Раннефеодальная Франция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:
• период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;
• период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;
• период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

Работа содержит 1 файл

игпзс .франция.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

• на ее верху  стоял король - сюзерен;

• далее - пэры, то есть "равные королю", герцоги  и графы;

• вассалы  и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;

• в самом  низу - простые рыцари, шевалье, своих  вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы.

Первоначально положение сервов было еще близко к позднеантичному рабству - часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы.

Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную)  подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:

• право перехода из сеньории в сеньорию;

• право отчуждения земельного держания;

• право свободы  наследования;

• право выбора брачной партии.

Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также переселения  в другую вотчину, на свободные земли  или в город.

Развитие  сельского хозяйства, отделение  от него ремесла и рост населения  способствовали начиная с X в. возникновению новых и возрождению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально зависимых людей.

3, В период  феодальной раздробленности король, номинальный глава государства,  избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими  иерархами церкви.

В органах  центрального управления дворцово-вотчинная  система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

• дворцовую  систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей,  канцлер);

• управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской  курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его  собственном домене, а в земельных  владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе  при сеньориальной монархии действовала  сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся  ступенью иерархической лестницы, на которой они находились.  Армия  состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой  они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.__

3.Сословно-представительная  монархия

Изменения в правовом положении  сословий в XIV–XV вв. Дальнейший рост городов  и товарного производства повлек за собой не только рост численности  и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного  феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении  крестьян. К XIV в. в большей части  Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.

Усиление феодальной эксплуатации, а также экономические трудности, связанные со Столетней войной с  Англией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это нашло свое отражение  в ряде городских восстаний (особенно в Париже в 1356–1358 гг.) и крестьянских войнах (Жакерия в 1358 г.). Произошли  изменения и в борьбе среди  самих феодалов, что было связано  с усилением королевской власти и ее столкновением в процессе объединения страны с феодальной олигархией. Во время Столетней войны  было произведено много конфискаций  земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним дворянам, активно поддерживавшим королевскую  власть.

В XIV–XV вв. во Франции завершилась  перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.

Первым сословием во Франции  считалось духовенство. Объединение  всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская  власть к XIV в. одержала принципиально  важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство  должно жить по законам королевства  и рассматриваться как составная  часть французской нации. При  этом ограничивались некоторые церковные  прерогативы, которые мешали политическому  объединению страны и признанию  верховенства королевской власти, был  сокращен круг лиц, подпадавших под  церковную юрисдикцию.

С установлением единого правового  статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии. Духовенство, как и ранее, имело  право на получение десятины, различных  пожертвований, сохраняло свой налоговый  и судебный иммунитет. Оно освобождалось  от любых государственных служб  и повинностей. Последнее не исключало  того, что отдельные представители  духовенства привлекались королем  к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших  советников, занимали высокие посты  в государственной администрации.

Вторым сословием в государстве  являлось дворянство, хотя фактически в XIV–XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни  Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались  теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан  и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить  дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала  давать им дворянские звания.

Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право  собственности на землю с передачей  по наследству всех недвижимостей и  рентных прав. Дворяне имели право  на титулы, гербы и другие знаки  дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались  от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной  службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.

Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать — герцоги, маркизы, графы, виконты и другие — претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.

В XIV–XV вв. в основном завершилось  формирование и "третьего сословия" (tiers etat), которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.

Сама организация третьего сословия носила феодально-корпоративный характер. Оно выступало прежде всего как совокупность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.

Образование сословно-представительной монархии. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной  подати (тальи) необходимо согласие королевской  власти. В XV в. Карл VII вообще отменил  сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать  и новые косвенные налоги, что  привело постепенно к их полному  исчезновению. Людовик XI отнял у  феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.

Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы  сохраняли в XV в. свои независимые  армии, которые давали им некоторую  политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

Постепенно исчезло сеньориальное  законодательство, а также посредством  расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно  ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность  апелляции на любое решение судов  отдельных феодалов в Парижский  парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная  юстиция считалась суверенной.

На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков  было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католическая церковь. Французская корона никогда  не соглашалась с притязаниями папства  на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое  положение не могло сохраняться  бесконечно, и к концу XIII — началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась  все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309–1377 гг.) — так называемое "авиньонское пленение пап".

Победа французской короны над  римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV–XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской  власти. Большую роль в юридическом  обосновании этого процесса сыграли  легисты. Легисты отстаивали приоритет  светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: "Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги".

В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в  своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы  римского императора.

Со ссылкой на известный принцип  римского права легисты утверждали, что король сам является верховным  законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе  централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права  феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т. д. Решая  важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных  функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную  для сеньориальной монархии. Но при  осуществлении своей политики она  сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой  не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала  от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и  третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические  интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты  и провинциальные штаты.

Генеральные штаты. Возникновение  Генеральных штатов положило начало изменению формы государства  во Франции — превращению его  в сословно-представительную монархию. Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура.

Информация о работе Раннефеодальная Франция