Распад СССр и образование СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Процесс распада СССР, по сути, начинался с выхода республиканских компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы подчинения центру, который не мог остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик взяло курс на выход из СССР. Начался период "парада суверенитетов" и "войны законов".

Работа содержит 1 файл

лдолдшо.docx

— 52.96 Кб (Скачать)

Большую роль сыграл и внешний  фактор. Политика Запада, как это  подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции  СССР, краху его социально-политической системы.

Не вызывает сомнений, что  предпосылки дезинтеграции такого сложного государственного и общественного  образования, каким являлся СССР, имелись и вызревали с момента  его возникновения, но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Поставленная задача преобразования унитарного государства  в подлинную федерацию решалась лишь в первой ее части — разрушительной.

С первых шагов перестройки  не выдержали испытания новыми условиями  несущие конструкции государства: партия и ее аппарат, армия, КГБ, МВД. Все эти институты, на которых  держалось унитарное, идеократическое государство, в ходе вызванной гласностью тотальной критики были парализованы, а затем и исчезли вместе с государством, которое призваны были защищать.

1.2.2. Политические последствия

 В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

 Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

Возникла проблема меньшинств, живущих  вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов  миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и  требует иных, комплексных стратегий.

 Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс "разделенной нации". Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

 Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

 Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.

 В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.

Глава 2. Становление и развитие СНГ

Первоначально страны-члены  СНГ не проявляли активности и  стремления к сотрудничеству, к сближению  экономик в рамках содружества. По мнению Е. М. Примакова, "образование СНГ  было продиктовано скорее стремлением  притупить остроту негативной внутренней реакции, внешняя, в основном, была противоположной - на распад великого государства".*  
 
*Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999. С. 385.  

В начале 1990-х годов в  России у значительной части политической элиты появилось убеждение, что  другие союзные республики жили за счет РСФСР, являлись и являются тормозом для ее развития. Поэтому оптимальным  для России признавалось политика дистанцирования от них и одновременносближение с более западными партнерами.

С 1996 года произошло изменение  концепции внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Новый министр  иностранных дел Е. Примаков заявил, что "отношения со странами СНГ  являются главным приоритетом внешней  политики России".* К жизненно важным российским интересам на территории всего бывшего СССР были отнесены: налаживание на новой основе хозяйственных  и транспортных связей; урегулирование конфликтов и достижение стабильности на российских границах, оборона внешних  рубежей СНГ; гармонизация внешнеполитических курсов; создание одного военно-стратегического  пространства; создание единого информационного  пространства; защита прав этнических россиян.  
 
*Там же. С. 218-219.  

Интеграция в рамках постсоветского пространства рассматривалась как  инструмент повышения значимости внешнеполитического  потенциала России на международной  арене.

Объективной основой интеграции бывших республик СССР являются социально-экономические  факторы, общность традиционных многолетних  кооперативных связей. Оказавшись после 1991 г. в разных государствах, отгороженных политическими, валютными и другими  барьерами, предприятия и сегодня  нуждаются в тесных контактах. Разрыв стабильных экономических связей между  бывшими советскими республиками на первом этапе российских реформ (1992-93 гг.) был "причиной падения валового внутреннего продукта России примерно наполовину, еще около четверти этого  падения приходится на разрыв связей с бывшими странами СЭВ и лишь оставшаяся четверть была, собственно, следствием проводимых реформ".*  
 
*История России: новейшее время (1945-1999). М., 2001. С. 401.  

Россия продолжает предоставлять  безвозмездные субсидии странам  СНГ. Размер этой помощи измеряется миллиардами  и десятками миллиардов долларов США. Расчеты министерства экономики  и Госкомстата показывают, что  соотношение цен на ввозимые в  Россию сельскохозяйственные сырье  и продукты питания и вывозимые  из России энергоносители крайне невыгодно  для нее.

Фактором интеграции является также "необходимость обеспечения  оборонной безопасности. Сама Россия может производить лишь около 18 % систем современного вооружения, все  остальное - только в кооперации со странами СНГ. Любые перспективы  развития оборонной промышленности как в России, так и в странах  СНГ сопряжены с выработкой единой оборонной политики".*  
 
* Там же. С. 402.  
 
В качестве социокультурного фактора объединения стран СНГ выступает "цивилизованное единство" населения, схожесть социальной структуры, степень образования, общий исторический опыт и традиции. В СНГ после распада СССР осталось 25 млн русских. Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в этих странах приводит к эмиграции значительной части русских на историческую родину.

Как видим, у стран СНГ  и, в частности, у Российской Федерации  достаточно причин для объединения. Не случайно со времени создания содружества  странами-участницами было подписано  множество договоров и соглашений, направленных на поддержание единства.

Особенно активная и эффективная  политика в этой области стала  проводиться Россией, которая является ядром интеграционных процессов, и  другими странами СНГ с середины 90-х годов. В рамках СНГ создан Межгосударственный экономический  комитет (МЭК), который является постоянно  действующим координирующим органом  Содружества. 26 мая 1995 г. была принята  конвенция о Межпарламентской Ассамблее  государств-участников СНГ, деятельность которой направлена на создание законодательной  базы для сотрудничества. Межпарламентская Ассамблея организует международные  конференции и семинары, "круглые  столы", мероприятия, связанные со значительными событиями в политической и культурной жизни государств Содружества. С 1997 г. в Санкт-Петербурге проводится ежегодный экономический форум, ставший новой организационной  формой интеграции стран Содружества  и их взаимодействия с другими  государствами. 26 мая 1996 г. был подписан договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников СНГ с  государствами, не входящими в Содружество. В соответствии с этим договором, Россия участвует в охране границ ряда государств. Это особенно важно  для России потому, что фактически южные границы СНГ являются и  российской границей. На обустройство границы с Казахстаном у России нет средств. Кроме того, не последнюю  роль здесь играет внутриполитический моральный фактор.

