Ранний железный век верхнего и среднего Поднепровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучить ранний железный век на территории Поднепровья, археологические культуры этого периода. Тема этой работы была освещена в историографии недостаточно полно, что обуславливало необходимость дальнейшего изучения этой проблемы. Имеется в наличии значительное количество научных статей и авторефератов диссертаций по смежным темам. В данном исследовании предпринята попытка обобщить и систематизировать различные материалы по данной теме и провести сравнительный анализ имеющихся исследований.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ РАКУТЬ.docx

— 71.52 Кб (Скачать)

    Есть  основания предполагать, что на раннем этапе милоградской культуры наряду с обрядом трупосожжениясуществовало и трупоположение [18]. Так, на юге Белоруссии у д. Дубой в устье р. Горыни Ю. В. Кухаренко был раскопан курганный могильник VI…V вв. до н. э. с трупоположениями и трупосожжениями. В курганах найдены сосуды милоградских форм и форм, характерных для высоцкой культуры [14]. Курганные захоронения известны также на Волыни и Киевщине в области распространения подгорпевских памятников, представляющих, повидимому, локальный вариант милоградской культуры.

    Керамика  милоградской культуры весьма своеобразна и отличается общим архаичным обликом, в котором достаточно заметны традиции эпохи бронзы. Вся она сделана от руки. Преобладают яйцевидные или шаровидные горшки и глубокие миски. Часть сосудов имеет невысокую шейку и прямой или отогнутый наружу венчик, другие - вообще без венчика с прямым или загнутым внутрь краем. Для ранних этапов милоградской культуры более характерны удлиненные, яйцевидные и тюльпановидные сосуды, а также сосуды с плоским и уплощенным днищем. Позже сосуды приобретают более округлые формы. Хронологические различия можно проследить в орнаментации сосудов. На ранних типах орнаментация более разнообразна. Характерен так называемый жемчужный орнамент в виде выпуклостей на внешней поверхности, орнамент из ногтевых и пальцевых вдавлений, расположенных чаще всего в один ряд по шейке сосуда или под венчиком. Со временем орнамент упрощается и на поздних сосудах часто вовсе отсутствует.

    Интересную  группу изделий из глины составляют милоградские грузики («пряслица»), отличающиеся необыкновенным своеобразием. Очень распространены грузики, имеющие форму милоградских сосудов, а также крестовидные. В орнаментации грузиков часто встречаются мотивы, характерные для тшинецко-комаровских и более ранних сосудов эпохи бронзы.

    Орудия  труда, происходящие из милоградских памятников, достаточно разнообразны. Найдены железные проушные топоры, серпы, теслообразные мотыжки, ножи с горбатой спинкой, долотообразные изделия, шилья, иглы. На Горошковском городище найден клад железных земледельческих орудий.

    Из  предметов вооружения больше всего  найдено наконечников стрел. Для  местной культуры характерны железные плоские листовидной, треугольной  или ромбической формы наконечники  без черешка, найдены также скифские бронзовые трехгранные стрелы. Из нетипичных находок следует отметить скифский железный меч и дротик латенского типа. В качестве оружия могли, конечно, использовать и обычные топоры. Одной из отличительных черт милоградской культуры является крайне ничтожное количество изделий из кости, которая представлена здесь главным образом проколками и рукоятками к металлическим орудиям.

    Милоградские украшения довольно разнообразны. Из железа, бронзы и серебра изготовлялись браслеты с замкнутыми, разомкнутыми и заходящими концами. Поверхность их иногда орнаментировалась зубчиками и ложной зернью. По сечению различаются браслеты круглые, овальные и многопроволочные.

    Бронзовые и железные булавки представлены не менее чем 6 типами. Наиболее распространена булавка с головкой в виде петли, заканчивающейся 5-видным завитком.

    Найдены ранне-, средне- и позднелатенские фибулы, браслетообразные, трапециевидные и треугольные подвески, спиральные, конические и полушаровые серьги, колокольчики, бляхи. Как можно судить по многочисленным находкам серпов, зернотерок, двухсторонних секирок, мотыжек и других орудий труда, основу хозяйства милоградских племен составляло земледелие. На стенке одного сосуда сохранился отпечаток зерна пшеницы [16].

    Есть  основания предполагать существование  пашенного земледелия. Анализ остеологического материала говорит о значительной роли скотоводства. Наибольшее количество найденных костей домашних животных относится к крупному рогатому скоту. Обнаружены также кости лошади, свиньи, мелкого рогатого скота, собаки. Дикие  животные представлены в значительно  меньшем количестве. На многих поселениях отчетливо выявляются следы занятий населения железообработкой, литьем, рыболовством, деревообработкой, прядением и ткачеством. О разделении труда внутри родовой общины свидетельствует погребение с разбитыми литейными формами, раскопанное на Моховском I городище. Возможно, что здесь был захоронен общинник, специализировавшийся на изготовлении бронзовых предметов. Некоторые материалы свидетельствуют о связях милоградских племен с другими областями. Так, среди браслетов, найденных в кладе Горошковского городища, имеются экземпляры позднегалыптатских и раннелатенских типов [18]. Вместе с тем находки литейных форм говорят о местном производстве некоторых из них.

