Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:34, реферат
В отличии от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.
Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон». Дать народу разумные и справедливые законы, которые обеспечат всеобщее благоденствие, - в этом любимые и почитаемые Екатериной авторы видели основную задачу просвещенного правителя страны.
Введе-ние………………………………………………………………………………...3 Екатерина и просветите-ли……………………………………………………………..5
Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданны-ми………………….….7
Наказ Уложенной Комис-сии…………………..……………………………………….9
Комиссия уложе-ния……………………………………………………..……….……18
«Потемкинские дерев-ни»……………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….............23
Списов использованных источников…………………………………….……..……24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданными………………….….7
Наказ
Уложенной Комиссии…………………..………
Комиссия
уложения……………………………………………………..
«Потемкинские
деревни»…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Списов
использованных источников…………………………………….……..…
В отличии от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.
Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон». Дать народу разумные и справедливые законы, которые обеспечат всеобщее благоденствие, - в этом любимые и почитаемые Екатериной авторы видели основную задачу просвещенного правителя страны. Новые законы должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство становилось правовым - «законной монархией», где все свершается по букве писанного закона. Законом и только им должна ограничиваться и свобода граждан. Последние наделены особыми правами, обязанностями и привилегиями, в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию. Причем привилегии - это неотъемлемое свойство всякого сословия, занимающего в государстве свое, отведенное ему место.
Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх - отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо». Следить же за тем, чтобы законы не нарушались и с их помощью регулировать, регламентировать жизнь населения - одна из функций государства, осуществляемая при помощи аппарата управления. В нем, в свою очередь, как заметил еще Петр I, «есть душа гражданства». Еще одна функция государства - забота о воспитании подданных в духе законности, точного исполнения гражданских прав и обязанностей.
"Кто хранит
законы и владеет народами, - писал
Ф. Фенелон в своей знаменитой
книге "Приключения Телемака",
- сами должны повиноваться
Россия со своим крепостническим режимом, низкой грамотностью населения и общей отсталостью развития в целом представлялась как Екатерине, так и деятелям французского просвещения страной больших возможностей, где реализация этих идей должна была принести самые ощутимые результаты. Будучи уже императрицей Екатерина II пишет: «Я люблю страны еще не возделанные, верьте мне, это лучшие страны. Я годна только в России; в других странах уже не найдёшь священной природы; все столько же искажено, сколько чопорно».
Екатерина собиралась «возделать» Россию по образу и подобию правового государства, в теории разработанного французскими просветителями. Она стала послушной и ревностной ученицей Вольтера, Д'Аламберта, Дидро. Всю жизнь она вела с ними переписку, спрашивала и самое главное часто прислушивалась к их советам.
Однако Екатерина
отлично различала границу
Еще ранее, во время
путешествия по Волге в 1767 году она
писала Вольтеру, торопившему ее с изданием
новых законов: «Подумайте только, что
эти законы должны служить и для Европы
и для Азии; какое различие климата, жителей,
привычек, понятий! Я теперь в Азии и вижу
все своими глазами. Здесь 20 различных
народов, один на другого не похожих. Однако
ж необходимо сшить каждому приличное
платье. Легко положить общие начала, но
частности? Ведь это целый особый мир:
надобно его создать, сплотить, охранять».
И это при том, что обычно Екатерина держала
себя по отношению к Вольтеру, с которым
активнее всего переписывалась, скромной
ученицей, стремившейся воплотить в жизнь
его идеи.
Характер абсолютного монарха всегда очень сильно сказывался на его правлении. Умения вести себя объективно в той или иной ситуации, держать себя в руках, не поддаваться сиюминутным страстям, на мой взгляд, одно из самых важных и необходимых качеств государя. Екатерина же обладала целым рядом таких свойств.
Прекрасное знание и тонкое понимание психологии, способность ладить с самыми разнообразными людьми и использовать их лучшие качества, мириться с их недостатками, если они компенсировались компетентностью и талантом, отличает Екатерину - императрицу от многих ее предшественником и потомков. Уже с самого начала царствования она сознательно старалась изменить саму атмосферу царского двора, принципы подбора высших должностей. Так, в ответ на просьбу об отставке П.А. Румянцева, бывшего в фаворе у Петра III и опасавшегося потому опалы, она отвечала: «Вы судите меня по старинным поведениям, когда персоналитет всегда превосходил качества и заслуги всякого человека, и думаете, что бывший ваш фавор ныне вам не в прок служить будет, неприятели же ваши тем подкреплять себя имеют. Но позвольте сказать: вы мало меня знаете. Приезжайте сюда, если здоровье ваше вам то дозволит; вы приняты будете с тою отменностью, которую ваши отечеству заслуги и чин требуют».
