Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно- распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль.
Введение……………………………………………………..……………………1
1.Происхождение принципа разделения властей………………………………3
2.Разделение властей в мировой конституционной практике………….……..5
2.1.Разделение властей между главой государства, парламентом
и правительством и основные формы правления…………………………..…5
2.2.Смешанная форма правления……………………………………………….6
2.3.Советская и суперпрезидентская формы правления………………………7
2.4.Основные тенденции развития разделения властей……………………….7
3.Разделение властей в дореволюционной России, в Советском
государстве и в период конституционных реформ……………………...…….9
3.1.Дореволюционная Россия………………………………………………...….9
3.2.Период Советской власти………………………………………………..….10
3.3.Конституционные реформы 1988-1993 годов…………………………….10
4.Разделение властей в современном Российском государстве
и система государственных органов РФ: конституционное
закрепление и общая характеристика………………………………………….14
4.1.Конституционное закрепление разделения властей…………………..….14
4.2.Проблемы разделения властей в Российском
государстве и государственные органы с особым статусом…………….….15
4.3.Методы исследования разделения властей ……………………..………..17
Заключение……………………………………………………………….……..20
Литература………………………………………
Содержание.
Введение……………………………………………………..
1.Происхождение принципа разделения властей………………………………3
2.Разделение властей в мировой конституционной практике………….……..5
2.1.Разделение властей между главой государства, парламентом
и правительством и основные формы правления…………………………..…5
2.2.Смешанная форма правления……………………………………………….6
2.3.Советская и суперпрезидентская формы правления………………………7
2.4.Основные тенденции развития разделения властей……………………….7
3.Разделение властей в дореволюционной России, в Советском
государстве и в период конституционных реформ……………………
...…….9
3.1.Дореволюционная Россия………………………………………………...….9
3.2.Период Советской власти………………………………………………..….10
3.3.Конституционные реформы 1988-1993 годов…………………………….10
4.Разделение властей в современном Российском государстве
и система государственных
органов РФ: конституционное
закрепление и общая характеристика……………………
…………………….14
4.1.Конституционное закрепление разделения властей…………………..….14
4.2.Проблемы разделения властей в Российском
государстве и государственные органы с особым статусом…………….
….15
4.3.Методы исследования разделения властей ……………………..………..17
Заключение……………………………………………………
………….……..20
Литература……………………………………………………
……...………….23
Введение.
Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно- распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года1. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах. Исследование разделения властей в современном Российском государстве представляет интерес ещё и потому, что Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась в последние десять-пятнадцать лет. Конституционное развитие современной России (в том числе и в организации государственной власти) сочетает традиции российского дореволюционного конституционализма, наследие Советской власти, конституционные заимствования у зарубежных государств, а также современные отечественные нововведения. Поэтому не обойтись без исторического и сравнительно-правового анализа конституционной практики разделения властей в зарубежных государствах, отечественного конституционного развития.
1. Происхождение принципа разделения властей.
Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем XVII века Дж.Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.
Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии.
Соединённые
Штаты Америки изначально создавались
как республика, причём сначала как
конфедерация, а затем как федеративное
республиканское государство. "Отцы-основатели"
существенно развили теорию разделения
властей. Они обосновывали необходимость
обособления и независимости трёх основных
ветвей власти, сильной исполнительной
власти, системы сдерживания и уравновешивания
властей (это так называемая "система
сдержек и противовесов"). Доминирующая
власть - законодательная, поэтому необходимо
устранить угрозу с её стороны. Решение
было найдено в бикамерализме - разделении
парламента на две палаты, причём верхняя
палата избирается иным образом и сдерживает
нижнюю, рассматривая её решения. При этом
предполагалась особая роль судебной
власти2.
2 Разделение властей в мировой конституционной практике.
2.1 Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления.
