Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:46, курсовая работа
Процесс распада СССР, по сути, начинался с выхода республиканских компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы подчинения центру, который не мог остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик взяло курс на выход из СССР. Начался период "парада суверенитетов" и "войны законов".
Несмотря на неудачи в
воссоздании единого
Для России как одной из мировых держав пространство СНГ является ключевой зоной ее геополитических интересов. Поэтому совсем не случайно в июле 2004 года на заседании Совета безопасности РФ В.В. Путин высказал свою озабоченность состоянием интеграции постсоветского экономического и политического пространства: «Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ и, по сути, находимся перед альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления Содружества, создадим структуру, либо на неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в СНГ среди его государств-участников»1.
2.1.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ
У нас со странами СНГ - если
мы вместе хотим обеспечить себе достойное
будущее - есть сильные общие векторы,
стимулирующие интеграцию и совместную
внешнюю политику. Это и транснациональный
характер развития производительных сил,
и необходимость защиты внутренних
рынков и прав на свои природные
ресурсы, а также создания условий
для эффективного выхода на внешние
рынки, и потребность в защите
маршрутов транспортировки
Реальное интегрирование
той или иной групп стран становится
возможным лишь тогда, когда ее участники
достигают необходимого уровня интеграционной
зрелости. В экономике это достаточно
высокий уровень развития обрабатывающей
промышленности, обеспечивающий широкую
диверсификацию экспортно-импортных
операций страны и глубокую вовлеченность
ее в международное разделение производственного
процесса, хороша развития финансовая
инфраструктура. В политике –
прочно устоявшаяся демократия с
четким разделением властей и
верховенством закона, что делает
предсказуемым поведение страны
на международной арене и
Нельзя не согласиться
с мнением известного исследователя
Ю.В. Шишкова: «Не достигшие экономической
и политической зрелости страны не
в состоянии реально
Топливно-сырьевая ориентация российской экономики чревата дальнейшей деиндустриализацией страны. В конечном итоге это не позволит России участвовать в субрегиональной интеграции на постсоветском пространстве в качестве интеграционного ядра, а самое главное, - делает невозможным в перспективе включение РФ в Евросоюз или любые другие продвинутые интеграционные группировки без потери национального суверенитета. Отсюда снижение интереса стран СНГ к формированию развитых форм интеграции с Россией. Пример Украины красноречиво подтверждает данный вывод.
Усилия стран Запада по сдерживанию России во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах после военного конфликта на Кавказе способны временно нанести некоторый ущерб российским интересам. Однако они вряд ли смогут создать серьезные проблемы для национальной экономики и внешнеэкономических связей нашей страны в глобализирующемся мире.
В этих непростых условиях
России при разработке внешнеполитической
и внешнеэкономической
на постсоветском пространстве,
выработать дееспособные сценарии интеграционных процессов в ближнем зарубежье;
льготными ценами на энергоносители, прежде всего на поставляемые недружественным соседям по СНГ;
позиций России как инвестора в разработку природных ресурсов стран СНГ на фоне растущей активности в регионе компаний развитых стран Китая, государств Юго-Восточной и Южной Азии.
Как представляется, основная причина слабых успехов России в интегрировании СНГ связана со структурой ее экономики, непрогрессивной с точки зрения мирохозяйственных стандартов. Топливно-энергетическая направленность экспорта серьезно сдерживает развитие передовых отраслей машиностроения, обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. Это ведет, с одной стороны, к дальнейшей деиндустриализации, а с другой – к потере интереса стран СНГ к формированию продвинутых форм интеграции с Россией.
Мировой интеграционный опыт
указывает на необходимость дальнейшего
совершенствования и
Помимо Белоруссии необходимо выделить укрепление связей с государствами, уже подтвердившими не на словах, а на деле свою приверженность дружбе с Россией. Это Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, многовековые культурные, политические и экономические связи, с которыми создают уникальную возможность начать процесс восстановления исторической территории государства Российского. Не будем также забывать, что территории этих государств имеют немалое стратегическое значение для защиты суверенитета и целостности Российской Федерации.
Особую актуальность в
последнее время приобрели
В качестве контраргумента
против тезиса о поддержке Россией
приднестровской, абхазской и южноосетинской
независимости нередко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СССР прекратил существование накануне своей 69-й годовщины с момента образования. Его распад стал результатом воздействия целой череды обстоятельств. К субъективным факторам относятся просчеты или, наоборот, целенаправленные действия тех или иных политических лидеров в процессе, приведшем к исчезновению Советского Союза с политической карты мира.
Но, безусловно, основными
стали объективные причины
Одним из главных факторов развала СССР стал экономический кризис. Недовольство своим постоянно ухудшающимся социально-экономическим положением люди переносили на не справлявшихся со своими функциональными обязанностями государство и аппарат управления, которые не смогли предложить новые эффективные формы экономического и политического развития. Последняя попытка решить проблему с помощью военной силы в августе 1991 года окончательно подорвала авторитет союзного руководства. Инициатива оказалась в руках республиканских властей, которые изначально стремились к независимости своих республик.
Пытаясь смягчить последствия
распада, большинство республик
объединилось в рамках СНГ. Но, не имея
общей стратегии в отношении
Содружества, новые независимые
государства не сумели быстро наладить
эффективное сотрудничество. В то
же время, осознание исторической и
культурной близости, а также практические
соображения диктуют странам
Содружества необходимость
1 Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы//Мировая экономика и международные отношения. 2009. – № 4. С. 92.
2 Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в будущее//Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 4. С. 60
3 Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы//Мировая экономика и международные отношения. 2009. – № 4. С. 94.
4 Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 40.
5 Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 43.