Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

На рубеже 80 - 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

Работа содержит 1 файл

4.docx

— 33.15 Кб (Скачать)

   Нет недостатка  в мрачных пророчествах о перспективах  развития государств, образовавшихся  на развалинах СССР. Для них  характерны глубокий экономический  упадок, крах нравственных основ  жизни. Такое долго продолжаться  не может. Предстоит сформировать  гражданское общество и правовое государство, эффективную экономику с развитой системой социальных гарантий, включить экономику независимых стран в мировую хозяйственную систему, возродить культуру, такие исторические и традиционные ценности общества, как дом, семья, уважение к старшим, забота о слабых.

   Центром СНГ  определена столица Беларуси - город  Минск. СНГ находится в настоящее  время в поисках наиболее соответствующих  для всех участников принципов  нового содружества. Разработан  и принят ряд документов, в  том числе Устав СНГ. Действует  межпарламентское объединение, центр  которого находится в Санкт-Петербурге. Однако в последнее время все  более отчетливо обозначились  объединительные тенденции республик  бывшего СССР. И это вполне  закономерно. Страны Западной  Европы и США стремятся ко все большей интеграции и сотрудничеству (экономическое сотрудничество в рамках ЕЭС). Мировой опыт свидетельствует, что путь к возрождению, прогрессу лежит через свободу экономической деятельности при разумной системе налогообложения и кредитно-финансовой политики, при решительном избавлении от национального и идеологического чванства, при возрождении лучших национальных и культурных традиций.

   Только на  путях интеграции на основе  равноправия и взаимовыгодного  сотрудничества государства СНГ  могут выйти из нынешнего кризиса  и превратиться в динамично  развивающееся сообщество, с интересами  которого будут считаться другие  центры силы в мировой политике  и экономике. 

Создание Белорусской  Советской Социалистической Республики

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (XX - начало XXI в.)

[ Содержание пособия  "ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (XX - начало XXI в.)" ] 

Становление государственности  Беларуси на советской основе прошло также сложный путь. Несмотря на «Декларацию прав народов России», правительство РСФСР не шло дальше позиции «областничества» в решении  национального вопроса. Комиссия ВЦИК РСФСР предложила на территории бывшей царской России ликвидировать национальный раздел и создать, кроме Московской, еще три области (Коммуны): Западную, Северную и Уральскую. Западную область  предполагалось создать в составе  Смоленской, Витебской, Могилевской, Черниговской, Минской, Виленской и Ковенской губерний с областным центром в Минске.  

На таких позициях стояло и руководство Северо-Западного  обкома РКП(б), облисполкома и СНК Западной области и фронта. Они считали Беларусь территориальной единицей РСФСР. Их взгляды формировались под влиянием идеи мировой социалистической революции, а в самоопределении народов, образовании национальных государств, границах видели препятствие на пути к ней. Они аргументировали это тем, что белорусы не являются самостоятельной нацией, поэтому принцип самоопределения им не подходит.  

Другую позицию  занял Белорусский национальный комиссариат (Белнацком) , созданный 31 января 1918 г. при Народном комиссариате по национальным делам. Руководители Белнацкома А. Червяков, Д. Жилунович и другие считали необходимым создание Белорусской Советской Социалистической Республики. Эту позицию поддерживали белорусские секции РКП(б), организованные из числа беженцев - белорусов в Петрограде, Москве, Саратове и других городах. Белнацком развернул широкую работу по созданию национальной государственности, развитию белорусской культуры, организовал в Москве два съезда беженцев-белорусов.  

21-23 декабря 1918 г.  в Москве состоялась конференция  белорусских секций РКП(б). На ней было избрано Центральное бюро (ЦБ) белорусских коммунистических секций РКП(б), председателем которого стал Д. Жилунович. Конференция признала необходимым создание Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси. Центральному бюро было поручено, после назначенной на конец 1918 г. VI Северо-Западной конференции РКП(б), созвать Всебелорусский съезд коммунистов и создать национальный партийный центр.  

ЦК РКП(б), учитывая предложения ЦБ белорусских секций и Белнацкома, 24 декабря 1918 г. принял решение о необходимости создания Белорусской Советской Социалистической Республики. 27 декабря 1918 г. состоялось совещание работников Белнацкома, ЦБ белорусских секций и представителей Северо-Западного обкома РКП(б). На нем были решены вопросы о формировании правительства Советской Беларуси, определении ее границ и составе ее правительства. Д. Жилуновичу и А. Червякову было поручено подготовить Манифест Временного революционного рабоче-крестьянского правительства.  

30 декабря 1918 г.  в Смоленске состоялась VI Северо-Западная  областная конференция РКП(б), которая объявила себя Первым съездом Коммунистической партии (большевиков) Беларуси (КП(б)Б). Было избрано Центральное Бюро КП(б)Б. Конференция приняла постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним, в ее состав входили Минская, Могилевская, Смоленская, Витебская, Гродненская губернии с частями прилегающих к ним территорий, населенных по преимуществу белорусами. 1 января 1919 г. был обнародован Манифест о провозглашении Белорусской Советской Социалистической Республики. 7 января Временное рабоче-крестьянское правительство БССР переехало в Минск.  

