Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:27, контрольная работа
Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале нашей истории не являлось на всем своем пространстве заселенной тем народом, который живет здесь сегодня. Русская история начинается с того момента, когда восточная ветвь славян спустилась на русскую равнину с юго-запада, со склон Карпат. На протяжении многих веков этого населения было далеко не достаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину.
Причем по условиям своей исторической жизни и
План:
Введение…………………………………………………………………………3
1.Обособление восточных славян, их расселение по Русской равнине, возникновение самоназвания «Русь»………………………………………
2.Жизнь и социальный строй восточных славян……………………………...
3.Ценностные ориентиры культуры восточных славян……………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………
2 Жизнь и
социальный строй восточных
Поляне занимались земледелием и отличались большой культурой в быту по сравнению с древлянами. Нестору также было хорошо известно расселение еще тридцати крупных племенных образований, на основе которых сложилось государство Русь. Он считает, что государство получило такое название потому, что в его время полян называли Русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по реке Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу. В низовьях Днепра, южнее полян, жили уличи; на западе были земли волынян, бужан и дулебов. На Днестре (Тирасе) и на Дунае – тиверцы; белые хорваты – в Закарпатье; по левому берегу Припяти находились земли дреговичей; а на востоке от них, по реке Со – радимичи; на реке Оке и Москве-реке – вятичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; вокруг озера Ильмень – полочане и словене. Некоторые из них представляли собой племенные союзы и территориальные объединения (полочане, бужане).
Племенной союз – это федерация племен. Племя – совокупность родственных родов, занимавших территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных походов; существовала дружина из молодежи и ополчение.
Племя имело свой центр (град), в котором собиралось вече, вершился суд и был торг. В граде имелось общеплеменное святилище.
Процесс распада первобытно-общинных отношений в племенных союзах начался у восточных славян давно, но шел неравномерно. Экономически более развитыми были племенные объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге создания государства. Появление и развитие новых орудий труда способствовало распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и территориальные. Родичей помнили и чтили, но в области прав хозяйственная связь между ними распадается. В соседской общине прогрессирует процесс социального и имущественного расслоения и дифференциации, вызванной появлением излишков жизненно важных продуктов, являвшихся результатом более производительных орудий труда (металлических) и наличием в семье рабочих рук, трудовых и практических навыков в земледелии и скотоводстве.
В VI – IX веках в хозяйственной жизни восточных славян переплелись производящие и непроизводящие виды деятельности. Еще в древности они пережили первое общественное разделение труда, то есть отделение земледелия от скотоводства. До VII века занятиями славян были охота, рыболовство, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие.
В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная система земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха.
На рубеже VIII – IX веков у восточных славян произошло второе общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от земледелия и возникли центры ремесла – города.
Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Существовали
следующие виды ремесла: ткачество,
кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное,
ювелирное и др. Часто славяне
отправлялись в западные земли, так
при Карле Великом (768 – 814 гг.) во
французском государстве
<…>Все эти племена имели свои обычаи, и законы
своих отцов, и предания, и каждое - свой нрав. Поляне имеют
обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами
своими и сестрами, матерями и родителями; перед свкровями и
деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный
обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на
следующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили
звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели
все не чистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у
воды. А радимичи, вятичи и северяне имели обычай общий:
жили в лесу, как и все звери, ели все не чистое и срамословили
при отцах и при снохах, и браков у них небывало, но
устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища,
на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе
жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если
кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали
большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и
сжигали, а после собрав кости, вкладывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще
вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие
язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе
устанавливающие законы. <…>7
Так
описываются славяне в
«Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им, знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью.
Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии), а если случится, что камыши бывают видны снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкой) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде.
Не имея
над собой главы и враждуя
друг с другом, они не признают военного
строя, не способны сражаться в правильной
битве, показываться на открытых и ровных
местах. Если и случится, что они
отважились идти на бой, то они во время
его с криком слегка продвигаются
вперед, и если противники не выдержат
их крика, то они сильно наступают; в
противном случае обращаются в бегство.
Имея большую помощь в лесах, они
направляются к ним, так как среди
теснин они умеют отлично сражаться.
Но нападения на славян следует производить
главным образом в зимнее время;
тогда деревья стоят
Ахмед Ибн-Фадлан — арабский путешественник и писатель. В 921—922гг. в качестве посла багдадского халифа совершил поездку в Волжскую Болгарию. Об этом путешествии и посольстве он рассказал в своем сочинении, называемом «Книга». Большое место в «Книге» занимает описание жизни и обычаев народов, которых посетил Ибн-Фадлан: башкир, волжских болгар, русов. В X в. арабы называли русами выходцев из Руси, в то время уже обширного, по преимуществу славянского государства с центром в Киеве.
«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (название реки Волги, распространенное среди тюркских народов и в мусульманском мире ).
И как только их корабли прибывают, выходит каждый из них (неся) с собою хлеб, мясо, лук, молоко, чтобы подойти к длинному, воткнутому (в землю) бревну, у которого (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения. Итак, он подходит к большому изображению и покланяется ему, потом говорит ему: «О, мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то, и столько-то голов и соболей, и шкур»,— пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров. Потом оставляет то, что имел с собой, перед бревном. «Итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, чтобы он покупал у меня и не прекословил бы мне». Потом он уходит.
Если продажа будет трудна, то он снова придет со вторым и третьим подарками.
Если
кто-либо из них заболел, то они разобьют
для него палатку в стороне
от себя, оставят его в ней, положат
вместе с ним некоторое количество
хлеба и воды и не приближаются
к нему и не говорят с ним, особенно
если он бедняк или невольник, но если
это лицо, которое имеет толпу
родственников и слуг, то люди посещают
его во все эти дни и справляются
о нем. Итак, если он выздоровеет
и встанет, то возвратится к ним,
а если он умрет, то они его сожгут».9
3 Ценностные
ориентиры культуры восточных
славян.
Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и
цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.
Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской.
Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений — это язык.
В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесаные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей).
В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией.
К Х веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках— рсском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне.