Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:11, контрольная работа
В организации управления на местах король сохранил некоторые учреждения англо-саксов; так он использовал старинные собрания сотен и графств для своих фискальных целей, для распределения налогов, для суда, для правительственных расследований. Наряду с феодальной системой военной службы король сохранил также и ополчение свободного крестьянства.
1) Разберите
статьи «Великой Хартии
В организации управления на местах король сохранил некоторые учреждения англо-саксов; так он использовал старинные собрания сотен и графств для своих фискальных целей, для распределения налогов, для суда, для правительственных расследований. Наряду с феодальной системой военной службы король сохранил также и ополчение свободного крестьянства.
При короле Иоанне Безземельном (1199 - 1216 гг.) происходит резкое ослабление королевской власти. Неудачные войны во Франции, в результате чего почти все его владения (Нормандия, Мэн, Анжу, Турень и др.) оказались в руках французского короля Филиппа II Августа, бесконечные поборы, новые налоги, конфликт с папой Иннокентием III — все это вызвало сильнейшую оппозицию не только со стороны баронов, но и со стороны духовенства, рыцарства и городов, которые до этого поддерживали королевскую власть. В результате король капитулировал и согласился на все требования, предъявляемые ему баронами. 15 июня 1215 г. он подписал Великую хартию вольностей, которая была составлена прежде всего в интересах баронов, руководивших движением.
Король обещал не брать с баронов больших поборов, чем это установлено обычаем; не злоупотреблять опекой над несовершеннолетними наследниками феодов; не выдавать наследниц феодов замуж помимо их воли и воли их родных. В хартии было предусмотрено ограждение вотчинных судов по делам держателей от вмешательства королевских судов.
Все эти постановления имели целью оградить баронов от злоупотреблений короля правами верховного феодального сеньора. Так, хартия устанавливает, что феодальные сборы могут взыскиваться лишь в следующих случаях:
- для выкупа короля из плена,
- при выдаче замуж старшей его дочери.
Что касается других налогов, платежей, то взимание их могло производиться только с согласия «общего совета королевства», в состав которого входили все непосредственные вассалы короля.
В финансовой области большое значение имели статьи 12 и 14 хартии, ограничивавшие свободу действий короны в установлении налогов и поборов. Статья 12 определяла, что «никакие налоги не должны взиматься иначе, как по общему совету королевства Нашего». Согласно статье 14 такой совет королевства состоял из непосредственных держателей короны - крупных английских феодалов. 1
Две особенности отличали Англию. Не в пример другим феодальным владыкам, здесь король предпочитал брать со своих баронов не военной службой, а налогом - «щитовыми деньгами»: норманнская государственность с самого начала носила явно фискальный характер. А налог – в отличие от баронской службы – ложился на плечи всех слоев населения. И второе: в Англии сохранилось много бедных, но свободных, то есть вооруженных, людей: можно не считаться с чернью, но трудно – с вооруженным народом.
Важное значение имела и военная реформа Генриха II, который начинает заменять военную службу феодалов денежными платежами, так называемыми щитовыми деньгами. «Щитовые деньги» позволили королю содержать наемные войска, что позволяло более мощно противостоять баронам.
Следует отметить, что мелкие и средние феодалы, платя военный налог и освобождаясь от военной службы, предпочитали заниматься разведением овец и вывозом шерсти за границу. Это способствовало в дальнейшем сближению части английского дворянства (так называемого нового дворянства) с зарождавшейся городской буржуазией.2
Общий Совет королевства - феодальный съезд, орган сословного представительства.
Совет предполагался как обычный феодальный съезд, а не представительный орган всех слоев населения. Хартия предусматривала контроль над финансами именно со стороны съезда феодалов, а не сословно-представительного органа, как это было в соответствующий период во Франции. Однако в дальнейшем статьи 12 и 14 хартии сыграют иную роль - они послужат юридической базой для возникновения органа сословного представительства - парламента.
Парламент. В 1264 году королевская армия была разгромлена, а сам он вместе с наследником престола попал в плен. Вся полнота государственной власти оказалась в руках Симона де Монфора. Он принялся за переустройство государства. Одним из важнейших моментов в eго деятельности был созыв первого в истории Англии парламента, в который наряду с баронами, духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и городов.