29 марта 1996 г. президентами  Российской Федерации, Республики  Беларусь, Республики Казахстан  и Киргизской республики был  подписан Договор об углублении  интеграции в экономической и  гуманитарной областях в целях  создания сообщества интегрированных  государств. Стороны договорились  направить совместные усилия  на поэтапное углубление интеграции  в экономике, науке, образовании,  культурной и социальной сферах, при соблюдении суверенитета  государств-участников. В 1999 г. к  Договору присоединился Таджикистан.  Был создан Межпарламентский  комитет, направивший свои усилия  на налаживание межпарламентского сотрудничества в целях сближения национальных законодательств стран-участниц. В рамках договора планировалось создать межгосударственные финансово-промышленные группы, совместные предприятия и другие организационно- хозяйственные структуры, позволяющие гибко реагировать на изменения во внутреннем и внешнем рынках. Важным фактором для дальнейшего развития сотрудничества является урегулирование вопроса о взаимных долгах.

Важнейшим политическим событием для СНГ стало подписание договора о сотрудничестве между Россией  и Белоруссией. Процесс объединения  двух стран, начавшийся в 1996 году, не останавливается  до сих пор, несмотря на имеющиеся  трудности как объективного, так  и субъективного характера.

Российская Федерация  принимала участие в урегулировании региональных конфликтов на территории СНГ: грузино-абхазского, грузино-южноосетинского, ситуации вокруг Нагорного Карабаха, приднестровской проблемы, междоусобного  кризиса в Таджикистане. К разрешению конфликтных ситуаций привлекаются российские военные миротворческие силы.  
Наряду с интеграционными процессами в России и странах СНГ существовали и другие явления: усиление противодействия России внутри Содружества. Обозначились и государства, которые выступили активной оппозицией России. Это Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения. Руководители этих стран стремятся доминировать в своих регионах, строить взаимоотношения с Россией преимущественно на двустороннем уровне.

Непросто складывались отношения  России с Украиной. Одной из основных проблем в их взаимоотношениях была проблема Крыма. Крымский полуостров, бывший частью РСФСР, в 50-е годы передал  Украине Н. С. Хрущев. К этой чисто  территориальной проблеме добавилась проблема Черноморского Флота. После  долгих и тяжелых переговоров  выходом из спорной ситуации была признана долгосрочная аренда Севастополя Россией в качестве базы российского Черноморского Флота. Это соглашение способствовало подписанию всеобъемлющего российско-украинского договора в 1998 году.

Противники интеграции стран  СНГ есть как в странах Содружества, так и за его пределами. На Западе существует идея об опасности так  называемого "СССР-2" как факторе  усиления России в Азиатско-Тихоокеанском  регионе. Запад активно содействует  участию членов СНГ в системе "Партнерство во имя мира", способствуя  сближению этих стран с НАТО.

Существенной проблемой  СНГ остается "разноскоростность" интеграции в рамках Содружества, различия в направлениях и сроках осуществления странами реформ. Не выработан четкий механизм выполнения принятых решений, поступательного движения от простых форм к более сложным.  
Политическое руководство Российской Федерации считает оптимальным вариантом в отношениях со странами ближнего зарубежья вести курс на всестороннюю интеграцию в рамках единой для всех стратегии. Однако, по данным Совета по внешней и оборонной политике при Президенте Российской Федерации, "в отношениях со странами СНГ, как правило, продолжаются дезинтеграционные процессы. Это выражается в следующем: в большинстве случаев уменьшается объем экономических связей между Россией и этими странами; нарастают различия в общественном и социальном устройстве, в уровнях экономического развития; сильны стремления к разъединению, исключительно политического характера".*  
 
* Стратегия для России: повестка дня для президента - 2000. М., 2000. С. 73-74.  
 
Таким образом, в СНГ остается гораздо больше нерешенных проблем, чем вопросов, нашедших свой ответ

2.1. Россия и СНГ: путь к интеграции

 

2.1.1. Стратегическое партнерство с СНГ

Принципы стратегического  партнерства с другими странами, в том числе на пространстве СНГ, предусматривают новую динамику торгово-экономических, политических, гуманитарных и других направлений  сотрудничества и в перспективе  интегрирование России в целостную  мирохозяйственную систему на основе учета национальных интересов каждого  участника такого сотрудничества. Это  означает отказ Москвы от неоправданного альтруизма в отношениях с партнерами по СНГ и переход к прагматической политике, главным образом в выстраивании двусторонних отношений с бывшими  союзными республиками.

Страны СНГ были объявлены  официально приоритетными партнерами во внешней политике России. В действительности, например в торгово-экономической  сфере, они таковыми не стали. Тем  не менее, стал доминировать стратегический подход к сотрудничеству с внешним  миром: если при взаимодействии с  дальним зарубежьем Россия стремится  в первую очередь к экономически эффективному участию в международном  разделении труда, то на постсоветском  пространстве она исходит из двух критериев – экономической эффективности  и геополитической целесообразности.

Информация о работе Распад СССр и образование СНГ