Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:39, реферат
В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI В.Испанию, в XVII в. - Голландию, в XVIII в. - Францию, превратилась в мировую супердержаву.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОГО МИРА. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ.
В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI В.Испанию, в XVII в. - Голландию, в XVIII в. - Францию, превратилась в мировую супердержаву. Оставаясь небольшой страной, она стала центром огромной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос на английские промышленные товары, невиданные в истории массовые европейские армии и морские флоты, где служили сотни тысяч человек, породили специфический массовый спрос на английские стандартизованные изделия (ткани определенных сортов для униформированной одежды солдат разных родов войск, форменные пуговицы, сапоги, каски, стандартные штыки, ружья и боеприпасы одинакового калибра и т.д.). Особенно возрос спрос на хлопчатобумажные ткани для пошива белья. Английская хлопчатобумажная промышленность рождена британской колониальной империей (хлопок из английских колоний - Индии и Северной Америки) в упорной конкурентной борьбе с шерстяной отраслью, победу над которой удалось одержать благодаря более высокому спросу и низким ценам.
Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сначала механизировали процесс хлопкопрядения (тюль - машина С. Кромптона, 1783 г.); Поскольку пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий станок, который был изобретен в 1785 г. Э. Картрайтом. Новый станок, заменявший до 40 ткачей, потребовал более 30 лет для своего широкого внедрения в производство, что объяснялось высокой поначалу его ценой и сопротивлением ткачей, труд которых он заменил. После механизации прядения и ткачества возникла потребность в создании универсального двигателя, не зависящего от природы (как, например, водяное колесо). Таким двигателем явилась паровая машина, созданная Дж. Уаттом (патент 1784 г.). В том же году построили первую прядильную паровую фабрику. Паровая машина получила действительно универсальное применение в промышленном производстве, а несколько позже и транспорте.
Применение машин вызвало резкое повышение спроса на металл. Развитие металлургии сдерживалось недостатком древесного угля, при использовании каменного угля получался металл низкого качества. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая давала сталь из чугуна при помощи минерального топлива, а изобретенные им же прокатные вальцы позволили получать металлические изделия нужной конфигурации. Производительность да в металлургии благодаря этим изобретениям повысилась 5 раз.
Прогресс металлургии, в свою очередь, способствовал быстрому развитию английской каменноугольной промышленности. Вахтах появились рельсовые пути ("трамвай") для конной выгрузки угля. Сочетание рельсов и паровой машины дало железную дорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 4 г., а железная дорога - в 1824 г. Появление железных дорог и создание на их основе стабильных коммуникаций между различными экономическими районами и отраслями промышленности вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни страны. Одной из последних проблем промышленного переворота стало фабрично-заводское сооружение самих машин: возникла совершенно новая отрасль промышленности -машиностроение. Это способствовало создание основных типов металлорежущих станков - токарного (Г. Модели, 1798 г.) и строгального (Врам, )2 т.). Созданием фабричного машиностроения (первая полови-XIX в.) и завершился переворот в технологической сфере экономики Англии. Если в 1800 г. в Англии работало 320 паровых шин, то через четверть века - уже 15 тыс. Переворот произошел не только в технологической сфере: в Англии образовалась структура буржуазного индустриального общества. С помощью дешевых промышленных товаров буржуазия разрушила ремесленное производство. Возникли новые промышленные центры и в середине XIX в. почти половина Англии была занята в промышленности. Основным производителем стал промышленный рабочий, а место купца во главе буржуазного общества занял фабрикант. Промышленный переворот, как переход от мануфактурной к машинной, фабричной, стадии производства, явился подлинной революцией, которая происходит в истории каждой страны только однажды.
4.1. ГЕГЕМОНИЯ АНГЛИИ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ И СВОБОДА ТОРГОВЛИ
Первая в истории
человечества английская фабрично-заводская
индустрия заняла исключительное положение
в мировом хозяйстве. В, период наполеоновских
войн и континентальной блокады
Англии со стороны Франции и зависимых
от нее государств доступ на континент
английских машин практически прекратился,
и поэтому техническое
Свобода торговли (фритредерство) заключалось во встречном освобождении от таможенных пошлин почти всего реестра ввозимых в Англию и вывозимых из нее договорившимися странами товаров. Хотя взаимное благоприятствование было обоюдовыгодным, но на практике Англия выгадывала больше, так как обеспечивала как беспошлинный сбыт за границей своих изделий, так и дешевое импортное сырье и продовольствие на внутреннем рынке.
По принципу взаимного благоприятствования в 60-х гг. XIX в. Англия заключила двусторонние договоры - с Францией, Бельгией, Италией, Австрией, Швецией, Таможенным союзом германских государств. Показателен в этом смысле англо-французский договор 1860 г., казалось бы, более выгодный для Франци: Англия вовсе отменяет пошлины на французские шелка и довольствие, а Франция - только снижает тариф на английские машины, уголь, шерсть и пр. Однако даже частично налагаемые пошлинами английские товары стоили дешевле и заполонили французский рынок. Уже через 2 года английский экспорт во Францию удвоился. Свобода торговли помогла сохранять доминирующие позиции в мировой промышленности, и торговле, кредите, морском транспорте. В 1850 г., когда общий оборот мировой торговли составлял 14,5 млрд. марок, На долю Британской империи приходилось 5,24 млрд. марок, 1870 г. эта додя составляла уже 14 млрд. из общей суммы млрд. марок (общая доля Франции, Германии и США за время повысилась с 4,9 до 12 млрд.). Образование Английского банка датируется 1694 годом, а в середине XIX в. Лондон превратился в мировой кредитный центр. Английский банк пожизненно становится "банком банков", кредитующим не только промышленность и торговлю, а всю кредитную систему страны и даже мира.