Развернувшееся в ходе гражданской войны движение широких крестьянских масс, имевшее антифеодальный характер, вынудило баронов, напуганных этим движением, перейти на сторону короля. Армия Монфора была разгромлена, а сам он убит. Главным результатом гражданской войны было то, что королевская власть осознала необходимость компромисса между нею, баронами, рыцарями и богатыми горожанами для обуздания феодально-зависимого крестьянства. Следствием этого явилось создание органа сословного представительства - парламента. В 1295 году был созван первый «образцовый» парламент, в состав которого помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов вошли по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителей от городов.
Вначале парламент определял лишь размеры налогов. Созывался он по воле короля, и король имел право абсолютного вето на законопроекты, им принимаемые.
Во второй половине XIV века произошло разделение парламента на две палаты: верхнюю (палату лордов) и нижнюю (палату общин).
Особенность английского сословного учреждения (парламента) состояла в том, что в нем после разделения на две палаты рыцари от графств и представители от городов оказались в одной палате и отделились от светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату.
Парламент в средневековой Англии в период сословной монархии приобрел: а) исключительное право на издание законов; б) право решать вопросы о размере сборов в пользу королевской казны; в) право осуществлять контроль за высшими должностными лицами и г) право выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа.
Исключительное право на издание законов возникло из права парламента подавать королю петиции. Чаще всего такие петиции содержали требования о запрещении нарушений должностными лицами старых законов или издании новых законов по тем или иным вопросам. Король мог отвергнуть домогательства парламента или согласиться с ними. Однако при Эдуарде II (1307-1327 гг.) было признано, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля, палаты лордов и палаты общин3.
В период правления Эдуарда III (1327-1377 гг.) законодательные полномочия парламента окончательно оформились. Было установлено, что королевский ордонанс может быть законом только тогда, когда он принят и одобрен парламентом. В 1414 году при Генрихе IV палата общин в своей петиции королю прямо указала на то, что издание новых законов без ее согласия является нарушением исконных прав палаты.
Формирование и созыв парламента длительное время зависели от короля, а избирательное право, регулировавшее выборы в палату общин, с самого начала приняло резко выраженный классовый характер.
Законов, точно определявших
избирательное право как
С увеличением значения парламента участие в нем и выборы в парламент становятся привилегией. Были изданы законы, определявшие пассивное и активное избирательное право.
Одним из первых законов, посвященных избирательному праву в Англии, был акт 1413 года. 4
2) Разберите положения конституции США, касающиеся судебной власти. Какую систему судебных органов закрепляет конституция США? Какое влияние на судебную власть оказывают законодательная и исполнительная ветви власти? Какими полномочиями наделены судебные органы США в сфере конституционного надзора? Откуда проистекают эти полномочия (Конституция США не упоминает о подобных полномочиях)?
Разберите положения конституции США, касающиеся судебной власти. Какую систему судебных органов закрепляет конституция США?
Конституция 1787г. положила начало формированию общефедеральной судебной системы, поставив во главе ее Верховный суд, правда, с очень ограниченными полномочиями. Однако формирование сферы общефедерального права, исключительных полномочий федерации сделало настоятельной задачу создания законченной федеральной судебной системы.
На первой сессии конгресса США был принят Закон о судоустройстве (24 сентября 1789г.), который заложил принципы федеральной судебной системы. Основные идеи в организации федеральной юстиции были взяты из исторической системы английских разъездных судов. В новых условиях сложилась, однако, более строгая система точно соподчиненных судебных органов трех уровней.
Низший уровень федеральной юстиции составили районные суды. В стране учреждались 13 особых судебных районов (которые не совпадали географически со штатом). В каждом районе действовал 1 федеральный судья. Районный суд рассматривал в основном значительные гражданские дела. Позднее он получил и уголовную юрисдикцию в пределах общефедерального законодательства. Иски с требованием менее 10 тыс. долларов (по критерию сер. XX в.) следовало подавать только в суды штата. Исключительной подсудности районных судов подлежали дела, связанные с мореходством, банкротством, авторским и патентным правом, захватом земель. Спорные дела решались при участии суда присяжных.
