Распад СССр и образование СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Процесс распада СССР, по сути, начинался с выхода республиканских компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы подчинения центру, который не мог остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик взяло курс на выход из СССР. Начался период "парада суверенитетов" и "войны законов".

Работа содержит 1 файл

лдолдшо.docx

— 52.96 Кб (Скачать)

Несмотря на неудачи в  воссоздании единого экономического пространства на новой институциональной  и правовой основе, следует констатировать, что между странами СНГ по-прежнему сохраняется достаточно глубокая экономическая  взаимозависимость, игнорировать которую  было бы большой ошибкой. При всей своей аморфности,  Содружество  оказывается очень нужным как  для Российской Федерации, так и  для других бывших советских республик (создание единого оборонного, экономического и гуманитарного пространства). Постсоветские  государства нуждаются не только в энергоресурсах из России (особенно Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия), но и российском емком рынке для своих товаров, в первую очередь сельскохозяйственной продукции. Через российскую территорию и транспортные пути осуществляется транзит грузопотоков с дальним зарубежьем. Во многом и Россия заинтересована в сохранении торгово-экономических связей со своими ближними и традиционными партнерами.

Для России как одной из мировых держав пространство СНГ  является ключевой зоной ее геополитических  интересов. Поэтому совсем не случайно в июле 2004 года на заседании Совета безопасности РФ В.В. Путин высказал свою озабоченность состоянием интеграции постсоветского экономического и политического  пространства: «Мы подошли к определенному  рубежу в развитии СНГ и, по сути, находимся перед альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления Содружества, создадим структуру, либо на неизбежно ждет размывание этого  геополитического пространства и, как  следствие, окончательное падение  интереса к работе в СНГ среди  его государств-участников»1.

2.1.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ

У нас со странами СНГ - если мы вместе хотим обеспечить себе достойное  будущее - есть сильные общие векторы, стимулирующие интеграцию и совместную внешнюю политику. Это и транснациональный  характер развития производительных сил, и необходимость защиты внутренних рынков и прав на свои природные  ресурсы, а также создания условий  для эффективного выхода на внешние  рынки, и потребность в защите маршрутов транспортировки энергоносителей. Вместе мы сможем результативнее обеспечить беспрепятственный доступ к мировым  транспортным коммуникациям, упорядочить миграционные потоки, создать надежные гарантии своего суверенитета.

Реальное интегрирование той или иной групп стран становится возможным лишь тогда, когда ее участники  достигают необходимого уровня интеграционной зрелости. В экономике это достаточно высокий уровень  развития обрабатывающей промышленности, обеспечивающий широкую  диверсификацию экспортно-импортных  операций страны и глубокую вовлеченность  ее в международное разделение производственного  процесса, хороша развития финансовая инфраструктура.  В политике –  прочно устоявшаяся демократия с  четким разделением властей и  верховенством закона, что делает предсказуемым поведение страны на международной арене и обеспечивает ей необходимую степень доверия  со стороны партнеров.

Нельзя не согласиться  с мнением известного исследователя  Ю.В. Шишкова: «Не достигшие экономической  и политической зрелости страны не в состоянии реально интегрироваться, как бы ни стремились к этому их руководители, какие бы соглашения они ни заключали…»2.

Топливно-сырьевая ориентация российской экономики чревата дальнейшей деиндустриализацией страны. В конечном итоге это не позволит России участвовать в субрегиональной интеграции на постсоветском пространстве в качестве интеграционного ядра, а самое главное, - делает невозможным в перспективе включение РФ в Евросоюз или любые другие продвинутые интеграционные группировки без потери национального суверенитета. Отсюда снижение интереса стран СНГ к формированию развитых форм интеграции с Россией. Пример Украины красноречиво подтверждает данный вывод.

Усилия стран Запада по сдерживанию России во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах после  военного конфликта на Кавказе способны временно нанести некоторый ущерб российским интересам. Однако они вряд ли смогут создать серьезные проблемы для национальной экономики и внешнеэкономических связей нашей страны в глобализирующемся мире.

В этих непростых условиях России при разработке внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии  в отношении стран СНГ и  всего постсоветского пространства необходимо3:

  • более четко выстроить иерархию интеграционных приоритетов

на постсоветском пространстве,  отказаться от множественности  порой  совсем неэффективных (как, например, ЕЭП  «большой четверки») и перекрывающих  друг друга интеграционных проектов;

  • прекратить непродуктивные заигрывания со странами СНГ и

выработать дееспособные сценарии интеграционных процессов  в ближнем зарубежье;

  • ликвидировать значительные финансовые потери, связанные с

льготными ценами на энергоносители, прежде всего на поставляемые недружественным  соседям по СНГ;

    • сосредоточить государственную политику на усилении

позиций России как инвестора  в разработку природных ресурсов стран СНГ на фоне растущей активности в регионе компаний развитых стран  Китая, государств Юго-Восточной и  Южной Азии.

