Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:22, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить ранний железный век на территории Поднепровья, археологические культуры этого периода. Тема этой работы была освещена в историографии недостаточно полно, что обуславливало необходимость дальнейшего изучения этой проблемы. Имеется в наличии значительное количество научных статей и авторефератов диссертаций по смежным темам. В данном исследовании предпринята попытка обобщить и систематизировать различные материалы по данной теме и провести сравнительный анализ имеющихся исследований.
И земледелие, и скотоводство были теснейшим образом связаны между собой. Появление железных орудий вызвало значительный прогресс в обработке кости, дерева, кожи, цветных металлов. Несомненный шаг вперед сделала строительная техника. К железному веку, очевидно, восходят первые срубные дома. Хотя дерево при раскопках, как правило, почти не сохраняется, можно предполагать, что оно широко использовалось для различных хозяйственных и бытовых нужд.
Значительно большее развитие по сравнению с предшествующим периодом получил внутри- и межплеменной обмен. На территории Белоруссии найдены вещи, происходящие из Западной Европы, Причерноморья, берегов Балтики. Особенно тесные связи прослеживаются с латенской культурой Западной Европы.
Развитие
производительных сил в железном
веке, успехи земледелия и скотоводства
повлекли за собой важные изменения
в общественных отношениях. Прежде
всего, по-видимому, совершился быстрый
переход к отцовскому роду на территориях
с предшествующим неолитическим
бытом. Сами патриархальные порядки
переживают интенсивную эволюцию от
становления (на отдельных территориях)
и расцвета до разложения и гибели.
Этот процесс шел неравномерно, но
повсеместно. Новая, более высокая
ступень в развитии производства
создавала условия для
В
железном веке участились столкновения
между отдельными общинами, родами
и племенами. Археологическим свидетельством
этого является появление небольших
укрепленных поселений —
Железо
стало основным материалом, из которого
изготовляли оружие: наконечники
копий и стрел, кинжалы, мечи, боевые
топоры. Постоянное стремление поддерживать
военное оснащение на уровне современных
требований было причиной того, что
новый металл, по мнению некоторых
археологов, нашел применение в военном
деле раньше, чем где бы то ни было.
Железное копье и меч предшествовали
железному плугу и серпу. Военные
столкновения и связанные с ними
грабежи способствовали росту имущественного
неравенства. С другой стороны, постоянная
угроза нападения со стороны соседей
заставляла племена сплачиваться в
сильные крупные союзы. На последнем
этапе первобытнообщинного
В культурно-историческом отношении территория Белоруссии в эпоху железного века не была единой. Она была поделена между несколькими различными археологическими культурами. Племена, принадлежащие к этим культурам, находились в разные времена в разных отношениях друг с другом. Для начального периода железного века Белоруссии, продолжавшегося приблизительно до рубежа нашей эры,характерна относительная устойчивость племенных границ. После бурных событий эпохи бронзы заметных перемещений больших масс населения не наблюдается. Сложившиеся границы между отдельными археологическими культурами оставались в общем постоянными.
На
рубеже нашей эры в южной Белоруссии
распространилась новая культура железного
века. Носители ее, по-видимому, ассимилировали
прежнее население. Северные племена
оказали пришельцам сопротивление
и отстояли в основном свою территорию.
Положение вновь на некоторое
время стабилизировалось. В середине
I тысячелетия н. э. этой устойчивости
приходит конец. Археологические материалы
вновь убедительно
Вопросы
этногенеза чрезвычайно сложны и
теоретически еще не достаточно разработаны.
Не всегда отдельные детали формирования
тех или иных этнических групп
улавливаются археологами. В эпоху
железа в отдельные моменты внешние
культурные влияния оказывались
столь значительными и
В процессе объединения разновидных племен многие культурные особенности, присущие им до объединения, постепенно сглаживаются, хотя сложившаяся в результате интеграции новая культура обычно имеет заметный отпечаток той культуры, которая до объединения была более развитой и более сильной. При ассимиляции одной культуры другой обычно сохраняются основные признаки культуры-победительницы. Но и прежняя культура не исчезает бесследно. Некоторые ее элементы дают о себе знать, придавая культуре-победительнице локальное своеобразие. Иногда при известных исторических условиях этот местный культурный субстрат получает новое развитие, подготовляя почву для последующей дифференциации [5].
Вопросы этнической истории народов не могут решаться на базе только одних археологических источников. Археологическая культура не всегда совпадает с этносом. Хорошо известно, что одна этническая группа может быть представлена несколькими археологическими культурами. Так, фракийские, кельтские, германские, восточно-иранские, балтийские и, несомненно, славянские племена оставили по нескольку археологических культур.
