Расселение восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале нашей истории не являлось на всем своем пространстве заселенной тем народом, который живет здесь сегодня. Русская история начинается с того момента, когда восточная ветвь славян спустилась на русскую равнину с юго-запада, со склон Карпат. На протяжении многих веков этого населения было далеко не достаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину.
Причем по условиям своей исторической жизни и

Содержание

План:

Введение…………………………………………………………………………3
1.Обособление восточных славян, их расселение по Русской равнине, возникновение самоназвания «Русь»………………………………………
2.Жизнь и социальный строй восточных славян……………………………...
3.Ценностные ориентиры культуры восточных славян……………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Восточные славяне.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

2  Жизнь и  социальный строй восточных славян. 
 

     Поляне  занимались земледелием и отличались большой культурой в быту по сравнению  с древлянами. Нестору также было хорошо известно расселение еще тридцати крупных племенных образований, на основе которых сложилось государство Русь. Он считает, что государство получило такое название потому, что в его время полян называли Русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по реке Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу. В низовьях Днепра, южнее полян, жили уличи; на западе были земли волынян, бужан и дулебов. На Днестре (Тирасе) и на Дунае – тиверцы; белые хорваты – в Закарпатье; по левому берегу Припяти находились земли дреговичей; а на востоке от них, по реке Со – радимичи; на реке Оке и Москве-реке – вятичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; вокруг озера Ильмень – полочане и словене. Некоторые из них представляли собой племенные союзы и территориальные объединения (полочане, бужане).

     Племенной союз – это федерация племен. Племя – совокупность родственных  родов, занимавших территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных походов; существовала дружина из молодежи и  ополчение.

     Племя имело свой центр (град), в котором  собиралось вече, вершился суд и  был торг. В граде имелось общеплеменное  святилище.

     Процесс распада первобытно-общинных отношений  в племенных союзах начался у восточных славян давно, но шел неравномерно. Экономически более развитыми были племенные объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге создания государства. Появление и развитие новых орудий труда способствовало распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и территориальные. Родичей помнили и чтили, но в области прав хозяйственная связь между ними распадается. В соседской общине прогрессирует процесс социального и имущественного расслоения и дифференциации, вызванной появлением излишков жизненно важных продуктов, являвшихся результатом более производительных орудий труда (металлических) и наличием в семье рабочих рук, трудовых и практических навыков в земледелии и скотоводстве.

     В VI – IX веках в хозяйственной жизни  восточных славян переплелись  производящие  и  непроизводящие виды деятельности.  Еще в древности они пережили первое общественное разделение  труда,  то есть отделение земледелия от скотоводства.  До VII века занятиями славян  были  охота,  рыболовство,  собирательство,  бортничество (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие.

     В земледелии возникли новые большие  изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная система земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха.

     На  рубеже VIII – IX веков у восточных  славян произошло второе общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от земледелия и возникли центры ремесла – города.

     Особое  значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

     Существовали  следующие виды ремесла: ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Часто славяне  отправлялись в западные земли, так  при Карле Великом (768 – 814 гг.) во французском государстве побывали торговые славяне. К IX веку у восточных  славян сложились этнические объединения-протогосударства, в которых существовала частная собственность и ранние формы эксплуатации.6

<…>Все эти  племена имели свои обычаи, и  законы

своих отцов, и  предания, и каждое - свой нрав. Поляне имеют

обычай отцов  своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами

своими и сестрами, матерями и родителями; перед свкровями  и

деверями великую  стыдливость имеют; имеют и брачный

обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на

следующий день приносят за нее – что дают. А  древляне жили

звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели

все не чистое, и  браков у них не бывало, но умыкали  девиц у

воды. А радимичи, вятичи и северяне имели обычай общий:

жили в лесу, как и все звери, ели все  не чистое и срамословили

при отцах и  при снохах, и браков у них небывало, но

устраивались  игрища между селами, и сходились  на эти игрища,

на пляски и  на всякие бесовские песни, и здесь  умыкали себе

жен по сговору  с ними; имели же по две и по три жены. И если

кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали

большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и

сжигали, а после  собрав кости, вкладывали их в небольшой

сосуд и ставили  на столбах по дорогам, как делают и теперь еще

вятичи. Этого  же обычая держались и кривичи, и  прочие

язычники, не знающие  закона Божьего, но сами себе

устанавливающие законы. <…>7

     Так описываются славяне в Византийском трактате «Стратегикон» написанном Маврикием Стратегиконом на рубеже VI—VII вв. и посвященном военному искусству и военным обычаям  различных стран и народов.

