Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа
«Доители кобылиц»- Скифы , носители традиций евразийских степей, среди многочисленных племен и народов обитавших в Крыму , в нашей истории они занимают особое место. История любого народа в его исторической памяти открывается мифами и легендами .К несчастью, если народ исчезает с исторической сцены, вместе с ним в безвестности пропадают, как правило, и его предания. Мифы и легенды десятков бесписьменных народов, известных нам лишь из соседских исторических хроник, ушли в небытие вместе с ними. Скифам повезло гораздо больше, чем многим из их соседей и даже сородичей. Соседи, торговые партнеры, а временами и грозные враги эллинских колоний Причерноморья, они веками привлекали к себе внимание любознательных греков. История скифов занимала в разное время лучшие умы античного мира. Неудивительно, что записанные нередко непосредственно со слов скифских сказителей легенды попадали в греческие и римские «истории» — и дошли до нас.
введение…………………………………………………….2
Глава I Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным
античной историографии……………………………………………………….4
Глава II Происхождение и формирование скифов в современной историографии
II. 1.Теории о происхождении скифов…………………………………….
II. 2. О времени формирования скифского этноса ……………………..
II. 3. Основные этапы формирования скифского этноса……….. Глава III Происхождение и формирование скифов по данным археологии
Заключение…………………………………………………………21 Список использованных источников и
литературы………………………………………………................25
Ценным дополнением к результатам исследований А. А. Бобринского служат раскопки более чем 100 курганов на Каневщине, осуществленные Е. И. Зноско-Боровским.
Конец прошлого и начало нынешнего века отмечены открытиями выдающихся городищ скифского времени на юге бывшей Киевской губернии: Немировского, Матронинского, Пастырского.
Раскопки памятников (преимущественно курганов) скифского времени, производившиеся в дореволюционной России около 100 лет, дали значительное количество вещественных находок, имеющих большую научную и художественную ценность. Они украсили собрания лучших музеев России в Петербурге, Москве, Киеве и других городах.
II.1 Теории о происхождении скифов
Практически каждый из исследователей,
в той или иной степени соприкасавшийся
с историей и археологией скифов, высказывал
— хотя бы вскользь—свои соображения
относительно этногенеза скифов. Большинство
точек зрения относительно происхождения
скифов в основе своей примыкает к одной
из двух традиционно противопоставляемых
концепций.
Первая концепция, в соответствии с данными
Геродота, связывает появление скифских
племен на современной территории европейской
части бывшего СССР с продвижением последних
из глубинных районов Азии – «азиатская»
теория. Активными сторонниками
этой теории были Ильинская В.А. и Тереножнкин
А. И. [5,4]. Тереножкин А.И. последовательно
отстаивавший тезис о приходе скифов из
глубин Азии, не отрицал включения в состав
скифского этноса покорившихся им местных
северопричерноморских племён[4,13].
Близких взглядов придерживался и Иессен
А. А., который писал, что в его представлении
киммерийцы возглавляли первое крупное
объединение племен, а затем они, очевидно,
около рубежа VIII и VII вв. до н. э. частично
были вытеснены из Северного Причерноморья
пришельцами с востока, после чего на юге
и сложилось скифское объединение. Вместе
с тем несомненно то, что нельзя говорить
о полной смене всего населения в это время.
Многие племена и группы населения, входившие
в киммерийское объединение, сохранились
на месте и после его распада [4, 13].
Вторая теория, получившая в литературе
наименование «автохтонной», основывается
на представлении о генетической связи
скифов с носителями срубной культуры
(киммерийская археологическая культура
эпохи бронзы 17-12 вв. до н. э.). При этом,
по мнению Артамонова М. И. и Гракова Б.
Н., впервые сформулировавших основные
положения этой теории, срубная культура
непосредственно предшествовала скифской
(VII ст. до н.э.—III ст. н.э). Возникновение
собственно скифской культуры к VII в. до
н. э. обусловлено, по мнемию Артамонова
М. И, влиянием переднеазиатской цивилизации
или, по Гракову Б. Н. самостоятельным,
местным развитием срубной культуры [5,
4 - 5].
