Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:37, контрольная работа
Я выбрала именно эти темы для рассмотрения, потому что считаю их очень интересными и в какой-то мере актуальными. Мне интересно происхождение восточных славян, потому что в далеком прошлом они наши предки и если бы не было их, не было бы и нас.
Я хочу больше узнать об этом и в этом мне поможет моя работа, в которой я раскрою все интересующие меня вопросы.
1. Происхождение восточных славян 4
1.1. Общественное устройство восточных славян 5
1.2. Верования восточных славян 6
2. Норманнская теория 7-8
3.Основание Киева 9-14
Заключение 15
Список литературы 16
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Восточноукраинский
имени Владимира Даля
Северодонецкий
Факультет химической инженерии
Кафедра гуманитарных и социальных наук
История Украины
Контрольная работа
Вариант 2
Работу проверил ______________________________ |
группа |
ЭП-12з |
(должность и ФИО преподавателя) |
Студент: |
Какурина |
______________________________ |
Дарья | |
(оценка работы) |
Владимировна | |
______________________________ |
______________________________ | |
(дата,подпись преподавателя) |
(личная подпись) | |
Особенные условия: |
Работа сдана на проверку: | |
Проверенную работу отправить по адресу: |
______________________________ | |
(дата сдачи) | ||
Работу на кафедре принял: | ||
______________________________ | ||
(ФИО) | ||
______________________________ | ||
(подпись) | ||
_____________________________ |
||
(подпись студента) |
Содержание
Введение 3
1. Происхождение восточных славян 4
1.1. Общественное устройство восточных славян 5
1.2. Верования восточных славян 6
2. Норманнская теория 7-8
3.Основание Киева 9-14
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Я выбрала именно эти темы для рассмотрения, потому что считаю их очень интересными и в какой-то мере актуальными. Мне интересно происхождение восточных славян, потому что в далеком прошлом они наши предки и если бы не было их, не было бы и нас.
Я хочу больше узнать об этом и в этом мне поможет моя работа, в которой я раскрою все интересующие меня вопросы.
Норманнская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. На эту тему спорят многие ученые. Каждый из них выдвигает свою версию норманнской теории, но не одна из них до конца не подтверждена.
Со школьных лет известна легенда об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Я хочу узнать эта легенда вымысел или в какой-то мере правда. Мне очень интересна эта тема и я постараюсь узнать и раскрыть всю правду о основании Киева.
3
Происхождение восточных славян
Происхождение восточных славян составляет
сложную научную проблему, изучение
которой затруднено из-за отсутствия
достаточно полных письменных свидетельств
об ареале их расселения и хозяйственной
жизни. Достоверно известно, что наши предки
в I - VI вв. н.э. занимали обширные области
Центральной и Восточной Европы. В трудах
античных авторов - Плиния Старшего и Тацита
(I в. н.э.)- сообщается о венедах , обитающих
между германскими и сарматскими племенами.
Многие современные историки видят в венедах
древних славян, сохраняющих еще свое
этническое единство и занимающих приблизительно
территорию нынешней Юго-Восточной Польши,
а также Волыни и Полесья.
Византийские историки VI в. были более
внимательны к славянам, которые, окрепнув
к этому времени, начали угрожать Империи.
Иордан возводит современных ему славян
- венедов, склавин и антов - к одному корню
и фиксирует тем самым начало их разделения,
протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно
единый славянский мир распадался как
в результате миграций, вызванных ростом
численности населения и "давлением"
других племен, так и взаимодействия с
разноэтнической средой, в которой они
расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные
племена) и с которой контактировали (германцы,
византийцы). Важно учесть, что в формировании
трех ветвей славянства - восточной, западной
и южной - участвовали представители всех
группировок, зафиксированных Иорданом.
Ценнейшие сведения о славянах сообщает
нам "Повести временных лет" (ПВЛ)
монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине
славян, которую помещает в бассейне Дуная.
(Согласно библейской легенде их появление
на Дунае Нестор связывал с "вавилонским
столпотворением", приведшим, по воле
Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию"
по всему миру). Приход славян на Днепр
с Дуная он объяснял нападением на них
воинственных соседей - "волохов".
Второй путь продвижения славян
в Восточную Европу, подтверждаемый
археологическим и лингвистическим
материалом, проходил из бассейна Вислы
в район озера Ильмень. Нестор повествует
о следующих восточнославянских племенных
союзах: поляне , поселившиеся в Среднем
Поднепровье "в полях" и потому так
и прозвавшиеся; древляне, жившие от них
к северо-западу в дремучих лесах; северяне,
обитавшие к востоку и северо-востоку
от полян по реке Десне, Суле и Северский
Донец; дреговичи - между Припятью и Западной
Двиной; полочане - в бассейне р. Полоты;
кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи
и вятичи, по летописи, произошли от рода
"ляхов" (поляков), и были приведены,
скорее всего, своими старейшинами - Радимом,
который "пришел и сел" на р. Соже
( приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские
словене обитали на севере в бассейне
озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы
(с X в. они назывались волынянами) в верховьях
Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи
и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические
данные подтверждают границы расселения
племенных союзов, указанных Нестором.
