Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным античной историографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

«Доители кобылиц»- Скифы , носители традиций евразийских степей, среди многочисленных племен и народов обитавших в Крыму , в нашей истории они занимают особое место. История любого народа в его исторической памяти открывается мифами и легендами .К несчастью, если народ исчезает с исторической сцены, вместе с ним в безвестности пропадают, как правило, и его предания. Мифы и легенды десятков бесписьменных народов, известных нам лишь из соседских исторических хроник, ушли в небытие вместе с ними. Скифам повезло гораздо больше, чем многим из их соседей и даже сородичей. Соседи, торговые партнеры, а временами и грозные враги эллинских колоний Причерноморья, они веками привлекали к себе внимание любознательных греков. История скифов занимала в разное время лучшие умы античного мира. Неудивительно, что записанные нередко непосредственно со слов скифских сказителей легенды попадали в греческие и римские «истории» — и дошли до нас.

Содержание

введение…………………………………………………….2

Глава I Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным
античной историографии……………………………………………………….4

Глава II Происхождение и формирование скифов в современной историографии
II. 1.Теории о происхождении скифов…………………………………….
II. 2. О времени формирования скифского этноса ……………………..
II. 3. Основные этапы формирования скифского этноса……….. Глава III Происхождение и формирование скифов по данным археологии


Заключение…………………………………………………………21 Список использованных источников и
литературы………………………………………………................25

Работа содержит 1 файл

Происхождение скифов по данным.doc курс.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

               Прогрессивное усыхание причерноморских степей в начале 1 тыс. до н.э. сделало их малопригодными для жизни из-за явного недостатка воды . Это обстоятельство не могло не отразится на изменении численности населения : погребений тем более поселений 9- начала 6 в. до н.э. в причерноморских степях найдено мало .Новые климатические условия вынуждали людей приспосабливаться , менять образ жизни и среду обитания .Во всем степном поясе Евразии в это время господствующей формой ведения производящего хозяйства становится кочевое скотоводство , свойственное населению засушливых зон и в более позднее время . Предкавказье с его степным и лесостепным ландшафтом , многочисленными реками , очевидно , выгодно отличалось от высохших степей Северного Причерноморья .Отсюда и концентрация именно здесь скифских памятников 7-6 вв. до н.э.                                                                                    Большие стада скота и конские табуны быстро уничтожали травяной покров    степи , поэтому почти непрерывное движение ,перекочевки на новые пастбища были абсолютно необходимы для прокорма животных и предотвращения их гибели .Вслед за стадами двигалась и основная часть населения , занятая охраной стад ,уходом за животными , переработкой получаемого молока , мяса , кожи и шерсти .Специфические условия жизни привели к формированию своеобразной кочевой культуры , очень устойчивой , консервативной по своей природе . Как показали исследования этнографов , многие черты быта , уклада жизни , погребально – поминальной обрядности , особенности костюма , устройства жилищ кочевых народов Азии своими корнями уходят в глубокую древность .  Кочевое скотоводство требовало наличия огромных пастбищ. Если свободных территорий не было , за них приходилось сражаться . Сам образ жизни способствовал тому ,что каждый скиф был не только умелым наездником , табунщиком , но и воином .(4,16)                                                                              Ведя кочевой образ жизни , скифы не имели долговременных поселений .   Поэтому археологу доступны для изучения только подкурганные погребения . Погребальный инвентарь представлен предметами вооружения  (стрелы , мечи , копья ), украшениями  ( бусы , браслеты ,перстни ,серьги ), бронзовыми зеркалами , керамикой ( скифские лепные сосуды редки , гораздо чаще встречаются греческие амфоры и чернолаковая посуда ) , орудиями труда ( ножи , пряслица , иглы ). Другие находки единичны.(3,102)                                                                              Некоторые курганы выделяются нестандартностью погребального инвентаря, который свидетельствует о высоком положении в обществе похороненных в них лиц . Таков так называемый Талаевский курган , расположенный к северу от Симферополя .Под курганной насыпью скрывался очень большой каменный ящик . В нем был похоронен воин , облаченный в панцирь и боевой пояс , набранный из бронзовых пластин . Его шею украшала золотая гривна с изображениями львиных голов на концах , на пальцы надеты золотое кольцо и серебряный , инкрустированный золотом перстень. К поясу подвешен железный топорик с рукоятью ,обвитой золотой лентой . Слева от умершего положили стелы с бронзовыми наконечниками ,справа – бронзовый шлем ,оправленный в золото точильный камень и пять копий с железными наконечниками подтоками ( так называются оковки древка копья с противоположной наконечнику стороны ). По трем углам каменного ящика были расставлены амфоры , в четвертом – на каменной плитке лежали кости быка и железный нож с костяной рукояткой . В ногах погребенного находился сосуд для питья – ритон ,сделанный  из рога оленя и украшенный орнаментированными серебряными пластинками.

В Крыму совершались и захоронения по – настоящему знатных лиц принадлежавших к элите скифского общества . Об этом позволяют догадываться находки , сделанные в кургане Чаян. Судя по выдающимся художественным достоинствам и огромной материальной ценности предметов из Чаяна , в этом кургане был похоронен представитель высшей духовной знати .Особый интерес представляет золотая обкладка ножен меча. Ее поверхность почти полностью занята изображениями сражающихся греков и варваров . Специалисты установили , что батальные сцены на ножнах из Чаян иллюстрируют представления греков о знаменитой Троянской войне ,подробно описанной в «Илиаде» Гомера .

 Благодаря находкам  в кургане Чаян , можно предположить , что в западном Крыму находились  кочевья человека ,возглавлявшего  очень крупное племенное объединение , которое занимало значительную часть степного Крыма.

Постоянно передвигавшиеся  по степи кочевники не имели возможности  хоронить родственников в одной  могиле . Следовательно , археологические  памятники отражают процесс перехода скифов к оседлому образу жизни.                                   К оседлости первыми переходили бедняки , не имевшие собственного скота.

 Особое место занимает  курган Куль –  Оба , находившийся  на некрополе Пантикопея . Это  единственный из крымских курганов , который стоит в одном ряду с богатейшими царскими курганами Скифии , расположенными , главным образом , в районе Днепровских порогов.          

Анализ погребального инвентаря позволил датировать погребения в склепе , в целом , IV в. до н. э. При этом мужское царское захоронение было совершено раньше – в первой половине столетия , а женское – позже , вероятно , в 340 – 320 гг. до н. э.

В кургане Куль- Оба  сочетаются признаки , присущие как  скифской , так и греческой культурам . К скифским обычаям следует отнести сооружение курганной насыпи , погребение слуги и коня , большое количество бляшек , нашитых на одежды ,наличие акинака , горита, оселка и ногайки , котлов с заупокойной пищей . Перечисленные предметы , так же как и зеркало , сопровождавшее женское захоронение – типичных скифских форм.              Варвары высокого социального ранга обычно носили гривны .Нельзя не отметить и присутствие вещей , украшенных в зверином стиле – этнографическом признаке скифской культуры . Несомненно , что участие в создании комплекса Куль  – Обы  принимали греки.  Ими , судя по приемам обработки камня и технике кладки , был построен склеп . По эллинскому обычаю женское погребение совершено в саркофаге , форма и украшения которого имеют множество аналогий на территории Боспора и других античных государств . Все изделия из драгоценных металлов  созданы античными мастерами , причем ножны меча и бляха в виде оленя помечены их именами .(3,116,117)

 Источником сведений о древних народах нашей страны выступают археологические памятники. По мере их накопления и изучения открываются все новые и новые данные, касающиеся скифов и их окружения. Хотя многое в истории скифов остается еще не выясненным, основные линии развития этого народа прослеживаются со значительной долей достоверности. Археологические данные не только конкретизируют и уточняют сведения древних авторов, но и дают ответы на ряд вопросов, вовсе не освещенных в древней письменности. (11)

                                                                          

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                          Заключение

 

Этапы формирования скифского этноса можно разделить на следующие периоды:

  1.  
    Начало — первая половина VII в. до н. э.— продвижение с востока на территорию степей Северного Кавказа и Северного Причерноморья протоскифских племен привело к взаимодействию пришлого и местного протоскифского населения , что явилось исходной точкой этногенеза скифов;
  2.  
    VII — начало VI вв. до н. э.— сложение в период походов в Переднюю Азию этносоциальной структуры скифского объединения, основанной на покорении протоскифами киммерийского населения. Эксплуатация покоренных осуществлялась в рамках трехчленной раннеполитической структуры , закреплявшей этносоциальную стратификацию внутри скифской кочевой орды;
  3.  
    VI в. до н. э.— образование северопричерноморской Скифии в пределах Степи и Лесостепи под эгидой ираноязычных кочевников, осуществлявших коллективную эксплуатацию земледельцев Лесостепи;
  4.  
    Конец VI—V в. до н. э.— формирование скифского этноса в результате ускорения объединительных этногенетических процессов внутри кочевой     орды . (6,78). Большинство точек зрения относительно происхождения скифов в основе своей примыкает к одной из двух традиционно противопоставляемых концепций . Первая, в соответствии с данными Геродота, связывает появление скифских племен на территории европейской части СССР с продвижением последних из глубинных районов Азии. Археологическое проявление данного процесса сторонники этой теории видят во внезапном появлении в VII в. до н. э. на указанной территории элементов скифской культуры , не имеющих прототипов в местной предскифской культуре типа Черногоровки — Новочеркасского клада.  Активными сторонниками этой теории были В. А. Ильинская и А. И. Тереножкин . По мнению А. И. Тереножкина, позднейшая предскифская культура типа Черногоровки — Новочеркасского клада сопоставима с культурой исторических киммерийцев, сформировавшейся на основе срубной культуры позднего бронзового века, а население срубной культуры составило основу исторических киммерийцев [Тереножкин, 1976].