Лесков А. М. несколько скорректировал
«автохтонную» теорию. Киммерийцами, по
его мнению, являются носители черногоровской(археологическая
культура, предшествующая культуре новочеркасского
типа)культуры, а древнейшую скифскую
культуру он усматривает в культуре, представленной
памятниками новочеркасского типа (VIII
- нач.VII вв. до н.э.). Однако их общей основой
являлась срубная культура. По сути, взгляды
Лескова А. М. отличаются от взглядов основателей
«автохтонной» теории лишь тем, что Граков
Б. Н. и Артамонов М. И. непосредственно
связывали срубную и скифскую культуры,
а соответственно и их носителей, тогда
как Лесков А. М. соединяет их с помощью
дополнительного звена — памятников черногоровско-новочеркасского
типа и населения, оставившего эти памятники
[5,5].
Несмотря на кажущуюся несовместимость
рассмотренных теорий о происхождении
скифов, во взглядах их сторонников наблюдается
определенное единство. Суть его заключается
в том, что большинство археологов, независимо
от того, какой концепции они придерживаются,
все же считают, что формирование скифов
произошло в результате взаимодействия
как местных, так и пришлых, кочевых племен.
Тереножкин А.И. никогда не отрицал роли
местного (киммерийского) субстрата в
формировании скифского этноса. Граков
Б. Н. , в свою очередь, допускал участие
определенного пришлого компонента («скифов-царских»)
в конечном формировании скифских племен[5,
5].
Подводя итог вышеизложенных теорий о
происхождении скифов, противоречия между
двумя основными концепциями можно свести
к двум основным моментам:
Образ жизни и материальная культура скифов
Материальная культура скифов весьма своеобразна .В ней ярко отразились особенности быта людей , ведущих очень подвижный образ жизни , почти непрерывно перекачевывавших , верхом или в повозках , за своими стадами , когда каждый мужчина готов был , в случае необходимости ,мгновенно превратится из пастуха в воина .Многие из них были вооружены мечами , которые именовались акинаками. Стрелы с древками и оперением , окрашенными в красный цвет , заканчивались бронзовыми наконечниками , зачастую снабженными шипом для того ,чтобы стрелу нельзя было легко вырвать из раны .Стрелы носили в колчанах , а луки в специальных футлярах – горитах.(3,89)
Заметим также , что оружие найдено в немалом количестве женских погребений . Возможно , и женщины , во всяком случае некоторые из них , были не чужды военному делу .Имея таких подданных , скифские цари могли быстро вербовать необходимое количество воинов , совершать с ними далекие походы и держать в напряжении соседних эллинов , взимая с них дань.(3,99,100)
Естественно , что кочевники
использовали совершенные для своего
времени средства управления конем
, от которых сохраняются
Одежда знатных людей , как мужчин , так и женщин , расшивалась золотыми бляшками , украшенными различными изображениями .(3,90)
Скифы не знали гончарного круга , все керамические сосуды вылеплены от руки . Характерным признаком скифской культуры служат бронзовые литые котлы . Встречаются также и драгоценные , часто украшенные различными изображениями , сосуды из золота , серебра или сплава этих металлов- электра.
Навершия и перекрестья мечей , золотые обкладки ножен , горитов , колчанов , деталей конской сбруи , зеркала , металлические сосуды и другие вещи часто украшались изображениями животных , птиц ,фантастических существ или их частей( например , голов , лап , когтей , клювов , крыльев).(3,91)
Скифы были настоящими владыками степей , что не мешало грекам относится к ним как к грубым варварам . Любопытные эллины не переставали удивляться образу жизни и обычаям степняков , во всем отличными от их собственных . Благодаря этому мы располагаем довольно подробными описаниями бытовых особенностей скифов .
«Так называемая Скифская пустыня представляет собой равнину, изобилующую травою, но лишённую деревьев и умеренно орошённую: по ней текут большие реки, которые отводят воду с степей.. Здесь-то и живут скифы ; называются они кочевниками потому , что у них нет домов , а живут они в кибитках , из которых наименьшие бывают четырехколесные , а другие – шестиколесные , они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам , одни с двумя , другие с тремя отделениями ; они не проницаемы ни для воды (дождевой ), ни для света , ни для ветров .В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов : рога у них не растут от холода . В таких кибитках помещаются женщины , а мужчины ездят верхом на лошадях ; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей .На одном месте они остаются столько времени , пока хватает травы для стад , а когда ее не хватит , переходят в другую местность .Сами они едят вареное мясо , пьют кобылье молоко и едят «иппаку»(это сыр из кобыльего молока ).Таков образ жизни и обычай скифов».