В начале 1919 г. руководители Польши начали подготовку к войне  с Советской Россией. Учитывая претензии  Польши на западную часть Беларуси и Литву, ЦК РКП(б) 16 января 1919 г. принял решение о выводе из состава БССР Смоленской, Витебской и Могилевкой губерний и присоединение их к РСФСР, а Минскую и Гродненскую губернии объединить с Литовской ССР. Создавалось буферное государство между Россией и Польшей.  

2-3 февраля 1919 г.  в Минске состоялся I Всебелорусский  съезд Советов, на котором от  имени законодательного органа  Советской России была оглашена  декларация «О признании независимости Белорусской Советской Социалистической Республики», декларация «Об установлении федеральной связи БССР и РСФСР». Съезд принял решение о необходимости объединения БССР с Литовской ССР. В соответствии с принятой на съезде Конституцией БССР верховная власть в республике принадлежала съезду Советов. В период между съездами ее осуществлял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) БССР, подотчетный съезду Советов. В состав ЦИК было избрано 50 человек (председатель А. Мясников). Функции постоянного правительства БССР возлагались на Большой президиум, который формировался ЦИК БССР. В его составе руководящую роль играли бывшие руководители Западной области, а представители Белнацкома и белорусских организаций были лишены должностей наркомов.  

I съезд Советов  Литвы 18-20 февраля 1919 г. также  высказался за объединение республик.  Объединенное заседание ЦИК Белорусской  ССР и ЦИК Литовской ССР,  состоявшееся в Вильно 27 февраля  1919 г., сформировало правительство  Литовско-Белорусской ССР - Совнарком  во главе с В. Мицкявичусом-Капсукасом и избрало ЦИК Литвы и Беларуси во главе с К. Циховским. Официальным названием новообразования стало - Социалистическая Советская Республика Литвы и Беларуси (ЛитБел). Столицей стал г. Вильно. В марте 1919 г. была образована единая Коммунистическая партия Литвы и Беларуси. Председателем Президиума ЦК избран В. Мицкявичус-Капсукас, секретарем - В. Кнорин. В связи с нападением польских войск правительство ЛитБел ССР 28 апреля переехало в Минск, а 16 июля СНК ЛитБел прекратил свою деятельность. Управление свободными уездами было передано Минскому губревкому.  

Разработано доктором исторических наук, профессором Зелинским  и кандидатом исторических наук Пинчуком В.Н. 

Использованная литература:

1. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.1. Мн., 2000г.

2. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.2. Мн., 2002г.

3. История Беларуси. Учебно-информационное пособие.  Мн., 2001г. 

4. П.Г. Чигринов. Очерки  истории Беларуси. Мн., 2002г. 

5. Гiсторыя Беларусi. Ч. 1,2. Мн., 2000г. 
 
 

I этап - советский  (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов) 

Первая Конституция  Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано  идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. В положениях Конституции развивались идеи представительной демократии, и в частности было провозглашено: "Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах"; "Верховная власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами - Центральному Исполнительному Комитету". В Конституции не раскрывалась компетенция Съезда Советов Белоруссии, за исключением того, что Съезд избирает ЦИК "в числе не свыше 50 человек". 

       Именно Съезд Советов в период  своей работы являлся высшим  представительным и правотворческим  органом. Съезд должен был созываться  не реже двух раз в год.   

       Предусматривалась также возможность  созыва чрезвычайных съездов  Советов. В период между съездами  высшей властью республики являлся  ЦИК Белоруссии как высший  законодательный, распорядительный  и контролирующий орган.  

Вторая Конституция  Белорусской Социалистической Советской  Республики была

принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был

образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция  СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его  состав, своих основных законов.  

       Важнейшими новшествами Конституции  1927 г. являлись определение пределов  и возможностей законотворческой  деятельности высших и центральных  органов государственной власти  Белоруссии в соотношении с  полномочиями аналогичных органов  СССР, значительно более подробная  регламентация их статуса и  деятельности. В Конституции закреплялись  конкретные "предметы ведения"  верховных и центральных органов  БССР. К числу верховных органов  власти были отнесены Съезд  Советов БССР и ЦИК. Очередные  Съезды Советов БССР должны  были созываться ЦИК один раз  в год. Устанавливалось, что  ЦИК ответственен перед Съездом  Советов БССР. По Конституции  Съезд Советов БССР хотя и  получил определение верховного  органа власти, однако не обладал  верховенством по всем вопросам  правотворчества. ЦИК БССР являлся  законотворческим органом по  широкому кругу вопросов.  

       Центральные органы власти республики - Президиум ЦИК и Совет Народных  Комиссаров также наделялись  компетенцией в сфере законотворческой  деятельности. Президиум ЦИК в  период между сессиями ЦИК  являлся "высшим законодательным,  распорядительным и контролирующим  органом власти Белорусской Социалистической  Советской Республики". СНК как  центральный постоянно действующий  орган власти являлся законодательно-распорядительным  органом БССР.  

  

  
 

          Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство - СНК БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения.  Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.

          В случае необходимости в период  между сессиями Верховного Совета  его Президиум мог внести изменения  в действующее законодательство  с последующим утверждением на  очередной сессии Верховного  Совета. Впервые было произведено  разграничение между органами  государственной власти и центральными  органами государственного управления.

       Однако следует отметить, что  элементы парламентаризации оставались иллюзорными.

Законодательствовал фактически руководящий орган Коммунистической партии. На съездах 

Информация о работе Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств