Расселение восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале нашей истории не являлось на всем своем пространстве заселенной тем народом, который живет здесь сегодня. Русская история начинается с того момента, когда восточная ветвь славян спустилась на русскую равнину с юго-запада, со склон Карпат. На протяжении многих веков этого населения было далеко не достаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину.
Причем по условиям своей исторической жизни и

Содержание

План:

Введение…………………………………………………………………………3
1.Обособление восточных славян, их расселение по Русской равнине, возникновение самоназвания «Русь»………………………………………
2.Жизнь и социальный строй восточных славян……………………………...
3.Ценностные ориентиры культуры восточных славян……………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Восточные славяне.docx

— 50.38 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План: 
 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Обособление  восточных славян, их расселение  по Русской равнине, возникновение самоназвания «Русь»………………………………………

2.Жизнь  и социальный строй восточных  славян……………………………...

3.Ценностные  ориентиры культуры восточных  славян……………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список  литературы……………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Откуда есть пошла русская земля?»

 Нестор.  

Введение.

     Обширная  восточноевропейская равнина, на которой  образовалось русское государство, в начале нашей истории не являлось на всем своем пространстве заселенной тем народом, который живет здесь  сегодня. Русская история начинается с того момента, когда восточная  ветвь славян спустилась на русскую  равнину с юго-запада, со склон  Карпат. На протяжении многих веков  этого населения было далеко не достаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину.

     Причем  по условиям своей исторической жизни  и географической обстановки оно  распространялось по равнине не посредственно  путем нарождения, не расселяясь, а  переселяясь. При каждом таком переселении  оно попадало под влияние новых  условий, вытекавших как из физических особенностей ново занятого края, так  и из новых внешних отношений, которые завязывались на новых местах. 
«История России есть история страны, которая колонизуется.»1

 

     Проблему  происхождения и ранней истории  древних славян решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты. Период расселения славянских народов, возникновения у них  классового общества и образования  древнеславянских государств,— скудно, но все же освещен письменными источниками. Более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников. Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение. Мы рассмотрим, по-возможности, разные источники: «Повесть временных лет», античные, византийские, арабские источники, лекции профессора русской истории В. О. Ключевского, профессора, историка Соловьёва С. М., доктора философских наук, профессора Г. В. Драча

     Оригинальных  восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы.

<…>Спустя  много времени сели славяне  по Дунаю, где

теперь земли  Венгерская и Болгарская. И от тех  славян

разошлись по земле  и назвались своими именами по тому, где

кто сел на каком  месте. Одни, придя, сели на реке именем

Морава и  прозвались моравами, а другие назвались  чехами. А

это — также  славяне: хорваты белые, сербы и  хорутане. Волохи

напали на славян дунайских, сели среди них и чинили им

насилие. Одни же славяне, пойдя, сели на Висле и  назвались

ляхами (поляками), эти ляхи получили название поляне, другие

ляхи — лютичи, другие — мазовшане, иные — поморяне.

Так же и эте  славяне пришли и поселились по Днепру,

назвались полянами, другие—древлянами, потому что сели в

лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и  назвались

дреговичами; иные сели на Двине и назвались полочанами, по

речке, именуемой  Полота, от нее и назвались полочанами. Те же

славяне которые  сели около озера Ильменя назвались  своим

именем –  славянами, и построили город и назвали его

Новгородом. А  другие сели по Десне, и по Сейму  и по Суле и

назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по

его имени и  грамота назвалась славянской.<…>2

     Текст, предшествующий ПВЛ, (т. н. «Начальный свод») частично сохранился в составе Новгородской I летописи. Однако из-за того, что в  центре внимания летописцев находилась, прежде всего, история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских словен, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны. Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной. 

     Самые  древние   письменные  сведения   о расселении   народов, в числе которых были, видимо, и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом. Ему было известно много различных племен, живших к северу и востоку от территории расселения скифов, в их числе он называет невров и  меланхленов, живших по среднему Днепру, в низовьях Десны и Сейма.

     Более определенно о славянах писали римские  и византийские историки. К I в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита, который пишет о древних славянах, называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами. Однако сведения эти являются крайне неопределенными и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границу венедов или антов.

     Формирование  славянских племен и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний — праславянский (праславяне) этап. Он охватывает в основном I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

     Второй  период можно назвать древнеславянским. На рубеже I тысячелетия н. э. мы уже  можем выделить археологические  культуры древних славян. В это время появляются и определенные письменные сведения о славянах. Этот период охватывает значительную часть I тысячелетия н. э. В этот бурный историческими событиями период передвижения одних народов, вытеснения и крушения других древних народов идет процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры, складывается славянская территория.

     Третий  период развития славянской культуры можно назвать феодальным. Он начинается с образования Древнерусского государства с центром в Киеве.3

Цель работы – рассмотреть пути переселения, основу жизни восточных славян в древности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Обособление восточных славян, их расселение по Русской равнине, возникновение самоназвания «Русь». 