О занятиях восточных славян известно,
что осваивая огромные лесные и лесостепные
пространства Восточной Европы, они несли
с собой земледельческую культуру. Помимо
подсечного и залежного земледелия с VIII
в. в южных районах получает распространение
полевое пашенное земледелие , основанное
на использовании плуга с железным лемехом
и тяглового скота. Наряду с животноводством
они занимались и привычными для себя
промыслами: охотой, рыболовством , бортничеством
. Развиваются ремесла , которые, правда,
еще не отделились от земледелия. Особое
значение для судеб восточного славянства
будет иметь внешняя торговля , развивающаяся
как на Балтийско - волжском пути, по которому
в Европу поступало арабское серебро,
так и на пути "из варяг в греки", связывающим
византийский мир через Днепр с Балтийским
регионом.
4
Общественное устройство восточных славян
Сложнее "реставрируются" общественные
отношения восточных славян. Византийский
автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет:
"Эти племена, славяне и анты,
не управляются одним человеком,
но издревле живут в народоправстве, и
поэтому относительно всех счастливых
и несчастливых обстоятельств у них решения
принимаются сообща". Скорее всего речь
здесь идет о собраниях ( вече ) общинников,
на которых решались важнейшие вопросы
жизни племени, в том числе и выбор вождей
- "военных предводителей". При этом
в вечевых собраниях участвовали только
мужчины-воины. Таким образом, в этот период
славяне переживали последний период
общинного строя - эпоху "военной демократии",
предшествующую образованию государства.
Об этом свидетельствуют такие факты,
как острое соперничество между военными
вождями, зафиксированное другим византийский
автором VI в. - Маврикием Стратегом, появление
рабов из пленных, набеги на Византию,
которые, в результате раздачи награбленных
богатств, укрепляли престиж предводителей
и ускоряли складывание дружины, состоящей
из профессиональных воинов, соратников
князя.
Кроме того, происходили изменения в общине:
на смену коллективу родственников, владеющих
всеми угодьями сообща, приходит община,
состоящая из больших патриархальных
семей, объединенных между собой общностью
территории, традициями, верованиями.
Сведения о первых князьях содержатся
в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных
союзов, правда, не у всех, своих "княженье".
Так в отношении полян им записана легенда
о князьях, основателях города Киева: Кие,
Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
Более достоверными являются данные арабского
энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который
писал о том, что задолго до его времени
у славян существовало политическое объединение,
названное им Валинана . Скорее всего речь
идет о славянах-волынянах (летописных
дулебах), чей союз был сокрушен, согласно
данным ПВЛ, аварским нашествием в нач.
VII в. В трудах других арабских авторов
содержатся сведения о трех центрах восточного
славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый
некоторые отечественные историки отождествляют
с Киевом, второй - с Новгородом или его
более древним предшественником. Месторасположение
Артании продолжает вызывать споры. Видимо
они представляли собой предгосударственные
образования , включающие в себя по нескольку
племенных союзов. Однако все эти местные
княжения были мало друг с другом связаны
и не могли противостоять мощным внешним
силам: хазарам и варягам. Итак, восточные
славяне, сохраняя основы общинного строя
(общинную собственность на землю и скот,
вооружение всех свободных людей, регулирование
социальных отношений с помощью традиций,
т.е. обычного права, вечевую демократию),
претерпевали как внутренние изменения,
так и давление внешних сил, что в своей
совокупности и привело к образованию
государства.
5
Верования восточных славян
В основе миросозерцания восточных
славян лежало язычество - обожествление
сил природы, восприятие природного
и человеческого мира как единого
целого, характерное для всех народов
древнего мира. Зарождение языческих культов
произошло в глубокой древности - в эпоху
верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до
н.э. С переходом к новым типам хозяйствования
языческие культы трансформировались,
отражая эволюцию общественной жизни
человека. При этом самые древние пласты
верований не вытеснялись более новыми,
а наслаивались друг на друга. Поэтому
реконструкция славянского язычества
чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства,
восстановление картины язычества славян
затруднено и потому, что до сего дня практически
не сохранилось письменных источников.
По большей части -это полемические христианские
антиязыческие сочинения.
