Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа
«Доители кобылиц»- Скифы , носители традиций евразийских степей, среди многочисленных племен и народов обитавших в Крыму , в нашей истории они занимают особое место. История любого народа в его исторической памяти открывается мифами и легендами .К несчастью, если народ исчезает с исторической сцены, вместе с ним в безвестности пропадают, как правило, и его предания. Мифы и легенды десятков бесписьменных народов, известных нам лишь из соседских исторических хроник, ушли в небытие вместе с ними. Скифам повезло гораздо больше, чем многим из их соседей и даже сородичей. Соседи, торговые партнеры, а временами и грозные враги эллинских колоний Причерноморья, они веками привлекали к себе внимание любознательных греков. История скифов занимала в разное время лучшие умы античного мира. Неудивительно, что записанные нередко непосредственно со слов скифских сказителей легенды попадали в греческие и римские «истории» — и дошли до нас.
введение…………………………………………………….2
Глава I Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным
античной историографии……………………………………………………….4
Глава II Происхождение и формирование скифов в современной историографии
II. 1.Теории о происхождении скифов…………………………………….
II. 2. О времени формирования скифского этноса ……………………..
II. 3. Основные этапы формирования скифского этноса……….. Глава III Происхождение и формирование скифов по данным археологии
Заключение…………………………………………………………21 Список использованных источников и
литературы………………………………………………................25
Прогрессивное усыхание причерноморских
степей в начале 1 тыс. до н.э. сделало их
малопригодными для жизни из-за явного
недостатка воды . Это обстоятельство
не могло не отразится на изменении численности
населения : погребений тем более поселений
9- начала 6 в. до н.э. в причерноморских
степях найдено мало .Новые климатические
условия вынуждали людей приспосабливаться
, менять образ жизни и среду обитания
.Во всем степном поясе Евразии в это время
господствующей формой ведения производящего
хозяйства становится кочевое скотоводство
, свойственное населению засушливых зон
и в более позднее время . Предкавказье
с его степным и лесостепным ландшафтом
, многочисленными реками , очевидно , выгодно
отличалось от высохших степей Северного
Причерноморья .Отсюда и концентрация
именно здесь скифских памятников 7-6 вв.
до н.э.
В Крыму совершались и захоронения по – настоящему знатных лиц принадлежавших к элите скифского общества . Об этом позволяют догадываться находки , сделанные в кургане Чаян. Судя по выдающимся художественным достоинствам и огромной материальной ценности предметов из Чаяна , в этом кургане был похоронен представитель высшей духовной знати .Особый интерес представляет золотая обкладка ножен меча. Ее поверхность почти полностью занята изображениями сражающихся греков и варваров . Специалисты установили , что батальные сцены на ножнах из Чаян иллюстрируют представления греков о знаменитой Троянской войне ,подробно описанной в «Илиаде» Гомера .
Благодаря находкам
в кургане Чаян , можно предположить
, что в западном Крыму
Постоянно передвигавшиеся
по степи кочевники не имели возможности
хоронить родственников в одной
могиле . Следовательно , археологические
памятники отражают процесс перехода
скифов к оседлому образу жизни.
Особое место занимает
курган Куль – Оба , находившийся
на некрополе Пантикопея . Это
единственный из крымских
Анализ погребального инвентаря позволил датировать погребения в склепе , в целом , IV в. до н. э. При этом мужское царское захоронение было совершено раньше – в первой половине столетия , а женское – позже , вероятно , в 340 – 320 гг. до н. э.