Далеко
не всегда удается установить этническую
принадлежность носителей той или
иной археологической культуры, располагая
одними археологическими материалами.
Только имея бесспорные свидетельства
генетической связи между археологической
культурой исторически
Основой этноса, как известно, является язык. Ни кремневый нож, ни черепок от глиняного сосуда сами по себе не скажут, на каком языке говорили их создатели. В решении этногенических проблем громадная роль
принадлежит
лингвистике. Даже от периода, который
для отдельных территорий, например
для Белоруссии, был бесписьменным,
удается извлечь
Как показали исследования гидронимов Белоруссии, территория ее в течение железного века не оставалась неизменной в этническом отношении. Приблизительно до середины I тысячелетия н. э. почти вся территория
Белоруссии
была занята племенами, оставившими
гидронимы балтийского
Ценным источником в решении вопросов этногенеза являются данные антропологии и этнографии, в которых тоже нашло отражение различие в этническом составе племен, обитавших на территории Белоруссии. Таким образом, путь к решению этногенических проблем лежит через комплексное изучение и сопоставление между собой данных археологии, лингвистики, антропологии и этнографии. В последующих главах, посвященных характеристике археологических культур в железном веке на территории Белоруссии, ареалы археологических культур будут сопоставлены с гидронимической картой и там, где это возможно, с данными антропологии.
Железный
век — последний дописьменный
период в истории Белоруссии. Установление
связи археологических культур этого
времени с исторически известными народами
— задача исключительной важности, значение
которой трудно переоценить. История современных
народов удревняется на целую эпоху, создаются
необходимыепредпосылки для поисков их
этнических истоков в еще более древних
культурах бронзового века. Сархеологическими
культурами железного века связана одна
из животрепещущих проблем происхождения,
развития и территориального оформления
восточнославянских народов.
3. Милоградская культура
Милоградская культура сложилась и распространилась на значительной части юго-восточной Белоруссии. Ее западная граница лежит в устье Горыни, северная — южнее городов Слуцка, Жлобина и Чечерска, восточная — по среднему течению Илути. На юге эта культура распространяется далеко за пределы Белоруссии, доходя до Киева и верховьев южного Буга [16].
Своеобразие южнобелорусских городищ отмечал еще А. Н. Лявданский (в 20-х…начале 30-х годов), но исследование милоградских памятников началось по существу с 1951 г.
Свое название культура получила по имени пос. Милоград в Гомельской области, где в раскопанном городище она была представлена в наиболее чистом виде.
На территории БССР милоградская культура охватывает период с середины VI в. до н. э. по I в. н. э.
Наибольшее количество датирующих находок приходится на IV…II вв. до н. э. Ранний этап датируется некоторыми булавками, ажурной бляхой гольштатской формы, железным орудием в виде тесла или пластинчатого топорика с двумя выступами. Позднюю дату дают сарматские и позднелатенские аналогии: средне- и позднелатенские фибулы, браслетообразные височные подвески, прорезные колокольчики и др.
Украинские памятники милоградской культуры в основном принадлежат к более раннему времени, относясь непосредственно к эпохе бронзы.Милоградская культура известна по поселениям и могильникам. Поселения представлены городищами и селищами, но преобладают городища. Селища, как правило, встречаются вместе с городищами, хотя на Припяти известны селища без городищ.
Большая
часть городищ устраивалась на мысах.
С напольной стороны они
Погребения милоградской культуры открыты недавно, а изучены в самое последнее время. Господствующим обрядом было сожжение покойника. Тщательно очищенные от углей пережженные косточки складывались в неглубокую (в среднем 0,6 м) ямку диаметром от 0,5 до 1,5 м, преимущественно круглую в плане. Известны также овальные или удлиненные ямы, ориентированные обычно с северо-востока на юго-запад. Большинство погребений не содержит вещей. Из 70 могил, исследованных в д. Горошков Речицкого района, только в 15 найдены черепки разбитых сосудов, отдельные бронзовые и железные предметы и пряслица. В 10 погребениях имелись лишь небольшие скопления обломков сосудов. С погребальным обрядом связаны находки в некоторых могилах камней, отдельных кремневых орудий, охры, зубов жертвенных животных. Рядом с погребениями находят иногда следы тризны. Могильники располагались возле поселений, иногда в пределах укрепленной части между внешним и внутренним валами (Горошков). В одном случае погребения обнаружены на жилой площадке городища рядом с жилищами (Мохов I).
Информация о работе Ранний железный век верхнего и среднего Поднепровья