С 1773 г. под общим началом районных судов стали функционировать посредники – комиссионеры, которые были как бы помощниками федеральных судей. Законодательный статус им был придан в 1817 г. Комиссионерами могли становиться лица, имеющие правовую подготовку. Занимались они главным образом мерами по обеспечению иска, освобождению под залог, разбором мелких правонарушений от имени федерального судьи. Комиссионеры выполняли и некоторые нотариальные функции.
Второй уровень федеральной юстиции составили окружные суды. Первоначально, по закону 1789г., районные федеральные суды объединялись в 3 округа, и в каждом учреждался суд из трех судей (один – федеральный районный судья по месту нахождения и двое судей Верховного суда). Судьи были не постоянными, а разъездными: приезжали в свой округ для рассмотрения дел на одну-две сессии в год. В конце XVIII в. состав суда был сокращен до одного члена Верховного суда, в 1891г. Конгресс отменил ежегодные обязательные «путешествия». В 1869г. окружные федеральные суды были реорганизованы в особую категорию судов, с самостоятельным персоналом и подсудностью. В 1891г. они преобразовались в окружные апелляционные суды. В федерации учреждалось 11 округов, в которые объединялись районные федеральные суды. В каждом округе действовал суд в составе от 3 до 15 судей (в настоящее время – от 4 до 23 в наибольшем округе, включающем Калифорнию и западные штаты). Судьи могли рассматривать дела как единолично, так и в полном составе округа. В 1911 г. окончательно была установлена только апелляционная юрисдикция окружных судов: в них разбирались обжалования на решения районных судов. В подавляющем большинстве случаев окружные суды были последней инстанцией судебного рассмотрения.
Высший уровень федеральной юстиции представлял Верховный суд. Рассмотрению в нем подлежали дела исключительной компетенции, где штат был одной из сторон, либо иски к представителям иностранных государств, споры между штатами. В порядке апелляции в него также могли вноситься только такие дела, когда в ходе рассмотрения вставали проблемы законности или конституционности договора, либо когда затрагивались «существенные федеральные вопросы». В общем виде Верховный суд сам решал, какое дело принимать к своему рассмотрению в порядке апелляции (в конце XIX в. в него поступало до 400 прошений в год из низших судов).
Судей всех федеральных судов назначал президент с согласия Сената. Согласно специальному закону – Акту о регулировании судебных процессов (1789) – федеральные суды руководствовались в своей деятельности процедурой, признанной для судов общего права и права справедливости совместно. В 1873 г. был составлен специальный Свод законов о судоустройстве, замененный в 1911 г. Судебным кодексом. Помимо основных федеральных судов, на протяжении XIX – начала XX в. сформировались специальные суды: территориальные, которые разбирали дела на особых территориях (Гуам, тихоокеанские острова и т. п.), таможенные, налоговые. Своя особая система судов сложилась в федеральном округе Колумбия. Отдельную часть федеральной юстиции составили военные суды, которые действовали непостоянно. Наиболее важной их особенностью стало то, что решения военных судов ни в коем случае не подлежат внесению в Верховный суд.
Наиболее своеобразным, самостоятельным судебным органом стал Претензионный суд (учрежден в 1855 г.). Он был образован для сбора претензий частных лиц к казне Соединенных Штатов. Первоначально эти требования не носили вполне искового характера, поскольку в XVIII-XIX вв. казна считалась неответственной за вред, причиненный действиями ее агентов частным лицам, и рассмотрению подлежали только долговые и подрядовые обязательства. С сер. XIX в. Верховный суд выступил с инициативой пересмотра прежней судебной идеи о суверенном иммунитете государств. Претензионный суд превратился в полноценный орган с правом выносить решения по существу (1862). Правда, окончательное признание судебной юрисдикции этого органа и ответственности казны за причиненный ею вред растянулось почти на сто лет.
Какое влияние на судебную власть оказывают законодательная и исполнительная ветви власти?
Организация государственной власти была подчинена принципу разделения властей. Причем в развитие старой доктрины Д. Локка наряду с законодательной и исполнительной властями американская конституция выделила в особое положение и судебную. Она считалась важнейшей в деле обеспечения прав и свобод граждан.
Информация о работе Разбор статей «Великой Хартии Вольностей»