Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:35, реферат
Несмотря на успехи в исследовании городов домонгольской Руси (главная заслуга принадлежит здесь археологам), проблемы их сущности, становления и развития далеки от разрешения и часто предстают в искаженном свете.
Между
тем до середины 80-х годов в официальной
советской историографии утверждалась
изначальная классовая сущность русской
"феодальной церкви", учение и искусство
которой якобы оставались чуждыми народным
массам: "Яд религиозной идеологии проникал
(глубже, чем в языческую пору) во все сферы
народной жизни, он притуплял классовую
борьбу, возрождал в новой форме первобытные
воззрения... Религиозная идеология во
всеоружии всего средневекового искусства
была препятствием на пути к свободному
миропониманию". Отсюда и ложное положение
о "двух культурах русского феодализма",
возникшее под влиянием ошибочного высказывания
Ленина о двух культурах при капитализме
- "буржуазной и пролетарской". При
этом "феодальная культура", отождествляемая
с дружинной и городской (как будто городское
население - это не народ) противопоставляется
культуре "народной", то есть деревенской
и, следовательно, патриархально-
В действительности культура древнерусского города едина, хотя уровень ученого, философско-теологического мышления отличался от уровня массового сознания. Но как "первые" люди, так и "черные" сплачивались на духовной основе христианства, обеспечивающего им взаимопонимание и единение, при сохранении в глубинах сознания и в ритуальной практике, в магической обрядности и особенностях почитания святых - максимально приближенных к человеку сильнейших архаических пластов, уходящих корнями в отдаленные времена. Речь идет о так называемом народном христианстве, но никак не о двоеверии. Разумеется, при усложнявшейся общественной структуре, когда в городах формировалось новое единство из разных социальных групп с их особым мировосприятием, стилем жизни и мышления, возникает и многообразие уровней культуры, более разветвленной и многогранной. Однако между элитарной культурой-интеллектуалов, в основном из представителей духовенства, княжеско-дружинной с ее "богатырскими", рыцарскими идеалами, и культурой простонародной с особенно сильными языческими традициями, унаследованными от предков, не было непроницаемых перегородок.
Средневековый человек, конечно же, не осознавал, считая себя истинным христианином, как много унаследовано им от прошлого. Это проявлялось в мыслях, чувствах, поступках. Дохристианские суеверия и магические действа, тяга к празднествам и развлечениям, связанным с языческими поверьями, были присущи как знати, так и низам общества. На драгоценных браслетах из кладов, запрятанных при монгольском нашествии и принадлежавших женщинам из княжеско-боярской среды, изображены сцены скоморошьих игрищ, те "служения идольские", против которых безуспешно боролись ортодоксальные церковники. Но в тех же кладах находят украшения с чисто христианскими, сюжетами.
Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.
Информация о работе Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.)