    Возможно, импортной западноевропейской вещью  является железная бритва, напоминающая латенские образцы. Едва ли местной следует считать железную плетеную цепь от уздечного набора, найденную на одном из милоградских памятников. Несомненно с юга были завезены наиболее часто встречающиеся синие глазчатые бусы.

    По  мнению исследователя милоградской культуры О. Н. Мельниковской, импортные изделия более тяготеют к югу и западу. Связи с севером и Балтикой прослеживаются значительно слабее [21]. Патриархально-родовой строй у племен милоградской культуры ужеуже обнаруживает некоторые признаки разложения.

    Источники, раскрывающие систему верований  милоградцев, довольно ограничены. Можно отметить, что многие милоградские грузики покрыты знаками, характерными для солярных и астральных культов. Возможно, культовый характер присущ и глиняным фигуркам животных (главным образом, коня) и различным амулетам: клыкам животных, просверленным астрогалам, рыбным позвонкам, гальке. Находки в ряде погребений обломков человеческих черепов без всяких признаков сожжения дают основание предполагать существование культовой антропофагии [21].

    В ряде своих элементов милоградская культура обнаруживает черты сходства с редшествующими ей тшинецкой и комаровской культурами бронзового века, проявляющиеся в близости форм некоторых сосудов, грузиков, их орнаментации и в деталях погребального обряда. Это может рассматриваться как свидетельство существования генетической связи между ними.

    По  мнению О. Н. Мельниковской, милоградская культура выросла на основе одного из вариантов тшинецко-комаровской культурной общности [21]. Основная область формирования культуры находилась на территории Украины, где располагаются наиболее ранние милоградские памятники и отсутствуют памятники поздней поры. В области к северу от Припяти наблюдается иная картина. Основной комплекс милоградских древностей приходится здесь на средний и поздний этапы существования этой культуры. Следовательно, можно сделать вывод о переселении милоградских племен из южных районов в более северные.

    Однако  нет оснований отрицать вероятность  участия в формировании милоградской культуры культур поздней бронзы Белоруссии. Так, нельзя не обратить внимания на близкое совпадение ареалов милоградской и сосницкой культур и наличие у них некоторых общих культурных элементов. К тому же сосницкая культура, как уже отмечалось выше, относится к одному с тшинецкой и комаровской кругу памятников. Окончательное решение этого вопроса будет зависеть от успехов в изучении белорусских памятников эпохи бронзы позднейшей поры.

    Милоградская культура прекращает существование в I в. н. э., и дальнейшая судьба племен, создавших ее, еще не ясна. На рубеже н. э. культура эта подвергается сильному воздействию со стороны зарубинецкой культуры. Этническая принадлежность и историческое имя милоградских племен не могут быть установлены на основании археологических материалов. Исследователь этой культуры О. Н. Мельниковская отождествляет милоградские племена с неврами, описанными Геродотом (V в. до н. э.). В качестве аргумента она выдвигает факт совпадения их ареалов и времени существования. Прослеженное археологически передвижение милоградских племен к северу, по ее мнению, возможно, подтверждает указание Геродота о вытеснении невров из области их первоначального обитания «змеями». Существование в белорусском фольклоре волчьего культа сопоставляется некоторыми исследователями с замечанием Геродота о превращении невров один раз в году в волков. Территориальная и типологическая связь ранних милоградских памятников с тшинецко-комаровским комплексом, сложившимся в области распространения древнейшей славянской топонимики, ставит вопрос о возможно славянской принадлежности милоградских племен [17]. Однако эта точка зрения оспаривается рядомисследователей, указывающих на то, что ареалы милоградской культуры вписываются в область распространения балтийских гидронимов [30]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Зарубинецкая культура

    На  рубеже нашей эры вся южная  и значительная часть восточной  Белоруссии вошла в сферу распространения  памятников зарубинецкой культуры, названной так по бескурганному могильнику у с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области, впервые раскопанному и изученному украинским археологом В. В. Хвойкой в 1899 г. Территориально культура охватывает все поречье Припяти и ее притоков, Верхнее и Среднее Поднепровье в пределах значительной части Смоленской, Могилевской, Гомельской и Киевской областей, бассейны Сейма и Десны, смыкаясь на западе с очень близкой ей пшеворской культурой, распространенной на большей части Польши. По существу зарубинецкая и пшеворская культуры не имеют четко выраженной разделяющей их границы, переходя постепенно одна в другую. Известно свыше ста зарубинецких памятников — поселений и могильников, но исследованы пока немногие, хотя сама культура представляет исключительный интерес с точки зрения славянской проблематики.