Славянская мифология очень разнообразна
и сложна и состоит как из многочисленных
божеств, так и хтонических существ, олицетворяющих
производительную силу земли. В глубокой
древности у славян был широко распространен
культ Рода и рожаниц, тесно связанный
с поклонением предкам. Род - божественный
образ родовой общины вмещал всю вселенную
- небо, землю и подземное обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело
своего бога-покровителя. В дальнейшем
славяне все более поклонялись великому
Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу
и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем
все большую роль начинает играть Перун
- бог грозы, "творец молний", который
особенно почитался как бог войны и оружия
в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся
главой пантеона богов, лишь позже в период
формирования государственности и усиления
значения князя - военноначальника и его
дружины культ Перуна стал укрепляться.
В языческий пантеон входили также Велес
или Волос - покровитель скотоводства
и хранитель подземного мира предков.
Культ Велеса - очень древний. Вероятно,
он возник в период, когда основными занятиями
древних людей была охота и собирательство.
В дальнейшем, по мере перехода к прозводящему
типу хозяйства, Велес стал олицетворять
хозяйственную удачу, богатство, достаток.
В период христианизации культ этого божества
трансформировался в облик святого Власия.
Макошь - богиня плодородия, покровительница
женщин. Природа этого божества еще не
совсем ясна.
Истоки славянской мифологии очень сложны.
На ее формирование оказали влияние различные
народы. Так, на Севере был распространено
божество Тур, очевидно имеющее скандинавское
происхождение, а на Юге Восточной Европы
сказалось влияние иранской мифологии.
Сохранялись и тотемические представления.
Кроме того, мир восточных славян был "населен"
многочисленными берегинями, русалками,
лешими, оказывавшими непосредственное
влияние на их жизнь. Нет точных данных
о языческих жрецах, видимо ими были летописные
"волхвы ", боровшиеся в ХI в. с христианством.
Во время культовых ритуалов, проходивших
в специальных местах - капищах (от старославянского
"капь" - изображение, идол), богам
приносились жертвы, включая человеческие.
По умершим устраивали тризну , а затем
труп сжигали на большом костре. Языческие
верования определяли духовную жизнь
восточных славян.
В целом, славянское язычество не могло
удовлетворить потребностям зарождавшихся
у славян государств, ибо оно не имело
разработанной социальной доктрины, способной
объяснить реалии новой жизни. Дробный
характер мифологии препятствовал целостному
пониманию восточными славянами природного
и социального окружения. К Х веку стала
очевидной необходимость модернизации
религиозной системы
6
Норманнская теория
Норманнская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.
Сам термин “варяги” возник в конце IX — начале X вв. Варяги впервые упоминаются в "Повести временных лет" на ее первых же страницах и они же открывают список из 13 народов, продолживших после потопа род Иафета. Первые исследователи, занимавшиеся разбором повествования Нестора о призвании варягов, все почти в общем признавали его достоверность, видя в варяго-руссах выходцев из Скандинавии (Петреюс и другие шведские ученые, Байер, Г. Ф. Мюллер, Тунман, Шлецер и т. д.). Но еще в XVIII веке начали появляться и активные противники этой "норманнской теории" (Тредьяковский и Ломоносов).Впрочем, до шестидесятых годов XIX века школа норманнистов могла считаться безусловно господствующею, так как против нее было высказано лишь немного возражений (Эверс в 1808). За это время наиболее выдающимися представителями норманнизма явились Карамзин, Круг, Погодин, Куник, Шафарик и Миклошич. Однако, с 1859 г. оппозиция против норманнизма поднялась с новой, небывалой до того силой.
Норманисты - приверженцы норманнской теории, исходя из рассказа Несторовой летописи о призвании варяго-руссов из-за моря, находят подтверждение этого рассказа в свидетельствах греческих, арабских, скандинавских и западно-европейских и в фактах лингвистических, все согласны в том, что русское государство, как таковое, действительно основано скандинавами, т. е. шведами.Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра. Они считали, что сами варяги, “из которых был Рюрик с братьями, не были колена и языка славенского... они были скандинавы, то есть шведы”.М. В. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой «антинаучной концепции генезиса Древней Руси». Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян, которые «без монархии почитали себя вольными», по его мнению, явно тяготились какой-либо властью.Отмечая роль славян в развитии всемирной истории и падении Римской империи, Ломоносов еще раз подчеркивает свободолюбие славянских племен и их нетерпимое отношение ко всякому угнетению. Тем самым косвенно Ломоносов указывает, что княжеская власть существовала не всегда, а явилась продуктом исторического развития Древней Руси. Особенно ярко показал он это на примере древнего Новгорода, где «новогородцы варягам отказали в дани и стали сами собою правительствовать».Однако в тот период классовые противоречия, раздиравшие древнерусское феодальное общество, привели к падению народоправства: новгородцы «впали в великие распри и междоусобные войны, восстал один род против другого для получения большинства».И именно в этот момент острых классовых противоречий обратились новгородцы (а точнее, та часть новгородцев, которая одержала победу в этой борьбе) к варягам со следующими словами: “земля наша велика и обильна, а наряда у нас нету; да пойдете к нам княжить и владеть нами”.