Нравы скифов, — на взгляд эллинов, — отличались честностью и прямотой. В подложных письмах Анахарсиса утверждается, что «скифы не порицают речи , которая выясняет должное , и не хвалят той , которая не достигает цели… считают речь дурной , когда бывают дурны помыслы». Скифы рисуются бессребрениками , не одобряющими завистников. Они «радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть, а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти постоянно всеми силами изгоняют, как врагов».
По крайней мере в идеале, скифы, по словам греческого историка Эфора, «считали имущество и весь семейный строй общим». Ещё более идеальную картину рисует одно из «Писем Анахарсиса»: «Мы все владеем всей землей ; то, что она дает добровольно, мы берем , а что скрывает , оставляем ; защищая стада от диких зверей , мы берем взамен молоко и сыр; оружие имеем мы не против других , а для собственной защиты в случае надобности». Многих эллинов скифская первобытная простота восхищала — но такие представления их свидетельствовали лишь о поверхностном знакомстве со скифским обществом.
На практике общество скифов чётко делилось на кастовые группы , принципиально разного положения. Это явствует и из археологических данных и из свидетельств самих античных писателей. Высшими , «благородными» в своей среде скифы , как свидетельствует Геродот , считали тех , кто не занимается физическим трудом. Это соответствует двум высшим «кастам» воинов-паралатов и жрецов-авхатов. Из них же высшее положение занимали воины , из среды которых выходили цари . По этой причине и паралаты в целом именовались «ксаями», царями по отношению ко всем остальным скифам , своим «рабам». Именно паралаты на практике распоряжались «общим» имуществом — вернее , именно для них это имущество и было «общим». Паралаты всецело посвящали себя военному делу и не занимались никаким физическим трудом. Компактно, целым племенем , паралаты — «царские скифы» — жили в Приазовье и отчасти степном Крыму. Но и знать других скифских племён составляли они же. Выходцы из рядов паралатов — энареи — отчасти перехватили даже духовную власть у жреческого сословия , выступая наряду с авхатами в роли «прорицателей».
Низшие «касты» скифского общества — катиары и траспии , «коневоды» и «земледельцы», потомки мифического Арпоксая. Они , судя по свидетельствам античных писателей , не участвовали сами в военных действиях , но сопровождали войско и обслуживали его. Прежде всего это относится , разумеется , к кочевым «коневодам». Они составляли основную массу двух из трёх основных групп скифов , описанных Геродотом , — скифов-кочевников и скифов-гаургава. «Земледельцами» для скифов изначально были прежде всего покорённые ими лесостепные «пахари». Однако со временем земледелие распространилось и среди самих скифов — в междуречье Днестра и Буга , в низовьях Дона , а особенно в Крыму. Жившие в Крыму и на Нижнем Дону земледельцы непосредственно обслуживали царских скифов, считавшихся владельцами их земли.(12)
Скифское искусство прошло длинный и сложный путь в своем историческом развитии , поэтому оно весьма разнообразно по содержанию и форме . Сложность этого искусства объясняется участием в его формировании ряда различных этнических групп , хотя и с родственной идеологией .(8,187).
Одна из самых характерных черт скифской культуры – оригинальность их изобразительного искусства . Искусство это настолько своеобразно и до такой степени типично для скифских племен , что может служить одним из основных признаков в определении их культуры. Господствующее положение в этом искусстве занимают изображения зверей ,изображения выполненные притом в столь оригинальном стиле , что этот именно стиль, как бы объединяя произведения их искусства , придавал особый тон всей той смешанной культуре , которую мы называем скифской. Несмотря , однако на самобытность и оригинальность так называемого звериного стиля , он до такой степени сложен , что не так – то легко поддается определению.(8,138).
