Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:34, реферат
В отличии от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.
Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон». Дать народу разумные и справедливые законы, которые обеспечат всеобщее благоденствие, - в этом любимые и почитаемые Екатериной авторы видели основную задачу просвещенного правителя страны.
Введе-ние………………………………………………………………………………...3 Екатерина и просветите-ли……………………………………………………………..5
Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданны-ми………………….….7
Наказ Уложенной Комис-сии…………………..……………………………………….9
Комиссия уложе-ния……………………………………………………..……….……18
«Потемкинские дерев-ни»……………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….............23
Списов использованных источников…………………………………….……..……24
2. Государственное управление
Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения).
Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на ее особую обширность. Главная из таких закономерностей - «Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства» (ст. 8). А «всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно» (ст. 11). Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей «направить к получению самого большого ото всех добра» (ст.13), способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве (это показывает, что «Наказ» вполне сохранял абсолютизм монархии).
В стране должны
существовать подчиненные
Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны «предохранять безопасность каждого особого гражданина». Все равны перед государственным законом, провозглашалось в Наказе: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам» (ст.34). Но не более.
Чрезмерное понимание
равенства, стремление к стиранию различий
между бедными и богатыми, между разными
чинами и званиями, «когда всяк хочет быть
равный тому, который законом поставлен
быть над ним начальником» - это «умствование»
равенства, гибельное для общества (ст.503).
Законы должны охранять и «вольность»
гражданина, которая, однако, заключается
в том, «чтоб делать все, что кому угодно»
(ст.36). В правильном государстве «вольность»
есть право делать то, что «законы дозволяют».
3. Государь и закон
В главах 6 и 7 в общей форме фиксировались правила построения такого законодательства, где «вольность» граждан уживалась бы с самодержавным правлением.
Следуя мысли
Монтескье, Наказ отмечал, что
законы в обществе связаны со
многими факторами: верой, климатом, политикой
правительства, правами. Все это формирует
исходное «народное умствование» (современно
говоря, менталитет). Правильные законы
должны следовать этому духу народа. «Ничего
не должно запрещать законами, кроме того,
что может быть вредно или каждому особенно,
или всему обществу» (ст.41). Если народ
делает что-либо без принуждения, значит,
делает это охотно и хорошо - в этом главное
правило лучшей государственной политики.
Однако, отмечалось в Наказе, не всегда
самые полезнейшие дела и разумные меры
находят ответ в народных умах: нравы грубеют.
Такое острое противоречие между властью
и осознанными потребностями нации следует
решать путем всемирного просвещения,
«приуготовление умов» (имеется в виду
просвещение в широком смысле, не школьном).
«Для введения лучших законов необходимо
потребно умы людские к тому приуготовить».
4. Уголовное право и судопроизводство
Главы 9.9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы законодательства в самой острой сфере, причем не только для 18 века, - сфере уголовного права и судопроизводства.
Правильно построенный
уголовный закон
Суд - также учреждение не столько карательное, столько орган охраны общества и гражданина, но он не должен быть произвольным в толковании права и законов, и то для того, чтобы сомнения не было о свободе и безопасности граждан (ст.98).
Суд, однако, действует
в реальном сословном обществе.
Это признает Наказ очевидным.
Поэтому в таком обществе
Впервые в русском
праве (да, и пожалуй, и во
всем тогдашнем европейском законодательстве)
Наказ запрещал применять на следствии
пытки: «Употребление пытки противно естественному
здравому рассуждению» (ст.123).
5. Гражданское право
Главы 11-18 посвящались
законодательству в социально-
Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Дворяне служат государству, крестьяне пашут землю, торговцы торгуют. Очевидно, что место дворянства важнее и почетнее. Поэтому ему гарантируются особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное", а главное охранить его законами от злоупотребления со стороны помещиков. Так называемый "средний род людей", третье сословие, особая забота императрицы. «Я заведу у себя в империи всякого рода сословия, - сообщала Екатерина г-же Жоффрен еще в июне 1765 года, - я вполне сознаю достоинства вашего строя». Позже она добавляет: «Еще раз обещаю вам среднее сословие...» К третьему сословию Екатерина II причисляет в Наказе «всех тех, кои не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, науках, в мореплавании, торговле и ремеслах», а так же питомцев воспитательных домов, училищ, детей чиновников и других разночинцев.
Итак закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно.
Основа экономического
процветания общества - земледелие
и собственность. «Не может земледельство
процветать тут, где никто не имеет ничего
собственного» (ст.295). Земледелие - главный
труд людей, промышленное производство
полезно, но не должно особенно отвлекать
от земледелия (так смотрел на эти вещи
весь 18 век). Вообще состояние экономики
и состояние общественной морали - далеко
не такие далекие вещи, как покажется на
первый взгляд: «Гордость приводит человека
устраняться от трудов, а славолюбие побуждает
уметь трудиться лучше пред другими» (ст.307).