Форма правления в конституционном государстве характеризует схему разделения властей, в первую очередь между главой государства, парламентом и правительством. В разных конституционных государствах были установлены различные формы правления и сложились различные системы разделения властей.
При ограниченной (дуалистической) монархии (Великобритания после "Славной революции", Российская империя между двумя революциями) законодательная власть принадлежит парламенту, монарх формирует правительство и обладает правом абсолютного вето. В парламентарной монархии (Великобритания, Япония) монарх является номинальным главой государства и свои полномочия самостоятельно не осуществляет. Монарх формирует Правительство из представителей политических партий, победивших на парламентских выборах и составивших парламентское большинство. Монарх может иметь и другие полномочия (роспуск парламента, право вето), но осуществляет их по совету правительства. Выражение парламентом недоверия правительству влечёт отставку последнего. Фактическим главой государства является глава правительства. Система может эффективно функционировать только при устойчивой двухпартийной системе, при многопартийной системе действуют коалиционные правительства, возможна частая смена правительств (так называемая "правительственная чехарда").
Наиболее
полно принцип разделения властей
проведён в Конституции США 1787 года,
в форме президентской
Парламентарная республика (Италия) отличается от парламентарной монархии тем, что президент - номинальный глава государства - избирается парламентом, в определённых случаях он может распускать парламент, он может осуществлять часть своих полномочий самостоятельно, но большинство актов требуют контрассигнации. Конституционная практика идёт по пути сокращения полномочий Президента: в Италии даже традиционную для главы государства представительскую функцию (участие в заседаниях глав "большой восьмёрки", переговоры на высшем уровне) осуществляют главы правительств, а фактически - реальные главы таких государств3.
2.2 Смешанная форма правления.
На мой взгляд, для нашей страны наиболее поучителен пример конституционного развития Франции. При многопартийной системе и неустойчивом гражданском обществе, в почти двухсотлетней череде революций, переворотов, кризисов, реставраций сменились почти все мыслимые формы правления, и они все показали свои недостатки. Только полупрезидентская V республика, установленная под руководством Шарля де Голля, смогла эффективно функционировать при многопартийной системе и принесла стране стабильность. Основные черты полупрезидентской республики - широкие полномочия президента, избираемого прямыми, реже косвенными выборами, он не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти, координирует их деятельность, может распускать парламент или одну из его палат, формирует правительство и направляет его деятельность. Правительство несёт политическую ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Полупрезидентской республикой, на мой взгляд, является и Российская Федерация по Конституции 1993 года.
Полупарламентская республика (Германия) отличается более сложным порядком отправления правительства в отставку, что снижает вероятность правительственных кризисов (в Германии, чтобы сместить канцлера, необходимо избрать нового, простой, деструктивный вотум недоверия влечёт роспуск парламента).
Полупарламентская и полупрезидентская республика - самые устойчивые формы правления, но президентская и та же полупрезидентская, на мой взгляд, более демократичны, так как не только Парламент, но и Президент получает свой мандат непосредственно от народа.
Одна из последних тенденций в мировой конституционной практике - сближение форм правления. После 1958 года всё большее распространение получает смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) форма правления, получила реализацию она и в Конституции РФ 1993 года.
2.3
Советская и
Для двух республиканских форм правления разделение властей не характерно. При советской власти вся полнота власти принадлежит представительным органам - Советам (формально - народу), исполнительные и иные органы формируются советами и им подконтрольны, обычно советская республика сочетается с однопартийной системой, правящая партия через безальтернативные выборы направляет своих представителей в Советы, через Советы - в другие органы, диктует государственным органам свою волю. Для суперпрезидентской республики характерно огромное сосредоточение полномочий в руках главы государства: он по своему усмотрению формирует правительство, распускает парламент, изменяет законодательство, назначает референдумы. Президент избирается народом, но он может обеспечить себе победу на выборах за счёт административного ресурса, иногда проводятся референдумы о продлении полномочий Президента. Суперпрезидентская форма правления обычно характерна для авторитарных режимов, но на короткий срок может быть установлена для выхода из конституционного кризиса (например, в России в период с 21 сентября по 25 декабря 1993 года)4.
