Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

При Екатерине II Россия превратилась в мощное государство, по праву занявшее место великой державы на мировой арене. Однако самодержавие и крепостное право при ней только окрепли. Эти факты не укладывались в круг идей европейского Просвещения, которые разделяла Екатерина II.
За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Личность Екатерины II и первые годы её правления………………………..4
2.” Просвещенный абсолютизм” Екатерины II………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ 

      Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального

      образования 

«Российский государственный гуманитарный университет» 

                           Филиал  в г. Чехове 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине

«Отечественная  история» 

на  тему:

«Просвещенный абсолютизм Екатерины II» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса

з/о  отделения  программы 1-5,5

специальности 080502 «Экономика и управление

на  предприятии (городское  хозяйство)»,

специализации «Без специализации»

Дерябина  О.Г. 

                                              Проверила: к.и.н., доцент Антонова Е.А. 
 
 
 
 
 
 

Чехов, 2010г.

 

План  работы: 
 
 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Личность Екатерины II и первые годы её правления………………………..4

2.” Просвещенный абсолютизм” Екатерины II………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………...15

Список используемой литературы……………………………………………….16 
                                                 Введение
 

  Во второй половине 18 века в России наступила эра «просвещенного абсолютизма». Петру I не удалось внедрить в народное сознание идею государства. Последовавшая за ним череда случайных правителей мало заботилась о благе страны и народа, об устройстве и налаживании управления. В результате июньского переворота 1762 года вместо непопулярного императора Петра III российский престол заняла его жена Екатерина II.  Императрица оказалась незаурядной личностью, декларировавшей «просвещенное» управление. В основном же деятельность правительства была по- прежнему направлена на усиление могущества империи, укрепление абсолютизма и позиций дворянского сословия.

     В  царствование Елизаветы Петровны, в 1745 г. Наследник российского  императорского престола, великий  князь Пётр Фёдорович женился  на Софье Августе Фредерике  Ангальт-Цербстской, происходившей из обедневшего княжеского рода Северной Германии.

     Его  супруга, в православии Екатерина  Алексеевна, была некрасива, но  обладала гибким, пытливым умом, неординарным характером и недюженным чистолюбием.

     Брак  её сложился несчастливо, при дворе она была одинока и терпела много унижений и обид от своей своенравной императрицы и её окружения.  Великая княгиня знала, что ей не от кого ждать поддержки и делала всё возможное для укрепления своего положения при дворе: «Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили». Не будучи религиозной, она истово исполняла все православные обряды, дарила подарки, угождала всем – от императрицы до прислуги, одним словом, всеми средствами старалась снискать расположение публики. Она упорно воспитывала в себе необходимые качества, чтобы чужую слабость обращать в свою силу.

     В  эти годы утешением и лекарством  от скуки придворной жизни  для неё стало чтение философской  и исторической литературы, особенно произведений Вольтера. Развивая свой ум и природные дарования, к концу царствования Елизаветы она добилась того, что многие её полюбили, другие относились к ней сочувственно.

     Положение  великой княгини между тем  ухудшалось: ПетрIII взошел на престол и серьезно намеревался жениться на своей фаворитке Елизавете Воронцовой. Екатерине грозил развод и ссылка в монастырь. Она начала активно собирать сторонников, поставив на карту все: « или умру или буду царствовать». Петр III вызывал всеобщее недовольство своей политикой, потому сторонников у Екатерины нашлось множество, прежде всего  в гвардии. 28 июня 1762 г. Произошел бескровный переворот, в результате которого к власти пришла императрица. 

                 2. Личность Екатерины II  и первые годы её правления 

     Екатерина  II , в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родилась в г. Штеттине в Померании. Ее отцом был Христиан Август Ангальт-Цербстский, выходец из обедневшего княжеского рода Северной Германии, генерал-майор армии прусского короля Фридриха II.

     Екатерина  родилась в скромной обстановке прусского генерала из мелких немецких князей и росла резвой, шаловливой, даже бедовой девочкой, любившей попроказить над старшими, особенно надзирательницами, щегольнуть отвагой перед мальчишками и умевшей не смигнуть, когда трусила. Родители не отягощали ее своими воспитательными заботами. Отец ее был усердный служака, а мать, Иоанна-Елизавета, - неуживчивая и непоседная женщина, которую так и тянуло на ссору и кляузу, ходячая интрига, воплощенное приключение; ей было везде хорошо, только не дома.

     Когда  в январе 1744 г. Из Петербурга  пришло к матери в Цербст  приглашение немедленно ехать  с дочерью в Россию, Екатерина  уговорила родителей решиться  на эту поездку. И вот, окутанные  тайной, под чужим именем, точно  собравшись на недоброе дело, мать с дочерью спешно пустились в Россию и в феврале представились в Москве Елизавете. Весь политический мир Европы дался диву, узнав о таком выборе русской императрицы. Тотчас по приезде к Екатерине приставили учителей закона божия, русского языка и танцев – это были три основные предмета высшего образования при национально-православном и танцевальном дворе Елизаветы.