Для обогащения общества важна и торговля.
Однако если законы ее притесняют, она
«убегает» в другие земли. Но регулирование
торговли - обязательное правило: «Вольность
торговли не то, когда торгующим дозволяется
делать, что они хотят» (ст.321). Эта же статья,
на мой взгляд, так же намекает на постоянные
просьбы мещан полностью монополизировать
любые виды торговли в пользу городского
населения, лишить права торговли крестьян.
Понятно, что такие требования, вытекали
исключительно из личностных корыстных
интересов; вряд ли кто-либо из таких просителей
задумывался по поводу общего блага страны,
процветания торговых отношений. Однако
императрица мыслила иначе.
6. «Народ Российский учинится во свете благополучнейшим»
Последние, 19 и 20 главы Наказа устанавливали некоторые правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, исходя из того, что "гонение человеческие умы раздражает". Стоит также заметить по этому поводу, что в своих записках Екатерина отмечает: «Не думаю, чтобы полезно было заставлять наши нехристианские народности принимать нашу веру».
Запрещались чрезвычайные, не предусмотренные законом суды.
Запрещалось крайне широко трактовать государственные преступления. Впервые в русском праве (так привыкшем к тому, что жест, неосторожное слово или усмешка куклы-Петрушки повлекут розыск по «слову и делу Государеву») фиксировались: «Слова не составляют вещи, подлежащей преступлению; часто они не значат ничего сами по себе, но по голосу каким произносятся…» (ст.482).
Вообще законы
надо писать ответственно, вразумительно,
законы «не должна быть
Правительство придавало Наказу особое значение. После его издания всем государственным учреждениям повелевалось иметь Наказ на судейских столах наравне со старым «Зерцалом правосудия». Наказ не был типичным законодательным актом, как я уже упоминала раньше, он являлся, в общем, документом рекомендательного характера, декларацией о намерениях. Екатерина подчеркивала, что запретила ссылаться на Наказ как на закон и разрешала только основывать на нем те или иные рассуждения, мнения. Однако он не остался без прямого применения в праве: известны случаи, когда сложные дела были решены и Сенатом, и нижестоящими судами "по правилам Большого наказа". Следуя конституционным началам "Наказа", в екатерининское время была изжита следственная пытка, хотя судебные власти сопротивлялись изъятию из их рук такого "полезного" средства.
Современное
"Наказу" российское и зарубежное
общество с восторгом
Павел 1 относился
к "Наказу" отрицательно, но
с воцарением Александра 1 екатерининские
постулаты вновь вошли в оборот. Важнейшие
статьи "Наказа" затем ограничено
перешли в основные государственные законы.
Опубликовав Наказ как декларацию, Екатерина не собиралась останавливаться на достигнутом. Идеи, воплощенные в ее труде, она намеревалась воплотить в официальный, имеющий юридическую подоснову документ, благодаря еще одному новшеству, берущему корни из идей Просветительства.
14 декабря 1766 года императрица опубликовала указ о сочинении проекта Уложения.
Цель созыва комиссии
определил четко и лаконично:
«Мы созываем не только для того,
чтобы выслушать нужды и
Был определен обряд созыва депутатов, пути их выбора. От дворян и горожан предусматривались прямые выборы, по одному депутату направляло каждое центральное учреждение: Сенат, Синод, канцелярии. Для сельского населения устанавливались трехстепенные выборы, а право избрания депутатов принадлежало государственным и экономическим крестьянам, а также оседлым «инородцам» Поволжья и Сибири. Крепостные крестьяне, составлявшие 53% жителей России, были лишены права выбирать депутатов - считалось, что их интересы представляли помещики, ими владевшие.
Последовавшие за торжественным открытием трудовые будни новоиспеченных депутатов показали несостоятельность Комиссии Уложения к какой-либо совместной объективной деятельности. Привезенные депутатами в Москву наказы в основной своей массе выражали мнения и требования той сословно-территориальной группы, к которой и относился сам депутат. Во время обсуждения законопроектов все попытки прийти к конценсусу заканчивались неудачами. Каждый отстаивал свои интересы, совершенно не думая об общем благе. Малейшие попытки, извините, пикнуть против большинства, сразу же пресекались.
Екатерина была огорчена. Она начала понимать, что явно переоценила своих подданных. Конечно, благо уже то, что впервые в русской истории представители разных групп населения имели возможность открыто высказаться о том, что их волновало, но государыня, очевидно ожидала большего.