Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:38, курсовая работа
Коренная революция затронула технику, технологию и организацию производства. Система машин с общим двигателем обеспечила непрерывность трудового процесса. Более дешевая и качественная фабрично-заводская продукция вытесняла изделия промыслов, ремесла и мануфактуру. Произошло окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства. Возникли крупные города и капиталистически промышленные центры.
Введение……………………………………………………………………...3
Сущность промышленного переворота в Англии……………………….. 4 - 8
Cоциально-экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века:
- Франция………………………………………………………………… 8 - 11
- Германия…………………………………………………………….…11 - 13
- США……………………………………………………………………13 - 16
Заключение…………………………………………………………………..17
Тест …………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………
Каковы
последствия промышленного
Завершение промышленного переворота означало, что Англия окончательно превратилась из аграрной страны в индустриальную державу, что в промышленности восторжествовало основанное на новой технике фабричное производство, способствовавшее быстрому развитию английской экономики. В ходе промышленного переворота Англия стала «мастерской мира», поскольку ее промышленный потенциал во второй половине XIX века оказался самым мощным во всем мире.
К середине XIX века Англия заняла особое место в мировом хозяйстве и мировой политике, поскольку другие страны еще только завершали промышленный переворот. Уровень промышленного развития здесь был несравненно выше, чем в других государствах. В 1860-х годах на долю Англии приходилось около одной трети мировой промышленной продукции, а по выпуску продукции тяжелой промышленности она превосходила соответствующие показатели США, Германии и Франции в четыре-пять раз.
Со временем фабричная промышленность стала перемещаться на север страны. И хотя Лондон все еще сохранял важное экономическое значение, центр обрабатывающей промышленности сместился в Ланкашир, Йоркшир, Шотландию, Южный Уэльс. Бурное развитие промышленности и транспорта привело к быстрому снижению удельного веса сельского населения по сравнению с городским: в 1811 году оно составляло 35%, а в 1871 году — всего 14,2%. Урбанизация населения была связана с развитием крупных промышленных центров (Манчестера, Ливерпуля, Бирмингема, Лидса и др.), в каждом из которых проживало по нескольку сотен тысяч жителей. Постепенно Англия превратилась в страну городов и фабричных поселков.7
Промышленный
переворот привел к коренным преобразованиям
в социально-экономических
Произошли заметные изменения в структуре рынка труда. Поскольку обслуживание простейших машин не требовало высокой квалификации, резко увеличилось использование низкооплачиваемого женского и детского труда, получившее распространение еще в XVII веке. В начале 1830-х годов в хлопчатобумажной промышленности удельный вес подростков и детей составлял свыше 35% общего числа работников, примерно таким же был процент женщин. Типичным явлением для того времени стало удлинение рабочего дня на промышленных предприятиях до 16— 18 часов в сутки. Реальная заработная плата английских рабочих середины XIX века оказалась ниже, чем в конце XVIII века. На многих промышленных предприятиях применялась натуральная оплата труда продуктами через фабричные лавки, где цены были выше, чем в розничной торговле.
Промышленный переворот повлек за собой стихийные выступления рабочих и ремесленников против ухудшения условий труда. В 1830—1840-х годах в Англии возникло движение чартистов, которые в течение нескольких лет вносили в парламент петиции (хартии) с требованием ограничения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы и др.
Увеличение числа машин неизбежно вело в то время к формированию излишков рабочей силы. По официальным данным, в 1870 году в стране насчитывалось 1,3 млн. безработных. В течение 1800 —1870 годов из Англии и Ирландии эмигрировало почти 10 млн. человек. Они направлялись в США, Канаду, Австралию и другие страны мира.8
С середины XIX века Англия вступила в полосу экономического подъема, продолжавшегося почти 30 лет. В этот период крупное машинное производство окончательно вытеснило мелкое ремесленное и мануфактурное производство, которое не выдержало конкуренции с фабриками.
Следует
отметить, что ведущее место в
английской экономике по-прежнему занимали
отрасли легкой промышленности, в
частности текстильные
Тем
не менее, и отрасли тяжелой
Промышленный подъем в Англии сопровождался быстрым развитием транспорта, особенно железнодорожного. Вся территория страны была покрыта густой сетью железных дорог. За 1840— 1870 годы их протяженность выросла с 1,4 тыс. км до 25 тыс. км, или в 18 раз. Особое внимание в Англии уделялось судостроению и судоходству. Здесь впервые среди развитых стран мира стали производиться не деревянные парусники, а цельнометаллические пароходы. Общий тоннаж торгового флота с 1800 по 1870 год увеличился с 2 млн. т. до 5,7 млн. т., что составляло почти 60% от мирового уровня.10 Это позволило Англии стать «мировым перевозчиком» и зарабатывать таким образом большие средства.
Промышленный переворот оказал большое влияние и на сельское хозяйство Англии. В ходе огораживаний шло постоянное наступление на крестьянство, и в начале XIX века оно окончательно исчезло из социальной структуры. Сельское хозяйство стало функционировать на иных социально-экономических и организационных принципах.