  Восточные славяне в VII в. постепенно расселялись по равнине. И этот факт оставил некоторые следы в нашей Повести, также значительно проясняющиеся при сопоставлении их с иноземными известиями. Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян в состоянии необычайного движения. Император Маврикий (582 — 602), долго боровшийся с этими славянами, пишет, что они живут точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны.

     Прокопий, писавший несколько ранее, замечает, что славяне живут в плохих хижинах, разбросанных поодиночке, на далеком одна от другой расстоянии,  и постоянно переселяются. Причина этой подвижности  открывается от ее следствий. Византийцы говорят о вторжениях задунайских славян в пределы Империи во второй четверти VII в.; приблизительно с этого времени одновременно прекращаются и эти вторжения, и византийские известия о задунайских славянах: последние исчезают куда-то и снова появляются в византийских сказаниях уже в IX в., когда они опять начинают нападать на Византию с другой стороны, морским путем, и под новым именем Руси. О судьбе восточных славян в этот длинный промежуток VII - IX вв. находим у византийцев мало надежных известий. Прекращение славянских набегов на империю было следствием отлива славян с Карпат, начавшегося или усилившегося со второй четверти VII в. Этот отлив совпадает по времени с аварским нашествием на восточных славян, в котором можно видеть его причину.

  Наша Повесть временных лет не говорит ни о пяти вековой карпатской стоянке славян, ни об этой вторичной их передвижке оттуда в разные стороны; но она отмечает некоторые отдельные ее признаки и следствия. В очерке расселения славян с Дуная она отчетливо отличает западных славян, мораву, чехов, ляхов, поморян, от восточных хорватов, сербов и хорутан. Славян, расселившихся по Днепру и другим рекам нашей равнины, она ведет от восточной ветви, а местопребыванием племен, ее составлявших, где потом знают византийские писатели этих хорватов и сербов, была страна Карпат, нынешняя Галиция с областью верхней Вислы. Хорватов здесь знает и наша Начальная летопись даже в X в.: они участвуют в походе Олега на греков 907 г.; с ними воюет Владимир в 992 г. Не помня ясно о приходе днепровских славян с Карпат, летопись, однако, запомнила один из последних моментов этого расселения. Размещая восточно-славянские племена по Днепру и его притокам, она рассказывает, что были в ляхах два брата, Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли радимичи и вятичи. Поселение этих племен за Днепром дает некоторое основание думать, что их приход был одним из поздних приливов славянской колонизации: новые пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были продвинуться далее на восток, за Днепр. С этой стороны вятичи очутились самым крайним племенем русских славян. Но почему эти племена летопись выводит «от ляхов»? Это значит, что они пришли из прикарпатской страны: область указанного водораздела, Червонная Русь, древняя страна хорватов в XI в., когда написана рассказывающая об этом Повесть временных лет, считалась уже ляшской страной и была предметом борьбы Руси с Польшей.

  Так, сопоставляя смутные воспоминания этой Повести с иноземными известиями, не без усилий и не без участия предположений получаем некоторую возможность представить себе, как подготовлялись оба начальных факта нашей истории. Приблизительно ко II в. по р. х. народные потоки прибили славян к среднему и нижнему Дунаю. Прежде они терялись в разноплеменном населении Дакийского царства и только около этого времени начали выделяться из сарматской массы, обособляться в глазах иноземцев, как и в собственных воспоминаниях. Тацит еще недоумевает, кому сроднее венеды: германцам или кочевникам-сарматам, и Иорнанд припоминает, что Никополь на Дунае основан Траяном после побед над сарматами.

     Но  наша летопись помнит, что от волохов, т. е. от римлян Траяна, тяжко пришлось славянам, которые вынуждены были покидать свои дунайские жилища. Но восточные славяне, принесшие на Днепр это воспоминание, пришли сюда не прямо с Дуная, совершив непрерывную  перекочевку: это была медленная  передвижка с остановкой на Карпатах, длившейся со II до VII в. Авары дали толчок дальнейшему движению карпатских славян в разные стороны. В V и VI вв. в Средней и Восточной Европе очистилось много мест, покинутых германскими племенами, которых гуннское нашествие двинуло на юг и запад в римские провинции. Аварское нашествие оказало подобное же действие на славянские племена двинув их на опустелые места. 4

     Изучая  начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической  массы с неопределенными племенными обликами, некогда населявшей восточную  припонтийскую Европу. В VII в., когда  уже было известно собственное родовое  имя славян, мы замечаем признаки их внутреннего видового разделения, местного и племенного.

     Трудно  обозначить с точностью время, к  которому можно было бы приурочить обособление их западной и восточной  ветви; но до VII в. видим, что их судьбы складываются в тесной взаимной связи, в зависимости от одинаковых или  сходных обстоятельств и влияний. С этого века, когда в жизни  восточных славян обозначились явления, которые можно признать начальными фактами нашей истории, эти славяне, расселяясь с Карпат, вступают под  действие особых местных условий, сопровождающих и направляющих их жизнь на протяжении многих дальнейших столетий. Наблюдая, как они устроились на новых местах жительства, мы будем следить за происхождением и действием этих новых условий.5   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Расселение восточных славян