Звериный стиль получил широкое распространение в древнем искусстве , отличительной чертой которого являлось изображение животных ,частей их тела сложных композиций с участием животных . Происхождение звериного стиля связано с тотемизмом - почитанием священного животного ,изображение которого перешло в последствии в орнаментальный мотив .В эпоху бронзы и железа звериный стиль особенно был популярен в искусстве степных кочевников Евразии от Дуная до границ с Китаем – искусных охотников ,отлично знавших повадки как травоядных животных ,так и хищников и птиц , наблюдавших в природе сцены погонь , схваток , борьбы зверей. Это яркое самобытное искусство представлено в многочисленных находках из курганов , погребений правителей , жрецов , воинов , представителей степной аристократии . Реалистические и мистические изображения животных украшали : доспехи , оружие и детали конской упряжки(уздечки , седла , попоны); одежду и ювелирные изделия (пряжки , браслеты , пояса , перстни , ожерелья , ручки и т.п.); сосуды , керамические изделия , ритуальные предметы . Скифы , завоевавшие славу непобедимых степных воителей , вызывали неизменный интерес у своих соседей , в первую очередь , греков , с которыми они поддерживали разносторонние контакты , в том числе торговые. Греческие мастера , изготовлявшие по заказу скифских вождей предметы в характерном для скифов зверином стиле , несомненно стремились постичь их внутренний мир и образ жизни и передать в своих произведениях.(10)
Археологические находки
Эпоха раннего железного века , которая на юге Восточной Европы охватывает период с 9 в.до н.э.по 4 в.н.э., стала своеобразным рубежом в древней истории этого региона . Впервые на смену многим и многим населявшим Северное Причерноморье прежде народам , безвозвратно исчезнувшие имена которых заменяют ныне условные наименования археологических культур , на историческую арену выходят могущественные кочевые племена , самоназвания которых , отложились в десятках письменных источников , дошли до наших дней . Это киммерийцы , скифы , сарматы.
Первые археологические открытия : по распоряжению генерала А.Н. Мельгунова в 1763г. неподалеку от современного Кировограда был раскопан курган , вошедший в науку под названием Мельгуновского , в котором обнаружено захоронение скифского «царя»7в. до н.э. Раскопки стали начальным звеном в цепи блестящих открытий «погребальных памятников скифской знати среди которых можно отметить исследования таких «царских» курганов ,как Куль- Оба (1830г.), Краснокутский (1860г.), Чертомлык (1862-1863 гг.).
За прошедшие с того времени долгие и насыщенные напряжонной работой многих поколений отечественных исследователей годы , постепенно сформировалась специальная отрасль историко-археологической науки-скифоведение , изучающая процессы становления и развития культур скифского типа на территории Восточной Европы.(6,3)
Одно из наиболее ранних , бесспорно скифских погребении Причерноморья (середины-3-й четверти 7 в. до н.э.) найдено именно в Восточном Крыму, недалеко от побережья Боспора Киммерийского (Керченского пролива ) на Темир-горе . Это большая (4 х 3 м ),заваленная камнями яма , в которой , кроме человеческого скелета, находились остатки колчана , костяной наконечник лука в виде орлиной головки , греческая расписная ойнохоя (кувшин для вина). Над могилой был насыпан высокий – до 8м – курган . Еще одно архаическое скифское погребение было обнаружено в кургане у с. Филатовка на Перекопском перешейке. Судя по сохранившейся родосско – ионийской ойнохое , оно датируется второй половиной – концом 7 в.до н.э.(4,15).
Однако не Крым и даже не Северное Причерноморье в целом были центрами сосредоточения скифов в 7– 6 вв. до н.э. Скифские памятники этого времени сконцентрированы на Северном Кавказе , в степях Ставрополья и Прикубанья . Оттуда совершались скифские походы в Азию – один из самых ярких эпизодов их истории.(3,92)
Чрезвычайная редкость древнейших скифских погребений в Крыму не должна нас смущать : погребений этого времени и на остальной территории степного Причерноморья очень мало , хотя в степях раскопаны уже тысячи курганов .Чем же объясняется факт крайней малочисленности раннескифского населения в причерноморских и крымских степях в 7– 6 вв. до н.э.? Причину, очевидно , нужно искать и в особенностях формирования скифской культуры , и в экологической ситуации того времени.(4,15)
Информация о работе Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным античной историографии