В кургане Куль- Оба сочетаются признаки , присущие как скифской , так и греческой культурам . К скифским обычаям следует отнести сооружение курганной насыпи , погребение слуги и коня , большое количество бляшек , нашитых на одежды ,наличие акинака , горита, оселка и ногайки , котлов с заупокойной пищей . Перечисленные предметы , так же как и зеркало , сопровождавшее женское захоронение – типичных скифских форм. Варвары высокого социального ранга обычно носили гривны .Нельзя не отметить и присутствие вещей , украшенных в зверином стиле – этнографическом признаке скифской культуры . Несомненно , что участие в создании комплекса Куль – Обы принимали греки. Ими , судя по приемам обработки камня и технике кладки , был построен склеп . По эллинскому обычаю женское погребение совершено в саркофаге , форма и украшения которого имеют множество аналогий на территории Боспора и других античных государств . Все изделия из драгоценных металлов созданы античными мастерами , причем ножны меча и бляха в виде оленя помечены их именами .(3,116,117)
Источником сведений о древних народах нашей страны выступают археологические памятники. По мере их накопления и изучения открываются все новые и новые данные, касающиеся скифов и их окружения. Хотя многое в истории скифов остается еще не выясненным, основные линии развития этого народа прослеживаются со значительной долей достоверности. Археологические данные не только конкретизируют и уточняют сведения древних авторов, но и дают ответы на ряд вопросов, вовсе не освещенных в древней письменности. (11)
Этапы формирования скифского этноса можно разделить на следующие периоды:
Вторая теория, получившая в литературе наименование «автохтонной», основывается на представлении о генетической связи скифов с носителями срубной культуры. При этом, по мнению М. И. Артамонова и Б. Н. Гракова, впервые сформулировавших основные положения этой теории [Артамонов, 1950; Граков, Мелюкова, 1954, с. 66], срубная культура непосредственно предшествовала скифской. Возникновение собственно скифской культуры к VII в. до н. э. обусловлено, по М. И.Артамонову, влиянием переднеазиатской цивилизации или, по Б. Н. Гракову, самостоятельным, местным развитием срубной культуры. В связи с выделением культуры типа Чериогоровки — Новочеркасского
клада, которая датируется IX — началом VII в. до н. э. и хронологически разделяет срубную и скифскую культуры, А. М. Лесков несколько скорректировал «автохтонную» теорию. Киммерийцами, по его мнению, являются носители черногоровской культуры, а древнейшую скифскую культуру он усматривает в культуре, представленной памятниками новочеркасского типа. Однако их общей основой являлась срубная культура, на базе северопричерноморского варианта которой возникала культура типа Чериогоровки, а приволжского и предкавказского — культура типа Новочеркасского клада бронзы. По сути, взгляды А. М. Лескова [1981] отличаются от взглядов основателей «автохтонной» теории лишь тем, что Б. Н. Граков и М. И. Артамонов непосредственно связывали срубную и скифскую культуры, а соответственно и их носителей , тогда как А. М. Лесков соединяет их с помощью дополнительного звена — памятников черногоровско-новочеркасского типа и населения , оставившего эти памятники.
Несмотря на кажущуюся несовместимость рассмотренных выше реконструкций этногенеза скифов, во взглядах их сторонников наблюдается определенное единство [см., напр.: Мурзин, 1984, С. 27—28]. Суть его заключается в том, что большинство археологов, независимо от того, какой концепции они придерживаются, все же считают, что формирование скифов произошло в результате взаимодействия как местных, так и пришлых, кочевых племен.
Скифский язык, судя по немногим, дошедшим до нас в иноязычной передаче словам, относился к североиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи. Антропологически скифы принадлежали к европеоидной расе.
Проблему происхождения скифов старалось решить несколько поколений исследователей. Несмотря на то, что по этому поводу высказались десятки авторов, желаемой ясности достигнуть не удалось.. Многие исследователи полагали, что скифы - это потомки племен, населявших Северное Причерноморье еще в эпоху бронзы. По мнению других ученых, скифы вторглись в Северное Причерноморье с востока, принеся с собой сложившуюся в глубинах Азии культуру, которую мы привыкли называть скифской. Впрочем, приверженцы "автохтонной" теории обычно допускали участие в формировании скифского этноса мигрантов из Заволжья, а сторонники «азиатской» гипотезы не отрицали вклад населения Северного Причерноморья в складывание скифской культуры. В последние годы усилия некоторых авторов были направлены на создание «компромиссных» теорий. М.П.Грязнов полагал, что участие в формировании скифской культуры принимали различные кочевые племена Евразийских степей, быстро заимствовавшие друг у друга достижения в области военного дела, конского снаряжения и прикладного искусства племен и северо-причерномоских киммерийцев.
В восточных районах евразийских степей берут свои истоки и древнейшие элементы скифской культуры, которая затем была привнесена своими создателями в степи Восточной Европы. Продвинувшиеся сюда племена скифов покорили своих предшественников - киммерийцев, родственных им по языку и образу жизни. Со временем победители и побеждённые слились в единый и многочисленный народ, получивший имя завоевателей.
Использованная литература:
3 Храпунов И. Н. «Древняя
4 В.С.Ольховский ., Храпунов И
.Н . «Крымская Скифия».-
5 Дорогой тысячелетий : Очерки о древнем Крыме /Т.Н. Высотская , А.П. Иванова ,И.Д. Марченко, Э.И Соломоник , П.Н Шульц. Издательство «Крым» Симферополь,1969
6 Мурзин В.Ю. «Происхождение скифов:
основные этапы формирования скифского
этноса»/АН УССР.ин-т археологии.,отв.ред.С.С.
7 Граков Б.Н. М.: Изд-во Московского ун-та., Скифы: Научно-популярный очерк. 1971г.
8 С.И. Руденко «Горноалтайские находки и Скифы» Издательство академии наук СССР Москва- 1952-Ленинград.
11 М .И.Артамонов «Киммерийцы и скифы(от появления на исторической арене до конца 4 в.до н.э.)
Информация о работе Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным античной историографии