиях ЦИК союзных республик.

6 июля 1923 г. ЦИК  Союза единогласно утвердил проект  Конституции и немедленно ввел  ее в действие. Тем самым спор  о документе, закрепляющем образование  СССР, был завершен.

Дело оставалось за последним решающим шагом - торжественным  оформлением исторического события II Всесоюзным съездом Советов. И  оно последовало: 31 января 1924 г. с небольшими дополнениями Конституция была утверждена.  
 
 

Раздел 3.  

  Содержание Конституции  СССР 1924 г.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик.

Декларация об образовании СССР содержала изложение  сугубо политических, а не юридических  аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что  в то время как «в лагере капитализма  — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», «в лагере социализма — взаимное доверие  и мир, национальная свобода и  равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов». Все это  объясняло, с точки зрения авторов  Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.

Договор состоял  из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР содержала изложение  сугубо политических, а не юридических  аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что  в то время как "в лагере капитализма  — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода  и равенство, мирное сожительство и  братское сотрудничество народов". Все это объясняло, с точки  зрения авторов Конституции, необходимость  и неизбежность создания и расширения Союза ССР.

Договор состоял  из 11 глав. В первой определялись предметы ведения верховных органов власти СССР.

Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что суверенитет республик  ограничен лишь в пределах, указанных  в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами  жизни и деятельности). К числу  прав республик относилось право  на выход из Союза и невозможность  без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось  единое гражданство Союза ССР.

Третья глава  раскрывала порядок формирования и  властные функции съезда Советов  СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.

Глава четвертая  определяла полномочия Центрального Исполнительного  Комитета СССР. Он состоял из двух палат  — Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом  из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей  образовывался из представителей союзных  и автономных республик (по 5 человек  от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.

Пятая глава  определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Он имел право  отменять или приостанавливать решения  правительства и всех других органов  власти в стране, издавать любые  собственные решения и указания.

Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться  через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.

Седьмая глава  рассматривала полномочия и порядок  формирования Верховного Суда СССР. К  компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам  союзных республик руководящих  разъяснений", но и рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех  или иных решений по представлению  прокурора Верховного Суда, а также  разрешение судебных споров между союзными республиками.

Информация о работе Разработка и принятие Конституции СССР. 1924 год