    Для установления абсолютной хронологии зарубинецкой культуры основной материал дают бронзовые и железные фибулы, которые обычно называют латенскими, хотя, как справедливо отмечается исследователями этих предметов, основная масса их имеет местное происхождение [8].

    Наиболее  ранняя фибула латенского типа, найденная в с. Велемичи Давид-Городокского района Брестской области (фибула с шариками), датируется концом II…началом I в. до н. э. Остальные относятся к II в. до н. э. и I в. н. э. В рамки II в. до н. э….I в. н. э. укладываются и остальные вещи из зарубинецких комплексов. В этом диапазоне, очевидно, следует определять и хронологию зарубинецкой культуры в целом. Поселения зарубинецких племен на территории Белоруссии представлены городищами и селищами. Исследование зарубинецких городищ показало, что в основе подавляющего большинства их лежат милоградские слои. Таким образом, зарубинецкие племена заняли городища, построенные их предшественниками [33].

    Жилища  обитателей зарубинецких поселений представляют собой наземные, прямоугольного плана дома площадью 20…25м2. Основу стен составляли вкопанные в землю столбы, пространство между которыми заполнялось бревнами или плетнем, обмазанным глиной. Встречаются также небольшие полуземлянки. И те, и другие имеют внутри каменные или глинобитные очаги довольно примитивной конструкции.

    Могильники  зарубинецкой культуры относятся к типу памятников «полей погребений». Располагались они вблизи поселений преимущественно на высоком плато. Покойника сжигали, а остатки кремации погребали в неглубоких, обычно удлиненных ямах. В могилы клали глиняные сосуды с пищей и некоторые вещи — копья, ножи, украшения. В обряде наблюдаются некоторые вариации: в одних случаях остатки сожжения ссыпались прямо в яму, в других — помещались в сосуд. Различались между собой по размерам, а иногда и по ориентировке могильные ямы.

    Поля  погребений» не имеют никаких  внешних признаков на поверхности  и обнаруживаются, как правило, при  случайных земляных работах или  специальных поисковых раскопках. Но можно предполагать, что первоначально  погребения имели какие-то отличительные  знаки. В пользу такого предположения  говорит тот факт, что даже на могильниках, насчитывающих несколько  сотен захоронений, в редчайших  случаях одно погребение нарушает другое.

    Керамика  зарубинецких племен представлена тремя устойчивыми формами сосудов. Это высокие горшки или кувшины среднего размера, миски и небольшие сосуды в виде кружек с ручками. Все они вылеплены от руки.

    Значительная  часть керамики имеет вылощенную поверхность. При этом лощеной посуды больше на могильниках и меньше на поселениях. Керамика из могильников  имеет нарядный «столовый» вид, отличаясь  от обычной грубоватой «кухонной» посуды поселений. Горшки имеют отогнутый  наружу венчик, яйцевидное тулово и  сравнительно узкое плоское дно. Наиболее широкая часть находится  на 1/3 высоты. Высота сосуда обычно превышает  его ширину. Некоторые сосуды имели  украшением налепной валик с защипами, опоясывавший наиболее широкую часть сосуда. Приблизительно у половины горшков по краю венчика наносились насечки, вдавления или защипы. Украшения чаще представлены на больших сосудах, служивших хранилищами припасов и составлявших, по-видимому, часть обстановки жилища [34].

    Миски, как правило, тщательнее вылащивались, но по форме были более однообразны. Для рубежа и начала нашей эры  характерны реберчатые миски. Ранние образцы имеют более плавные очертания.Культура зарубинецких племен принадлежит к культурам развитого железного века. Следы железообработки обнаруживаются почти на всех поселениях. Из железа изготовлены орудия труда, оружие, предметы убора и украшения. Широко развита была также обработка цветных металлов, которые шли главным образом на украшенияи предметы убора. При сравнении хозяйства зарубинецких племен с хозяйством их соседей очень ярко выступает земледельческий характер культуры. Археологическим свидетельством этого являются частые находки небольших железных серпов и ручных зернотерок. Культивировались, по-видимому, просо, пшеница и ячмень.

    Зарубинецким племенам были известны все основные виды домашних животных: свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Охота и рыбная ловля, хотя и были занятиями второстепенными, продолжали играть существенную роль в хозяйстве. На основании наблюдающихся различий в приемах домостроительства, форм могильных ям, характера распространения различных погребальных обрядов, а также различий в составе и типах вещей Ю. В. Кухаренко выделяет три локальные группы зарубинецких памятников: полесскую, верхнеднепровскую и среднеднепровскую [10].

Информация о работе Ранний железный век верхнего и среднего Поднепровья