Вторая теория, получившая в литературе наименование «автохтонной», основывается на представлении о генетической связи скифов с носителями срубной культуры. При этом, по мнению М. И. Артамонова и Б. Н. Гракова, впервые сформулировавших основные положения этой теории [Артамонов, 1950; Граков, Мелюкова, 1954, с. 66], срубная культура непосредственно предшествовала скифской. Возникновение собственно скифской культуры к VII в. до н. э. обусловлено, по М. И.Артамонову,  влиянием переднеазиатской цивилизации или, по Б. Н. Гракову, самостоятельным, местным развитием срубной культуры.            В связи с выделением культуры типа   Чериогоровки — Новочеркасского

клада, которая датируется IX — началом VII в. до н. э. и хронологически разделяет срубную и скифскую культуры, А. М. Лесков несколько скорректировал «автохтонную» теорию. Киммерийцами, по его мнению, являются носители черногоровской культуры, а древнейшую скифскую культуру он усматривает в культуре, представленной памятниками новочеркасского типа. Однако их общей основой являлась срубная культура, на базе северопричерноморского варианта которой возникала культура типа Чериогоровки, а приволжского и предкавказского — культура типа Новочеркасского клада бронзы. По сути, взгляды А. М. Лескова [1981] отличаются от взглядов основателей «автохтонной» теории лишь тем, что Б. Н. Граков и М. И. Артамонов непосредственно связывали срубную и скифскую культуры, а соответственно и их носителей , тогда как А. М. Лесков соединяет их с помощью дополнительного звена — памятников черногоровско-новочеркасского типа и населения , оставившего эти памятники.

Несмотря на кажущуюся  несовместимость рассмотренных выше реконструкций этногенеза скифов, во взглядах их сторонников наблюдается определенное единство [см., напр.: Мурзин, 1984, С. 27—28]. Суть его заключается в том, что большинство археологов, независимо от того, какой концепции они придерживаются, все же считают, что формирование скифов произошло в результате взаимодействия как местных, так и пришлых, кочевых племен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

Скифский язык, судя по немногим, дошедшим до нас в иноязычной передаче словам, относился к североиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи. Антропологически скифы принадлежали к европеоидной расе.

Проблему происхождения скифов старалось решить несколько поколений исследователей. Несмотря на то, что по этому поводу высказались десятки авторов, желаемой ясности достигнуть не удалось.. Многие исследователи полагали, что скифы - это потомки племен, населявших Северное Причерноморье еще в эпоху бронзы. По мнению других ученых, скифы вторглись в Северное Причерноморье с востока, принеся с собой сложившуюся в глубинах Азии культуру, которую мы привыкли называть скифской. Впрочем, приверженцы "автохтонной" теории обычно допускали участие в формировании скифского этноса мигрантов из Заволжья, а сторонники «азиатской» гипотезы не отрицали вклад населения Северного Причерноморья в складывание скифской культуры. В последние годы усилия некоторых авторов были направлены на создание «компромиссных» теорий. М.П.Грязнов полагал, что участие в формировании скифской культуры принимали различные кочевые племена Евразийских степей, быстро заимствовавшие друг у друга достижения в области военного дела, конского снаряжения и прикладного искусства племен и северо-причерномоских киммерийцев.

В восточных районах евразийских  степей берут свои истоки и древнейшие элементы скифской культуры, которая  затем была привнесена своими создателями  в степи Восточной Европы. Продвинувшиеся сюда племена скифов покорили своих  предшественников - киммерийцев, родственных им по языку и образу жизни. Со временем победители и побеждённые слились в единый и многочисленный народ, получивший имя завоевателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

 

3 Храпунов И. Н. «Древняя история  Крыма»- 3-е изд ., стереотипное. -Симферополь :   издательство  «ДОЛЯ»,2007.-272 с., ил.

4  В.С.Ольховский ., Храпунов И  .Н . «Крымская Скифия».-Симферополь  , 1990.

5  Дорогой  тысячелетий  :  Очерки о древнем Крыме /Т.Н. Высотская , А.П. Иванова ,И.Д. Марченко, Э.И Соломоник ,  П.Н Шульц. Издательство «Крым» Симферополь,1969

6 Мурзин В.Ю. «Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса»/АН УССР.ин-т археологии.,отв.ред.С.С.Бессонова.-Киев:Наук.думка,1990.-88с.

7 Граков Б.Н.  М.: Изд-во Московского  ун-та., Скифы: Научно-популярный очерк. 1971г.

8 С.И. Руденко «Горноалтайские  находки и Скифы» Издательство  академии наук СССР Москва- 1952-Ленинград.

11 М .И.Артамонов «Киммерийцы и скифы(от появления на исторической арене до конца 4 в.до н.э.)


Информация о работе Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным античной историографии