Раннефеодальная Франция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:
• период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;
• период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;
• период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

Работа содержит 1 файл

игпзс .франция.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

1/Раннефеодальная Франция

Империя франков  распалась на три части в 843 году. Верденский договор, создавший Западно-Франкское королевство, отделил от территории прежней Галлии всю восточную часть, от устьев Рейна до устьев Роны, составившую узкую полосу между Западно-Франкским королевством и Восточно-Франкским королевством (Германией), но населённую в значительной мере романским племенем (так называемое Срединное королевство). Здесь скоро образовалось два королевства: Лотарингия на севере и Бургундия на юге (см. табл. II, карту VI), оба надолго соединившиеся с Германией (Священной Римской империей германской нации).

В конце IX в. феодализм стал господствующим общественно-экономическим  укладом. Высшая знать захватила почти все общинные земли, закабалила крестьян. Короли раздавали иммунитетные грамоты. Владелец ее приобретал административную и судебную власть над жителями данной местности. На этой территории без разрешения сеньора не мог появиться даже чиновник короля. Иммунитетные грамоты давали их обладателям возможность применять в неограниченных масштабах внеэкономическое принуждение к крестьянам. Герцоги, графы зачастую уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей перед королем.

Духовные  феодалы, епископы и аббаты, получали власть от папы римского. Акт вступления в должность сопровождался обрядом, который назывался инвеститурой. Принадлежность к феодальному сословию определялась по рождению. Каждый феодал в возрасте от 18 до 20 лет был обязан проходить обряд посвящения в рыцари. В присутствии родственников ему вручались меч и шпоры. Во время такой церемонии вассал давал клятву верности сеньору, который дарил ему «поцелуй мира». Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. За свой счет они приобретали коня, снаряжение. В мирное время регулярно устраивались состязания (турниры), на которых они демонстрировали свое умение пользоваться оружием. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры являлись знаками отличия рыцаря.

Крестьяне занимали самую последнюю ступень в  общественной пирамиде феодального  общества. Община еще сохранялась, но попала в зависимость от феодалов. Во Франции долгое время основной формой эксплуатации крестьян – сервов была барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, они облагались денежным налогом в пользу помещика. Лично свободные крестьяне-вилланы за пользование землей платили помещику чинш. Крайняя нужда, а иногда чрезмерная набожность заставляли многих свободных крестьян передавать себя в распоряжение церкви, монастыря. Такие лица назывались облатами. В пользу церкви с крестьян взыскивались десятина со всех видов продукции. Имелись и другие формы феодальной зависимости крестьян. При смешанных браках лиц разных сословий дети наследовали низшее социальное положение родителей. Без согласия своего господина серв не мог жениться, переменить место жительства, передать другому часть своего имущества.

В IX–XII вв. заметно  повысилась производительность труда  в деревне. Характерным проявлением  развития общественных отношений явилось  отделение ремесла от земледелия, что способствовало развитию городов, особенно на юге Франции. Другим положительным  фактором, ускоряющим развитие товарно-денежных отношений становится оживилась торговли, усиление притока крестьян в города. Всякий, кто прожил в городе год и один день, считался свободным. От феодальной раздробленности, анархии, смут и бесконечных войн в первую очередь страдало крестьянство, задерживалось развитие торговли, рост городов. Почти каждое графство и герцогство взимали пошлины с провозимых товаров. Все это ущемляло интересы купцов. Феодальная светская и духовная знать (герцоги, графы, настоятели крупных монастырей) признавали власть короля весьма условно. В их владениях была своя администрация, суд, собственная монета. Подводя итог сказанному, отметим, что раздробленность феодального государства – закономерное явление, однако в этот период отмечается известное усовершенствование орудий труда, обусловившее повышение производительности труда.

4.Правовое регулирование

Источники права. В истории французского права  нашли свое наиболее полное отражение  типические черты средневекового права  Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность  и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального  общества, препятствовали образованию  во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение  страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское  право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых  распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто  небольшую по размерам территорию. Как язвительно заметил Вольтер, во Франции, "меняя почтовых лошадей, меняют право".

Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. К Х в. во Франции  практически перестали действовать  Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений (Нормандия, Анжу, Бретань и др.) они отличались большим разнообразием. Особенно велика была роль кутюмов в северной Франции, которую даже называли в связи с этим " страной обычного права".