     «Племена  славян многочисленны, выносливы, легко  переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим  к ним иноземцам они относятся  ласково и, оказывая им, знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них  большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность  их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся  в лесах, у неудобопроходимых  рек, болот и озер, устраивают в  своих жилищах много выходов  вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в  местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью.

Опытны  они также и в переправе  через реки, превосходя в этом отношении  всех людей. Мужественно выдерживают  они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии), а если случится, что камыши бывают видны снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкой) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде.

Не имея над собой главы и враждуя  друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они  отважились идти на бой, то они во время  его с криком слегка продвигаются вперед, и если противники не выдержат их крика, то они сильно наступают; в  противном случае обращаются в бегство. Имея большую помощь в лесах, они  направляются к ним, так как среди  теснин они умеют отлично сражаться. Но нападения на славян следует производить  главным образом в зимнее время; тогда деревья стоят обнаженными  и за ними нельзя скрываться с таким удобством, как летом.»8

     Ахмед Ибн-Фадлан — арабский путешественник и писатель. В 921—922гг. в качестве посла багдадского халифа совершил поездку в Волжскую Болгарию. Об этом путешествии и посольстве он рассказал в своем сочинении, называемом «Книга». Большое место  в «Книге» занимает описание жизни  и обычаев народов, которых посетил  Ибн-Фадлан: башкир, волжских болгар, русов. В X в. арабы называли русами выходцев из Руси, в то время уже обширного, по преимуществу славянского государства  с центром в Киеве. 

      «Я  видел русов, когда они прибыли  по своим торговым делам и расположились  у реки Атыл (название реки Волги, распространенное среди тюркских народов и в  мусульманском мире ).

     И как только их корабли прибывают, выходит каждый из них (неся) с собою  хлеб, мясо, лук, молоко, чтобы подойти  к длинному, воткнутому (в землю) бревну, у которого (имеется) лицо, похожее  на лицо человека, а вокруг него маленькие  изображения. Итак, он подходит к большому изображению и покланяется ему, потом говорит ему: «О, мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то, и столько-то голов и соболей, и шкур»,— пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров. Потом оставляет то, что имел с собой, перед бревном. «Итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, чтобы он покупал у меня и не прекословил бы мне». Потом он уходит.

     Если  продажа будет трудна, то он снова  придет со вторым и третьим подарками.

     Если  кто-либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне  от себя, оставят его в ней, положат  вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним, особенно если он бедняк или невольник, но если это лицо, которое имеет толпу  родственников и слуг, то люди посещают его во все эти дни и справляются  о нем. Итак, если он выздоровеет  и встанет, то возвратится к ним, а если он умрет, то они его сожгут».9   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3  Ценностные  ориентиры культуры восточных  славян. 

     Придя  в  Поднепровье,  славяне  не  нашли  здесь  такой   культуры   и

цивилизации, как германские племена в Западной  Римской  империи.  Но  с  VI века памятники позволяют говорить о  собственной  и  в  достаточной  степени определившейся  культуре  восточных   славян.   До   образования   Киевского государства они  имели  значительную  историю,  заметные  успехи  в  области материальной культуры:  знали  секреты  обработки  металла,  земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном  и  загробном мире, сложились строго  соблюдаемые  ритуалы,  и  когда  завершился  процесс этногенеза,   формирования   древнерусской   народности,   эти    культурные достижения прошлого не были забыты.

     Древнерусская  (российская)  культура  не  является  чисто  славянской.

Древнерусская народность складывалась в смешении  нескольких  субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая  из  соединения  трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого,  скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего;  в смешении нескольких этнических потоков — славянского,  балтийского,  финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского,  в пересечении влияния  нескольких  религиозных  потоков.  Таким  образом,  на основной территории Древнерусского  государства  мы  не  можем  говорить  о численном  преобладании   славян   в   этногенезе.   Единственный   элемент древнерусской культуры, в  котором  славянское  доминирование  не  вызывает сомнений — это язык.

     В VI-IX веках идет процесс интенсивного  развития  народов,  населявших Восточно-Европейскую  равнину.  Пашенное  земледелие  вытесняет  подсечное, выделяется ремесло, завязываются  тесаные  культурные  связи  с  Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля,  которая  велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады  арабских монет, рассказы арабских писателей).

     В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с  Византией.

     К Х веку сложились определенные формы  и традиции  торговых  соглашений.  Об этом свидетельствуют договоры,  подписанные  князьями  Олегом  и  Игорем  с греками. Они были составлены на  двух  языках—    рсском  и  греческом.  Это подтверждает то, что письменность у славян появилась  задолго  до  принятия христианства, а также то, что до появления первого свода  законов  «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о  «Законе русском», по которому жили славяне.

Информация о работе Расселение восточных славян