Екатерина II умела сохранять выдержку в любой ситуации, не была подвержена вспышкам беспричинного гнева и старалась никогда не действовать по первому побуждению. Екатерина признавалась: если при чтении принесенного ей документа она испытывала раздражение, то, по возможности, всегда старалась отложить решение до следующего дня. Если же решение требовалось принять скорее, а она чувствовала, что слишком возбуждена, то начинала ходить по комнате, пить воду и, только окончательно успокоившись, снова бралась за дела, причем стремилась вникнуть во все детали и нередко снова и снова запрашивала министров о подробностях.
Такие особенности ее характера, на мой взгляд, обусловлены несколькими основными причинами:
От рождения немка, Екатерина, унаследовала от своего народа природную сдержанность, умение действовать разумом, а не чувствами, серьезное отношение к деталям. Можно заметить, что этих черт характера, столь ярко выраженных в жителях Европы, и, как уже раньше говорилось, необходимых для монарха, часто недоставало, да и до сих пор не достает российским государственным деятелем. Конечно это довольно спорный вопрос, но я высказала свою точку зрения.
Также надо отметить, что на Екатерину подействовали и идеи просвещения, гуманные по своей сути. Естественно, что государственный деятель 18 века, следующий канонам передовой мысли просвещения не может позволить себе опираться на сиюминутные эмоции, затмевающие, как правило, здравый смысл.
1. Общая оценка
Детальность, доскональность, вдумчивость была присуща не только ее методу работы и взаимодействия с подданными. Эта черта ее характера ярко отразилась и на законотворчестве государыни. Постепенность, последовательность, плановость - важнейшая черта преобразований Екатерины. Каждый ее шаг был продуман, изучался и обрабатывался императрицей до тех пор, пока она не приходила к убеждению, что работа ее совершенна. «...Это не так легко...повеления мои, конечно, не исполнялись бы с точностью, если бы не были бы удобны к исполнению. Я разбираю обстоятельства, советуюсь, уведываю мысли просвещенной части народа и по тому заключаю, какое действие указ мой произвесть должен. И когда уже наперед я уверена в общем одобрении, тогда выпускаю я мое повеление и имею удовольствие то, что ты называешь слепым повиновением. И вот основание власти неограниченной». В другом месте Екатерина II писала, «если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого». Императрица писала своему сыну: «Кто идет медленно, идет безопасно».
Наилучшим примером
такой кропотливой и
В январе 1765 года Екатерина начала непосредственную работу над законодательным проектом, в котором она хотела сформулировать и закрепить самые основные принципы организации государства и правовой политики - своего рода философско-правовую конституцию общества. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трех раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и ее секретарей, относящихся к "Наказу", сохранились доныне - вплоть до маленьких листочков с поправками букв или цифр.
Основной текст «Наказа» включил 20 глав, поделенных на 526 статей, из которых 245 восходят к сочинению Монтескье «О духе законов», 106 - к книге итальянского ученого - юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Кроме того, Екатерина использовала труды немецких авторов Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство.
Однако нельзя рассматривать
Наказ Екатерины как списанное
от А до Я из сборника золотых
сочинений. Беря за основу труды просветителей,
государыня провела огромную работу
по адаптации теоретических
Сама Екатерина так оценивала свое произведение «Общее мнение тех, которые прочли наказ, гласит, что non plus ultra ( высшая точка - лат.) совершенства, но мне кажется, что можно еще кое-что исправить. Я не хотела помощников в этом деле, опасаясь, что каждый из них стал бы действовать в различном направлении, а здесь следует провести одну только нить и крепко за нее держаться... Тетрадка есть исповедь моего здравого смысла, современники и потомство должны будут судить о нем; если бы при этом страдало одно мое самолюбие, я с удовольствием и даже с радостью пожертвовала бы им, но с тем, однако, чтобы моя тетрадка достигла своей цели, то есть доставила бы жителям России положение самое счастливое, самое спокойное, выгодное, в котором они могут находиться».
К маю 1766 года был
готов, почти завершенный текст -
в нем было свыше полутора десятков
глав и более 400 сот статей. Набело переписанный
"Наказ" был передан через фаворита
Екатерины графа Орлова для прочтения
некоторым высшим сановникам и близким
людям: М.И. Воронцову. В.Г. Баскакову, А.П.
Сусарокову, высшим церковным иерархам.
«...Назначила я разных персон, вельми разно
мыслящих, - писала после императрица,
- дабы выслушать Наказ Комиссии Уложения.
Тут при каждой статье родились прения.
Я дала им волю чернить и марать все, что
хотели. Они более половины того, что написано
мною было, помарали, и остался Наказ Уложения,
яко напечатан»