2.4 Основные тенденции развития разделения властей
С течением времени концепция разделения властей стала подвергаться модификациям, в конституциях стали появляться положения, уходившие от первоначальных жёстких схем. Авторы принципа разделения властей предполагали верховной законодательную власть, однако в течение XIX-XX веков в различных государствах усиливалась не законодательная, а исполнительная власть, что объясняется усложнением управления в условиях индустриального и информационного общества. Там же, где сильна была законодательная власть, она оказывалась под сильнейшим влиянием политических партий, что при многопартийной системе приводило к неустойчивости системы государственной власти и частой смене правительств, при однопартийной системе - к диктату партии. В современном понимании концепции разделения властей речь идёт не о разделении трёх абсолютно независимых властей, а о разделении единой государственной власти на три "ветви власти", организационно и функционально самостоятельные. Не может быть нескольких властей в едином государстве, и не могут "ветви власти" действовать в изоляции друг от друга. Наоборот, участвуя в осуществлении функций государства, в решении государственных задач, государственные органы неизбежно втягиваются во взаимодействие. Кроме того, всё большее распространение получили государственные органы с особым статусом, не входящие в традиционную триаду "ветвей власти", в научных трудах и некоторых конституциях появились положения об избирательной, учредительной, контрольной, информационной власти и других её "ветвях" и "ответвлениях". Есть такие органы и в России, и о них речь пойдёт ниже.
Обобщая
вышесказанное, отметим общие тенденции
развития концепции разделения властей
в мировой конституционной практике: (1)
утверждение единства государственной
власти, (2) дифференциация власти, обособление
"ветвей" и "ответвлений" государственной
власти, (3) сближение форм правления, распространение
смешанной формы правления, (4) усиление
исполнительной власти.
3.1 Дореволюционная Россия.
При
абсолютной монархии вся власть сосредоточена
в руках самодержавного монарха, и говорить
о разделении властей не приходится. Конституционный
проект М.М.Сперанского предполагал установление
конституционной монархии, введение представительных
органов сверху донизу, а также разделения
властей, причём законодательную власть
предполагалось закрепить за Державной
Думой, исполнительную власть - за монархом,
судебную власть - за судебной системой
во главе с Сенатом и с судами присяжных,
некоторое объединение власти допускалось
в лице Государственного Совета. Свои
конституционные проекты были и у декабристов.
Пестель предлагал проект республиканского
устройства с разделением власти на законодательную,
исполнительную (вместе с судебной) и "блюстительную"
(контрольную), а также широкое распространение
народных вече. Проект Конституции Муравьёва
предусматривал конституционную монархию,
федеративное устройство, разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, двухпалатный парламент. Император
Александр II провёл судебную, городскую
и земскую реформы, фактически были созданы
единая судебная система и местное самоуправление.
Кроме того, конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова
предполагал учреждение представительного
законосовещательного органа. В 1905-1906
годах, после учреждения Государственной
Думы и установления конституционной,
дуалистической монархии принцип разделения
властей получил определённое закрепление.
Согласно Манифесту от 17 октября 1905 года
и Основным государственным законам 1906
года верховная власть принадлежала императору,
но она уже не была неограниченной. Законодательная
власть принадлежала императору в единении
с Государственной Думой и Государственным
Советом, "власть управления" (исполнительная
власть) - императору, судебная власть
- судам, установленным законом (осуществлялась
ими от имени императора). Совет министров
из совещательного органа при императоре
преобразован в самостоятельное правительство.
Конституционная монархия просуществовала
немногим более 10 лет, и в 1917 году, после
отречения Императора Николая II от престола,
имело место не разделение властей, а двоевластие
Временного правительства и Советов рабочих
и солдатских депутатов5.