Как представляется, основная причина слабых успехов России в  интегрировании СНГ связана со структурой ее экономики, непрогрессивной с  точки зрения мирохозяйственных  стандартов. Топливно-энергетическая направленность экспорта серьезно сдерживает развитие передовых отраслей машиностроения, обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. Это ведет, с одной  стороны, к дальнейшей деиндустриализации, а с другой – к потере интереса стран СНГ к формированию продвинутых форм интеграции с Россией.

Мировой интеграционный опыт указывает на необходимость дальнейшего  совершенствования и диверсификации интеграционных усилий РФ в ближнем зарубежье. И здесь, без всякого сомнения, на первом месте должна стоять Белоруссия4. Положительный политический и психологический эффект восстановления общего государства с Белоруссией переоценивать невозможно. Причем в случае интеграции с Белоруссией, как мне представляется, недостаточное значение придается такому фактору, как демография. Уверен, что главный выигрыш для России от создания общего государства с Белоруссией заключался бы в приобретении дополнительно более 10 миллионов русского населения, что в современных условиях российской демографической катастрофы перекрывает соображения экономического или военно-политического порядка.

Помимо Белоруссии необходимо выделить укрепление связей с государствами, уже подтвердившими не на словах, а  на деле свою приверженность дружбе с  Россией. Это Приднестровье, Абхазия  и Южная Осетия, многовековые культурные, политические и экономические связи, с которыми создают уникальную возможность  начать процесс восстановления исторической территории государства Российского. Не будем также забывать, что территории этих государств имеют немалое стратегическое значение для защиты суверенитета и  целостности Российской Федерации.

Особую актуальность в  последнее время приобрели укрепление и расширение оборонного единства с  союзниками по ОДКБ. Только развивая и  усиливая собственную многостороннюю оборонную структуру, мы сможем сдержать военно-политическую экспансию НАТО на восток и укрепить основу для  действительно равноправных взаимоотношений  с этим союзом.

В качестве контраргумента против тезиса о поддержке Россией  приднестровской, абхазской и южноосетинской независимости нередко используется призыв задуматься об ущербе, который  эта поддержка может нанести  отношениям соответственно с Молдовой и Грузией. Кроме того, мы не можем забывать, что Россия является государством - продолжателем Советского Союза, а бывший союзный закон о выходе республик из состава СССР от 3 апреля 1990 года предписывал республикам, вознамерившимся выйти из состава единого государства, обеспечить проведение референдумов во всех автономиях. Таким образом, юридически некорректный выход из состава СССР союзных республик, не учитывавший интересы и волю автономий, составляет еще одно основание для признания самоопределившихся государств. Конечно, дополнительной конфликтности при этом для отношений с Кишиневом и Тбилиси России не избежать, но она будет меньшей, чем конфликтность и ущерб нашим интересам при долговременном сохранении нынешнего положения и тем более при участии в попытках «соединения несоединимого»5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СССР прекратил существование  накануне своей 69-й годовщины с  момента образования. Его распад стал результатом воздействия целой  череды обстоятельств. К субъективным факторам относятся просчеты или, наоборот, целенаправленные действия тех или  иных политических лидеров в процессе, приведшем к исчезновению Советского Союза с политической карты мира.

Но, безусловно, основными  стали объективные причины распада  СССР. К ним исследователи относят  недостатки национально-территориального устройства Союза. Государства, подобные СССР, рано или поздно разрушаются. Утрата компартией монополии на власть в результате политических изменений, произошедших в стране, способствовала тому, что распад Союза стал стремительным.

 Одним из главных факторов развала СССР стал экономический кризис. Недовольство своим постоянно ухудшающимся социально-экономическим положением люди переносили на не справлявшихся со своими функциональными обязанностями государство и аппарат управления, которые не смогли предложить новые эффективные формы экономического и политического развития. Последняя попытка решить проблему с помощью военной силы в августе 1991 года окончательно подорвала авторитет союзного руководства. Инициатива оказалась в руках республиканских властей, которые изначально стремились к независимости своих республик.

Пытаясь смягчить последствия  распада, большинство республик  объединилось в рамках СНГ. Но, не имея общей стратегии в отношении  Содружества, новые независимые  государства не сумели быстро наладить эффективное сотрудничество. В то же время, осознание исторической и  культурной близости, а также практические соображения диктуют странам  Содружества необходимость активизации  их усилий в направлении дальнейшего  развития интеграционных процессов в СНГ.

1 Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы//Мировая экономика и международные отношения. 2009. – № 4. С. 92.   

2  Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в будущее//Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 4. С. 60

3 Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы//Мировая экономика и международные отношения. 2009. – № 4. С. 94.   

4 Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 40.

5 Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 43.

 


Информация о работе Распад СССр и образование СНГ