4.2. ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ФРАНЦИИ. СПЕЦИФИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
Завершение промышленного переворота произошло во Франции только в 60-е гг., т.е. значительно позже, чем в Англии) Сложившаяся к XIX в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли непромышленники, как в Англии, а банкиры (вспомним "Человеческую комедию" Бальзака), чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Поэтому в стране, изобиловавшей банками, не развивался крайне необходимый для производства промышленный и сельскохозяйственный кредит.
Не способствовала промышленному переворту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имели континентальная блокада/Англии, упорно проводимая Наполеоном. Предпринятая с целью подорвать промышленность, Англии и создать благоприятные условия для монополии на континенте французских товаров, она оказалась разорительной для Франции. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья (особенно хлопка и индиго - главного красителя для хлопчатобумажных тканей), что серьезно задержало промышленный переворот. В 1800 г. во французской промышленности работало всего 15 паровых машин, тогда как в английской - более 300.
К тому же специфическое
производство значительной части французских
мануфактур (предметы роскоши, дорогая
мебель и убранство и пр.) значительно
труднее поддавались
Завершение промышленной
революции во Франции произошло
в 50-60 гг. Проводившая активную внешнюю
политику империя Наполеона III широко
предоставляла специальный
Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была сведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма. Однако к концу 1860 г. из 3 млн, промышленных рабочих Франции 60% продолжало работать на мелких предприятиях и мастерских. Металлургические заводы Шнейдераи Крезо, считывающие в 1870 г. около 10 тыс. рабочих, можно рассматривать как исключение. В стране все еще преобладала легкая промышленность (в основном производство модных товаров). В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну. К 70-м
гг. из 15,2 млн. самодеятельного населения Франции 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, млн. - в промышленности, 1 млн. - в торговле, 1,3 млн. - в домашнем хозяйстве.
4.2.1 . Господство мелкого сельского хозяйства
В Англии после ликвидации
феодального землевладения
4.2.2. Ростовщические черты французского капитала
Развитие промышленного и аграрного капитала во Франции значительно уступало росту капитала денежного, ростовщического. В 1850-1860 гг. около 200 крупнейших банкиров фактически управляли всем народным хозяйством Франции. Промышленный переворот не привел промышленную буржуазию к руководству народным хозяйством - наверху по-прежнему остались банкиры, весьма удачно использовавшие особенности не только экономического развития Франции, но и французского менталитета, отличающегося сугубой практичностью, стремлением к пусть скромному, но гарантированному доходу. Именно в XIX в. эта черта французского менталитета нашла свое полное воплощение в быстром росте специфического социального слоя, который сделался чуть ли не фирменным знаком буржуазной Франции. Речь идет о так называемых рантье, живущих исключительно за счет процентов на капитал, помещенный в ценные бумаги, преимущественно облигации государственных займов.
Вплоть до конца XIX в. внешняя торговля Франции (основа экспорта - шелка, вина, мебель, кожа, краски, парфюмерия и ювелирные изделия, все это по качеству не имело себе равных на мировом рынке) уступала по обороту только Англии. Во Франции, как и в Англии, промышленный переворот вызвал борьбу между фритредерством и протекционизмом. Если в Англии свобода торговли была лозунгом промышленной буржуазии, то во Франции она занимала протекционистскую позицию: свобода торговли усиливала английскую конкуренцию (английский текстиль, например, продавался во Франции на 30% дешевле отечественного). Свободу торговли (фритредерство) во Франции отстаивали купцы, заинтересованные в расширении товарного ассортимента за счет английского импорта, а также банкиры, связанные с железнодорожным строительством (в расчете на низкие цены на рельсы и пр.). Поэтому фритредерский договор 1860 г. с Англией вызвал недовольство французских фабрикантов и просуществовал всего десятилетие. Принцип взаимного благоприятствования составил основу торговых договоров Франции с Бельгией, Италией и другими государствами.
4.3. СТАНОВЛЕНИЕ МАШИННОЙ ИНДУСТРИИ В ГЕРМАНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ ДО СЕРЕДИНЫ XIX В.
Создание капиталистической машинной индустрии в Германии произошло лишь во второй половине XIX в. Основная причина значительного отставания Германии заключалась в более сильном, чем в других странах Западной Европы, господством феодализма, и отсутствии единого государства. Внутри страны, дробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры. Первое таможенное объединение ряда германских государств было достигнуто только в 30-х годах XIX в., а окончательное политическое единение страны - лишь в 1871 г., с образованием Германской империи.
Переход от феодального к буржуазному общественному строю Германии проходил значительно медленнее, чем в Англии и Франции. Государственные реформы не ликвидировали ни феодальную монархию, ни землевладение феодального дворянства, которое лишь несколько поделилось своей властью с немецкой буржуазией.
Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных капиталистических стран - Англии, Голландии и даже Франции. Вывозя в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес, немецкие купцы ввозили в Германию дешевые иностранные промышленные товары. Немецкая мануфактура, зародившаяся только в конце XVIII в., была весьма слаба, подавляющее большинство промышленных изделий производили ремесленные цехи, влачившие жалкое существование, но в то же время препятствовавшие рационализации производства. В середине XIX в. численность промышленных рабочих (1,5 млн.) уступала численности ремесленников (2 млн.).