Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:19, реферат
К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и логически обусловлено всем ходом мировой истории.
О крещении св. Ольги в КПле свидетельствуют не только русские памятники, но и авторитетный византийский историк Иоанн Скилица, а также западный источник “Продолжатель хроники аббата Регинона Прюмского” .
Известно, что в составе посольства княгини в КПле был пресвитер Григорий, по-видимому, священник соборной церкви св. Илии, бывший ее духовником и придворным капелланом, если княгиня всё же уже была крещена или катехизатором, если Ольга только готовилась ко крещению. Кроме того, можно предположить, что присутствие священника в свите княгини Ольги как бы подчеркивало перед византийским двором многочисленность христианских общин на Руси.
Примечательно, что при крещении Ольга была наречена христианским именем Елена. Вполне вероятно, что это имя ей было дано в честь св. равноап. Елены, матери Константина Великого, так много потрудившейся для распространения веры в Римской империи. Не случайно именно с ее трудами все русские письменные источники справедливо сравнивают духовные подвиги княгини Ольги.
В “Продолжателе хроники аббата Регинона Прюмского” мы находим свидетельство широкой известности русской княгини в Западной Европе.
Здесь сообщается о приезде во Франкфурт-на-Майне к германскому королю Оттону I в 959 году послов от Ольги - Елены. Но к настоящему времени подавляющее большинство историков сходятся в том, что это известие совершенно неправдоподобно и цели этого посольства могли быть только политическими или торговыми.
Как известно, Оттон I отличался особой ревностью в содействии миссионерской деятельности латинского духовенства, особенно среди славян, укрепляя таким образом и свою власть над ними. И, принимая русское посольство, он, конечно, не мог удержаться от желания представить его цель как чисто религиозную, дававшую ему возможность через латинское духовенство вмешаться в дела Древнерусского государства. На самом же деле все свидетельствует о том, что ни св. Ольга, ни сами русские послы и в мыслях не имели получить латинскую церковную иерархию. Об этом ясно говорится и в “Хронике Регинона” . Согласно ей, епископ Адальберт, прибывший из германских земель на Русь, вскоре был вынужден покинуть ее.
Исчерпывающее объяснение западных сообщений о миссии Адальберта дается в речи Высокопреосвященного митрополита Киевского и Галицкого Филарета после вручения ему диплома доктора богословия богословского факультета Яна Гуса: “... в окружении княгини Ольги были варяги-христиане, чьи родственники находились в Западной Европе и приняли христианство от духовенства латинского, от Римского патриархата. Там мечтали, чтобы Киевская Русь приняла крещение от западных миссионеров. А княгиня Ольга старалась породниться с византийским двором и принять веру от Константинополя. Не все были с этим согласны. Соединенные родственными связями с Западом, они решили пригласить в Киев западных миссионеров и епископов. Тогда кн. Ольга должна будет согласиться со случившимся фактом. Используя торговые связи с Западной Европой, варяги создали план пригласить латинских миссионеров как будто бы по прямому поручению княгини Ольги. Русские летописи молчат об этой выдумке, а западные говорят” .
Русские источники свидетельствуют о том, что св. Ольга, приняв истинную веру Христову в КПле, не только сама всю последующую жизнь оставалась верной хранительницей этой драгоценной святыни, но и неустанно трудилась для распространения ее истин между своими подданными.
Первой ее заботой было желание обратить ко Христу своего собственного сына - будущего правителя Руси - Святослава. И несмотря на то, что он отказывался, св. княгиня, не принуждая и продолжая любить его, как истинная христианка, со смирением молилась.
Именно в духовной борьбе, вооруженная св. Крестом Господним и всепобеждающей силой слова Божия, она сокрушала в сердцах своих подданных, принимавших крещение, идолов и кумиров. Но проводить политику христианизации, заниматься храмостроительством Ольга могла только в пределах своих личных дворцов и поместий, т.к. в то время еще сильны были позиции партии язычников, которым сочувствовал воинственный Святослав.
Велика заслуга св. Ольги и на другом поприще ее земного служения. Занимаясь воспитанием своих внуков, она первая посеяла семена веры Христовой в сердце будущего крестителя Руси св. кн. Владимира. И именно эти наставления и ее святая жизнь одна из главных причин, побудивших св. князя обратиться ко Христу.
Когда же настали ее последние часы в этой жизни, св. Ольга, зная о язычестве сына Святослава, завещала совершить ее погребение по христианскому закону. Во время похорон плакали и сын ее, и внуки, то есть не только христиане, но и язычники.
