Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:37, контрольная работа
Я выбрала именно эти темы для рассмотрения, потому что считаю их очень интересными и в какой-то мере актуальными. Мне интересно происхождение восточных славян, потому что в далеком прошлом они наши предки и если бы не было их, не было бы и нас.
Я хочу больше узнать об этом и в этом мне поможет моя работа, в которой я раскрою все интересующие меня вопросы.
1. Происхождение восточных славян 4
1.1. Общественное устройство восточных славян 5
1.2. Верования восточных славян 6
2. Норманнская теория 7-8
3.Основание Киева 9-14
Заключение 15
Список литературы 16
Сложнее обстоит дело с городом основного героя легенды — Кия. Археологи еще в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе внутри так называемого «города Владимира» небольшой отсек этого города, самостоятельную крепостицу — «градок», обнесенный валом и рвом. Современные киевские археологи (П. П. Толочко, С. Р. Килиевич) на основании керамики типа «корчак» датируют этот «градок» V—VI веками н. э. И с этим можно согласиться. Как назывался этот «докиевский» Киев? Константин Багрянородный и на этот раз сообщает интересные сведения. Рассказав о том, что ладьи-однодревки сходятся к Киеву из Новгорода, Смоленска, Чернигова, цесарь пишет, что все они «собираются в киевской крепости, называемой Самбатас».
12
Император хорошо знал Киев и упоминал его неоднократно, но в данном случае назвал, очевидно, какую-то часть города, связанную с рекой, гаванью, затоном. Уже высказывалась мысль, не является ли название киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта, подступавшего, судя по находкам римских монет на Подоле, к самому Днепру. Это могла быть одна из небольших гор, расположенных близ Подола. Этимология слова неясна. К двум десяткам различных толкований имени Самбата можно добавить (для будущего рассмотрения лингвистами) еще одно направление мысли: есть славянское слово XI века «самобытие», обозначающее самостоятельность, естественность.
Крепость на Старокиевской горе
была как бы капитанской рубкой,
с высоты которой Полянский князь мог
не только видеть Вышгород и устье Десны,
но и управлять всеми плывущими у подножия
Горы. В своих разысканиях о начале Киева
никто из исследователей (в том числе и
я сам в работах 1950—1960 годов) не обращал
внимания на интереснейшую двойственность
в определении местопребывания Кия: и
русская летопись и армянская «История
Тарона» в полном согласии друг с другом
говорят о том, что у князя Кия (Куара) сначала
была резиденция в одном месте, а по прошествии
некоторого времени братья взошли на высокую
гору с охотничьими угодьями и здесь-то
и основали новый город. В армянской записи
говорится о постановке в новом городе
на горе двух идолов. Раскопки киевского
археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили
в свое время на Старокиевской горе; почти
в центре «градка» Кия, два языческих жертвенника:
один с четырьмя выступами строго по странам
света (богу Вселенной Рогу, или Сварогу)
н другой — Круглый (может быть, богу солнца
Дажбогу). Где же жил Кий первоначально,
до постройки верхней крепости? Вглядимся
внимательней в летописный текст: «И седяше
Кый на горе, идеже ныне увоз Боричев».
Боричев увоз (спуск) начинался около угла
верхней крепости Кия (близ Андреевской
церкви Растрелли) и выводил за город на
Подол. На первый взгляд все совпадает—
крепость Кия и начало спуска действительно
соседствуют. Но крайне удивляет то, что
в других местах своей хроники летописец
Нестор, отлично знавший топографию Киева,
упоминал территорию древнего «градка»
Кия, но дважды обозначал ее самым заметным
ориентиром: за Десятинной церковью. Первоначальная
же резиденция Кия обозначена спуском
и дорогой к Днепру, проходящей вне города.
Она находилась действительно за пределами
Старокиевской горы, у «Боричева тока»
(продолжавшего Боричев увоз),— это Замковая
гора, «Киселевка», омываемая течением
речки Киянки, в самом имени которой видна
близость к Кию и Киеву. Путь «по Боричеву»
из великокняжеского дворца к церкви Пирогощи
на Подоле, которым князь Игорь возвращался
в 1185 году из Киева, пролегал у самой подошвы
Замковой горы. Замковая гора — останец
высокого берега с крутыми, обрывистыми
краями — была заселена уже в V—VI веках.