В стране по-прежнему преобладало крупное землевладение: в 1870-х годах 250 крупнейшим лендлордам принадлежало более половины всех земельных угодий страны, а владельцам, непосредственно обрабатывающим свои поля без применения наемного труда,— всего 5% земель. Основную часть угодий крупные землевладельцы сдавали в аренду фермерам, в свою очередь привлекавшим наемных работников, численность которых к 1870-м годам составляла 1 млн. человек.
Благодаря арендаторам, чьи хозяйства в значительной степени были ориентированы на рынок, аграрный сектор развивался очень интенсивно. В этих хозяйствах применялись плодосменная система земледелия и травосеяние, проводились дренажные работы, использовались минеральные удобрения и различные сельскохозяйственные машины (паровой плуг, жатки, сеялки и др.). В результате производительность труда в сельском хозяйстве Англии была гораздо выше, чем в других странах Западной Европы.
Итак,
промышленный переворот в Англии
затронул все сферы производства,
в том числе и сельского
хозяйства, вызвал рост городов и
городского населения.
2.
Cоциально - экономические
результаты промышленного
переворота во Франции,
Германии и США в середине XIX
века
Франция
Рассмотрим
специфические черты
Примерно до середины 18 века Франция претендовала на роль лидера в Европе. Этим она была обязана определенным преимуществом перед Англией: численность населения была более чем вдвое больше численности населения в Англии; больше была территория; успешнее развивалась промышленность и торговля, особенно внешняя.
Промышленный переворот во Франции во многом отличался от аналогичного процесса в Англии, и, прежде всего тем, что начался он позже и носил более затяжной характер. Несмотря на то, что первые паровые машины (английского производства) появились во Франции еще в конце XVIII века, их массовое применение началось в 1820 —1830-х годах. Завершение промышленного переворота произошло в 1850 — 1860-х годах, когда английская промышленность уже переживала стадию расцвета.
Такое отставание имело множество причин, укоренившихся прежде всего в социально-экономическом устройстве Франции. Потребовалось несколько революционных потрясений, чтобы феодальная экономика окончательно уступила место новой хозяйственной системе. К тому же завоевательные походы Наполеона I надолго отвлекали огромные средства и людские ресурсы от народного хозяйства, приводили к неисчислимым экономическим потерям. Негативными последствиями обернулась для французской экономики континентальная блокада, сократившая масштабы распространения английских товаров, и особенно техники.
Относительно медленные темпы промышленного переворота обусловливались также слабостью французской инженерной мысли, отсутствием у предпринимателей стремления внедрять технические достижения в производство, хотя во Франции в конце XVIII — начале XIX века и был сделан ряд изобретений мирового уровня. Так, в 1780-х годах химик Никола Леблан впервые в мире разработал промышленный способ добычи соды из морской воды, Жозеф Жаккар изобрел механический ткацкий станок для изготовления узорчатых шелковых тканей (1804—1808), а Франсуа Жирар — систему химико-механической переработки льна в пряжу. В ситценабивном производстве получила применение так называемая перротина — приспособление, с помощью которого на ткань наносились разноцветные рисунки, и т.д. Но эти изобретения нашли широкое применение лишь в 1840— 1850-х годах. В начале же XIX века в промышленности Франции работало всего 15 паровых машин, тогда как в Англии — более 5 тыс.
Промышленный переворот во Франции проходил в первой половине 19 века. Однако подлинный взлет промышленного переворота наметился после революционных событий 1848 г.11
Следует отметить, что в первой половине XIX века (как и в XVIII веке) Франция имела относительно узкий внутренний рынок из-за низкой покупательной способности крестьян, что отрицательно сказывалось на темпах промышленного переворота. Во Франции по-прежнему преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство товаров для высших слоев общества, духовенства, зажиточной буржуазии, а также на экспорт: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, галантереи, парфюмерии и др.
В целом удельный вес французской промышленности в ВВП был невелик. Даже в конце XIX века стоимость продукции сельского хозяйства почти в три раза превышала стоимость продукции промышленности. И если Франция отличалась сравнительно высоким уровнем экономического развития, то это означало, что в других странах континента уровень развития был еще ниже.12
Изучая промышленный переворот во Франции можно выделить условно два периода: 1830—1840-е и 1850—1860-е годы. В первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.
Своеобразным
ускорителем промышленного
Благодаря
таким шагам уже к концу 1840-х
годов в стране было построено
около 3 тыс. км железнодорожных путей,
а к концу 1860-х— 17,6тыс. км, т.е. их
протяженность увеличилась
Строительство железных дорог
повлекло за собой развитие
металлургии. К концу 1860-х
В
1850 — 1860-х годах произошли
Переход к фабричной промышленности происходил и в текстильном производстве. Особую славу по всей Европе приобрела продукция шелкоткацкой промышленности, сконцентрированной в Лионе, где в середине XIX века перерабатывали около 2 млн. кг шелка-сырца ежегодно. Большое развитие получило сукноделие, чья продукция на равных конкурировала с английским сукном. Но наибольшее значение имела хлопчатобумажная промышленность, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом среди населения. В течение 1850—1870-х годов потребление хлопка-сырца увеличилось в два раза.