     При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою  любовь  к

русскому языку, русским обычаям и  православной  вере.  Особенно  расположил

всех  следующий  случай.  В  марте  1744  года  она  простудилась  и  опасно

заболела. Когда  её  положение  казалось  безнадёжным,  мать  предложила  ей

пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только  своего

православного законоучителя, с которым  и  беседовала.  После  выздоровления

она стала брать  уроки Закона Божия почти ежедневно,  и  28  июня  1745  года

было совершено  её присоединение к православию,  при  чём  она  без  малейшей

запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го она была обручена  с

Петром Фёдоровичем  и получила титул  Императорского  Высочества.  Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь  захворал  оспой.  Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то  едва  узнала  своего  жениха: так его изменила болезнь, и  физически  и  духовно.  21  августа  1745  года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.

     Екатерина  II была довольно сложной и безусловно  незаурядной личностью.

С одной  стороны  она  -  приятная  и  любвеобильная  женщина,  с  другой  -

крупнейший  государственный  деятель.  С  раннего  детства  ею  был   усвоен

житейский  урок  -  хитрить  и  притворяться.  Но  при   всех   способностях

приспосабливаться великой княгине приходилось  тяжело: имели место нападки

со стороны  императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение  со  стороны  мужа Петра Фёдоровича.  Самолюбие  её  страдало.  Тогда  Екатерина  обратилась  к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием,  изучила русский язык, много  читала,  приобрела  обширные  познания.  Она  прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов,  специальные  труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В  итоге  Екатерина  II усвоила  идеи  просветителей  об  общественном   благе   как   высшей   цели государственного  деятеля,  о   необходимости   воспитания   и   просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

      В 1754 году у Екатерины родился  сын Павел Петрович, будущий   наследник

русского престола. Но ребёнка взяли от матери в апартаменты императрицы.

      В декабре 1761 года  скончалась  императрица  Елизавета  Петровна.  На

престол вступил  Пётр III.

      Екатерина  II  отличалась  огромной  работоспособностью,  силой  воли,

целеустремлённостью,  храбростью,  хитростью,   лицемерием,   неограниченным

честолюбием и  тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими  “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в  угоду  развитому  рационализму. Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии.

      Екатерина II начала царствование  отменой  многих  распоряжений  Петра

III. Домовые церкви  были открыты, вербовка охотников   в  голштинские  войска

отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и  многие  другие меры вызвали общее расположение к Екатерине.

      В  первые  годы  царствования  Екатерина  II  напряженно  искала  пути

утверждения на троне, проявляя  при  этом  крайнюю  осмотрительность.  Решая

судьбу  фаворитов  и  фавориток  предшествующего   царствования,   Екатерина

проявила великодушие  и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча.  В

итоге многие действительно  талантливые и полезные государству  люди  остались

на своих прежних  должностях. Екатерина любила и умела  ценить заслуги  людей.

Она  понимала,  что  ее  похвалы  и  награды  заставят  людей  еще  усерднее

трудиться.

      В начале царствования Екатерина  еще не  освоилась  с  новой   для  себя

ролью  и  либо  продолжала  претворять  в  жизнь  политику,   намеченную   в

предшествующее  время, либо завершала  ее.  Отдельные  новшества  императрицы носили  частный  характер  и  не  давали  оснований  относить   царствование Екатерины к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

      Екатерина не  без  основания   указывала  на  довольно  затруднительные

обстоятельства, при которых она начала царствовать. “Финансы были  истощены.

Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в  упадке,  ибо

многие ее отрасли  были отданы в монополию.  Не  было  правильной  системы  в

государственном  хозяйстве.  Военное  ведомство  было  погружено  в   долги;

морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении.  Духовенство  было

недовольно отнятием  у  него  земель.  Правосудие  продавалось  с  торгу,  и

законами   руководствовались   только   в    тех    случаях,    когда    они

благоприятствовали  лицу  сильному”.   Императрица,   разумеется,   сгустила

краски, но не настолько, чтобы считать ее  характеристику  положения  страны

совершенно недостоверной.

      Сразу после воцарения Екатерины была заметна  кипучая  деятельность  в

государственном организме. При этом во всех отношениях  выказывалось  личное

участие императрицы  в решении всевозможных вопросов.

      С  момента  восшествия  на  престол  и  до  коронации   Екатерина   II

участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963  году  Сенат  был

реформирован:  он  был   разделен   на   шесть   департаментов   со   строго

определенными функциями и под руководством  генерал-прокурора,  назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного  аппарата и  высшей  судебной  инстанцией.  Сенат  лишился  своей  главной  функции  - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.

      Смерть Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года избавила Екатерину от страха

за будущее  своего трона.  Теперь  ее  честолюбие  могло  быть  удовлетворено

реализацией собственных  планов. Она накопила определенный  опыт  управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина, как я уже отмечал  выше, принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые  намеревались  не только царствовать, но и управлять.

      Трудно перечислить все, что  сделала Екатерина II для  пользы  и  славы

России. Еще проживая в Москве,  после  коронации,  она  ознаменовала  начало

царствования великим и добрым делом: основала так называемый  Воспитательный Дом. В этом доме находили  приют  дети,  оставленные  родителями.  До  этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода,  либо  вырастали  в нищете и невежестве.  Только немногие  попадали  к добрым  людям,  которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не  только  кормили,  поили, одевали, но и учили. Из “дома” они  выходили  уже  самостоятельными  людьми, способными приносить пользу себе  и  отечеству.  Вскоре  такой  же  дом  был открыт в Петербурге.

Информация о работе Просвещенный абсолютизм Екатерины II