Более того, киевские археологи полагают,
что именно отсюда шло заселение окрестных
мест, а это полностью подтверждает высказанное
выше предположение о первоначальном
местопребывании князя Кия. Здесь, на Замковой
горе, был мощный культурный слой, датированный
византийскими монетами императоров Анастасия
(498—518) и Юстипиана (527—565), относящийся
к концу V и VI века.
Град князя Кия на горе не разрастался
в то время; тогда была пора не строительства,
а походов, не производства, а трофеев.
Но историческая роль Киева начиная с
этого времени непрерывно возрастает.
По всей вероятности, именно в это время
происходит слияние в один большой союз
нескольких лесостепных славянских племен:
руси (по рекам Роси и Днепру), северян
(по Десне и Сейму) и полян, живших севернее
Руси, вокруг Киева. Первенство в новом
союзе, можно думать, первоначально принадлежало
русам. Союз среднеднепровских славянских
племен назывался Русью, «Русской землей»
(в узком смысле), но столицей этого союза
становится Полянский Киев, что потребовало
от летописца специального пояснения:
«Поляне, которые теперь называются Русью»,
но он же назвал Киев «матерью городов
русских».
13
Дальнейшие события в
И всю историю Руси киевский историк начинает
с ответа на вопрос: «Откуда есть пошла
Русская земля и кто в Киеве нача первее
княжити?» Мы теперь можем определить,
что Киев начал играть свою историческую
роль с момента своего возникновения;
он возник как историческая необходимость
полторы тысячи лет тому назад и с честью
пришел к своему славному юбилею. Не только
братские славянские народы - украинцы,
русские и белорусы,— но и вся семья советских
народов приветствует старейший славянский
город, город-герой — Киев.
14
Заключение
Благодаря этой работе, я узнала очень много нового по каждой из тем. О происхождении восточных славян, которых я еще называю нашими предками. О их общественном устройстве и веровании .Каждому человеку как мне кажется нужно чаще рассматривать такие темы.
Еще в этой работе я рассмотрела норманнскую теорию, которая показалась мне очень увлекательной, обширной и занимательной, а главное познавательной. В этой теории объединяется много научных представлений, много мнений людей из научных кругов И все это очень разнообразно и интересно было узнать.
Основание Киева тема очень обширная и имеющая много версий и мнений. По этой теме много легенд, былин и даже сказок. И одну из них я узнала. Эта легенда о том как три брата Кей ,Щук и Хорив основали Киев.
15
Список литературы
1.Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.,1979.
2.Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э., пер. пол. I тыс. н.э./под ред. Русановой И.П. – М., 1993.
3. Мавродин В.В. Борьба с норманизмом
в русской исторической науке. Л., 1949
4.Ловмянский X. Русь и норманны. М.,
1985
5.Русь и варяги. М., 1999
6. УКРАИНА. ИСТОРИЯ. Орест Субтельный.,Киев, “Либідь”, 1994 год.
7. ИСТОРИЯ СССР (с древнейших времён до конца XVIIIв.), под редакцией Б.А.Рыбакова, Москва, “Высшая школа”, 1983 год.
16
Ответы вариант с 1 по 10:
1) 1187г.- в летописях появился термин "окраина" для обозначения окраин Киева.
2) 882г.- Киев стал столицей Киевской Руси.
3) 988г.- на место язычества пришло христианство.
4) 882-1240 гг.- период существования Киевской Руси.
5) 1097г.- В.Мономах созвал съезд Киевских князей в г. Любич.
6) 1240г. - распад Киевской Руси, монголы завоевали Киев.
7) 1199-1300гг.- существование Галицко-Волынского княжества.
8) 1340г.- начало войны за галицко-волынское наследство.
9) 1363г.- битва на Синей Воде.
10) 1375г.- Львов объявлен центром католичества.
11) 1385г.- создан династический союз между Литвой и Польшей и подписана уния.
12) 1847г.- родился ученый Жуковский.
13) 1861г.- отмена крепостного права.
14) 1876г.- в России запрещено ввоз и печатанье книг на украинском языке