Обычаи складывались в  устной форме (отсюда север Франции  носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или  регионального масштаба. Сила и авторитет  обычного права определялись тем, что  оно отражало реальные потребности  территориальных коллективов феодального  общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело  от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов  в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.

Для признания обычаев  в судах было необходимо, чтобы  они были известны с "незапамятных времен", т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и легистами. Одной из таких ранних записей стал "Совет другу" (1253 год), принадлежавший перу Пьера де Фонтена. Но наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо- западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".

За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.

Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в  судах оставалась сложной. Если тот  иной обычай вызывал сомнения или  оспаривался, судья проводил специальное  расследование с допросом десяти местных знатоков обычного права, которые  должны были дать едино гласный ответ о существовании кутюма и его содержании. Такая процедура порождала много судебных споров и не устраняла юридических трудностей. Так, кутюмы разнообразились в зависимости от местности, но определить ее территориальные границы часто было чрезвычайно сложно.

В 1454 году Карл VII специальным  ордонансом предписал всем бальи  свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников "больших" кутюмов и около 200 сборников " малых" кутюмов.

Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные  кутюмы приобретали ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они  формально не рассматривались как  закон, хотя их редактирование по приказу  королевской знати фактически означало государственное санкционирование.

В переработанном виде кутюмы стали более удобными и для  их доктринального изложения. Поэтому  в XVII-XVIII вв. появляется ряд крупных  работ (Лвуазеля, Дома, Потье), в которых была предпринята попытка унифицировать кутюмы и судебные решения по отдельным правовым институтам и тем самым обосновать идею создания единого общефранцузского права.

На Юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось  римское право, которое имело  здесь достаточно глубокие исторические корни. Влияние римского права в  Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило  свои позиции и в века, последовавшие  за падением римской империи, но трансформировалось в своеобразное галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варваризированный сборник римского права, составленный вестготским королем Алариком. Французские юристы, комментирующие эти памятники римского права и использующие при этом методы, подобные глоссированию, развернули свою деятельность еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов. Но настоящий ренессанс римского права во Франции начинается с XIII в. на Юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Один из видных представителей этой школы - Плацетин - организовал в начале XIII в. преподавание римского права (прежде всего Дигест Юстиниана) в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

Метод, использованный французскими профессорами-глоссаторами, был таким  же, который применяли итальянские  основатели этой школы. Они комментировали Дигесты Юстиниана, вписывая в их текст комментарии и пояснения (глоссы), которые в свою очередь также изучались, обобщались и глоссировались. Возрожденное таким образом и объясненное глоссаторами римское право выступало во Франции как "право ученых", оно оставалось далеким от практики королевских судов.

Отношение королевской власти к римскому праву во Франции сначала  было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, использовали легистов в государственном аппарате. Но, с другой стороны, узаконение римского права могло быть понято как признание  верховенства римско-германского императора. Поэтому король Филипп Август даже запретил преподавание римского права  в Парижском университете, хотя оно  изучалось в других университетах  королевского домена. В Парижском  университете официально преподавание римского права было разрешено в 1679 году при короле Людовике XIV.

Признав доктринальное значение римского права, французские короли ограничивали его практическое применение. Людовик Святой (XIII в.) постановил, что  оно не является обязательным во французском  королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право  в стране обычного права. Что же касается Юга, то здесь был найден своеобразный выход в том, что королевская  власть (с 1312 года при Филиппе Красивом) признала римское право как своего рода вид "писаного обычая". Отсюда Юг Франции первоначально считался страной обычного права, и только с XIV в. за ним окончательно закрепилось  название "страны писаного права". Впрочем демаркационная линия между  этими двумя территориальными правовыми  массивами Франции никогда не была абсолютно точной и безусловной.Постепенно на Юге местные правовые обычаи приходили в упадок, а римское право, которое во все большей степени следовало юстиниановым образцам, признавалось в качестве общего права и проникало в судебную практику. В XIV-XV вв. этот процесс затронул и страну неписаного права. Хотя здесь римское право рассматривалось лишь в качестве писаного разума и дополнительного источника права, оно оказывало заметное влияние на кутюмы в ходе их редактирования и записи 

2.

 Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции может  быть разделена на следующие периоды:

• период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;

• период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;

• период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

2. В период  феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.  Складывание двух основных классов феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в.

К этому времени  сеиьо/?ы-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующих ступеней:

Информация о работе Раннефеодальная Франция