Период, отделяющий кончину св. Ольги († 969) от крещения Руси при св. кн. Владимире, характеризуется в истории нашего христианства наступлением языческой реакции.
По словам С. Ф. Платонова, “Языческие верования наших предков вообще малоизвестны” . В основном религиозность наших предков выражалась в поклонении силам видимой природы, воплощавшейся в личных божествах (божество солнца- Дажьбог, “скотий бог” - Велес, “великий Хорей” - солнечное светило, небо - Сварог, бог-громовержец Перун, Стрибог - повелитель ветра и пр.) . Внешний культ у славян был мало развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, что не позволяло язычеству пустить глубокие корни в формирующемся государстве. “Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, “идолы” . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие: этим и ограничивалось идолослужение” .
Так же важную частью верований славян составлял культ предков, когда обожествлялся давно умерший родоначальник и прародительница в виде рода, или щура и рожаницы. “Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки, лешие, водяные) ” .
Мифология варягов, занимавших ведущие позиции в Киевской Руси, была не менее примитивна, поэтому при подписании договора 944г. кн. Игорь, варяг по происхождению, и его варяжская дружина уже клянутся славянским Перуном и поклоняются его идолу.
После неудачи Святослава
в войне с болгарами
В наивысшую фазу обострения отношений официального язычества и развивающегося христианства, после некоторого затишья во времена “кроткого и милостивого” Ярополка и Олега, Киевская Русь вступает с воцарением их младшего брата Владимира (978г.) . “Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев подпал под ее влияние; потом он, тоже еще в детстве, увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры” , - сообщает нам А. В. Карташов. Над причиной столь ревностного обращения к язычеству, задумывались многие историки. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, но в числе основных факторов можно привести следующие:
“Настал критический
момент, - пишет А. В. Карташов, - когда
языческие силы антихристианской реакции
решили смести со своего пути грозный
призрак принятия греческой веры
и морального подчинения грекам, а
не наоборот, как понимала варяжская
реакция: - под знаком праотеческих
богов завладеть Царьградом, его
культурными богатствами и
В 980г. Владимир и Добрыня, навербовав достаточную армию в Западной Скандинавии, начинают движение на Киев. Причиной поражения Ярополка часто называют предательство языческой части Киева, ревностно наблюдавшей за протекционистской политикой князя в отношении киевских христиан.
После воцарения
в Киеве Владимир начинает фанатично
насаждать языческий культ со
всем его бесчеловечным
В центре всех событий времен становления древнерусской государственности стоит фигура св. равноап. кн. Владимира, главной чертой, которого, по выражению проф. П. В. Знаменского была “широта натуры” .
Похожим характером обладали и первоверховные апп. Петр и Павел. Страстный, всегда старавшийся опередить ход событий, ап. Петр не раз наталкивался на обуздывающие слова Господа (Мф 16,23; Мф. 26,34) , но именно ему сказано: “Ты - Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16,18) . Ап. Павел - ревностный иудей, дышавший “угрозами и убийствами на учеников Господа” (Деян. 9;1) , но он единственный из всех апостолов “более всех потрудился” (1Кор. 15;10) . Ту же “широту натуры” находят современники и у имп. Пера I, преобразившего своими деяниями лик России.
Поэтому человек, размах
личностных качеств которого так
необычайно широк, неизменно оставляет
тот или иной след в истории. Но
содействие благодати Божией, преображающей
инфернальные глубины личности, направляет
и облагораживает гигантские силы воистину
мировых масштабов. Без Божьей помощи
эти силы извращаются и постепенно
иссякают. Поэтому столь часты
среди таких титанов и
В основе наших знаний о личности св. равноап. кн. Владимира лежат древнейшие памятники русской литературы. Таковыми прежде всего являются два замечательнейших произведения церковной письменности первой половины XI века “Память и похвала св. Владимиру” , составленная мнихом Иаковом, и “Слово о Законе и Благодати” , принадлежащее перу первого русского по происхождению митрополита Иллариона . В них, вместе с “Чтением о Борисе и Глебе” преподобного Нестора и рядом летописных известий, содержатся бесценные сведения о св. князе как о человеке, возвысившемся до истинных интересов своего народа и ставшем крестителем всей Русской земли.
Только правильное,
христианское понимание подлинного
облика св. князя может привести
к отчетливому представлению
о величии духовного и