Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:58, реферат
Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки. "Повесть временных лет" описывает его так: "Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода в Понт море в неже втечет Днепр река". Этот путь стал основной дорогой Древней Руси. По ней везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов. Ведущую роль в транзитной торговле через восточную Европу играли в VIII-IXвв. еврейские купцы, которые лишь в пределах халифата уступали ее местным мусульманским торговцам. Последние по Каспии и Волге доходили до небольшого городка Булгар по преимуществу сухопутным путем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и еврейскими купцами этого государства
1. Введение
2. Происхождение древних славян
3.Истоки древнерусской государственности.
4. Образование Древнерусского государства.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы
Племенные княжества
еще не были государствами, но таили
в себе зародыши государства. Неясные
абрисы территории и истории некоторых
из этих племенных княжений выступают
на страницах «Повести временных лет»,
новгородских летописей и Никоновской
летописи. «Повесть временных лет» отмечает,
что «свое» княженье существовало «на
Полоте». Но первое население на Полоцкой
земле – кривичи. Второе крупное племенное
княжение – «словени свое в Новгороде».
Вряд ли центром земли словен был Новгород.
Более древними центрами края являлись
Ладога, Перынь и другие поселения близ
Новгорода. А весь северо-запад представлял
собой как бы политический союз словен
и кривичей, а также фино-угорских племен:
чуди, мери и веси.
4.
Образование Древнерусского
государства.
Норманнская теория
Повествование
летописца Нестора о призвании
варягов на русскую землю нашло в
дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию
историков.
Основоположниками
норманнской теории принято считать
немецких ученых-историков Готлиба
Байера, Герерда Миллера и Августа
Шлецера. Будучи приглашенными в
Россию в период правления Анны Иоанновны
и расцвета бироновщины, авторы этой "теории"
и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских
воинов в становлении государственности
на Руси. Именно эта "теория" была
поднята на щит фашистами в целях оправдания
нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения
России в неспособности к самостоятельному
развитию.
Между тем, государство
как продукт внутреннего
Безусловно, сам
факт привлечения варяжских князей
и их дружин к службе у славянских
князей не вызывает сомнения. Бесспорны
также взаимосвязи между варягами (норманнами
— от сканд. "человек севера") и Русью.
Приглашенные предводители рюриковской
наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно,
приобрели функции арбитров, а порою —
и гражданской власти. Вполне объяснима
и понятна последующая попытка летописца
в поддержку правящей династии Рюриковичей
показать ее мирные, а не захватнические,
насильственные истоки. Однако довольно
спорным является "аргумент" норманнистов
о том, что варяжский конунг Рюрик был
приглашен с братьями Синеусом и Трувором,
о факте существования которых история
больше ничего не сообщает. Между тем,
фраза "Рюрик пришел с родственниками
и дружиной" на древнешведском языке
звучит так: "Рюрик пришел с сине хус
(свой род) и тру вор" (верная дружина).
В свою очередь,
крайняя точка зрения антинорманнистов,
доказывающих абсолютную самобытность
славянской государственности, отрицание
роли скандинавов (варягов) в политических
процессах противоречит известным
фактам. Смешение родов и племен, преодоление
былой замкнутости, установление регулярных
сношений с ближними и дальними соседями,
наконец, этническое объединение северорусских
и южнорусских племен — (все это) характерные
черты продвижения славянского общества
к государству. Развиваясь аналогично
Западной Европе, Русь одновременно с
ней подошла к рубежу образования большого
раннесредневекового государства. И викинги
(варяги), как и в Западной Европе, стимулировали
этот процесс.
Вместе с тем,
норманнистские высказывания трудно именовать
теорией. В них фактически отсутствует
анализ источников, обзор известных событий.
А они свидетельствуют о том, что варяги
в Восточной Европе появились тогда, когда
Киевское государство уже сложилось. Признать
варягов создателями государственности
для славян нельзя и по другим причинам.
Где сколько-нибудь заметные следы влияния
варягов на социально-экономические и
политические институты славян? На их
язык, культуру? Напротив, на Руси был только
русский, а не шведский язык. И договоры
Х в. с Византией посольство киевского
князя, включавшее, кстати, и варягов русской
службы, оформлялись лишь на двух языках
— русском и греческом, без следов шведской
терминологии. В то же время в скандинавских
сагах служба русским князьям определяется
как верный путь к приобретению славы
и могущества, а сама Русь — страна несметных
богатств.
Итак, с 862г. Рюрик,
согласно «Повести временных лет»,
утвердился в Новгороде, один из его
братьев, Синеус, на Белом озере, другой,
Трувор, в Изборске. Через два
года, согласно летописным сведениям,
братья умерли, и Рюрик передал в управление
важнейшие города своим мужам. Двое из
них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный
поход на Византию, заняли Киев и освободили
киевлян от хазарской дани.
После смерти Рюрика
власть в Новгороде захватил предводитель
одного из варяжских отрядов Олег (879-911).
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где
в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав
себя за купцов, воины Олега с помощью
обмана убили Аскольда и Дира и захватили
город. Киев стал центром объединенного
государства.
Торговым партнером
Руси была могущественная Византийская
империя. Киевские князья неоднократно
совершали походы на своего южного
соседа. В 907 и 911 гг. Олег с войском
дважды успешно воевал под стенами
Константинополя. В результате этих
походов были заключены договоры с греками.
Согласно договорам,
русские купцы имели право
месяц жить за счет греков в Константинополе,
но обязаны были ходить по городу без
оружия. При этом купцы должны были
иметь при себе письменные документы
и заранее предупреждать византийского
императора о своем приезде. Договор с
греками обеспечивал возможность вывоза
собираемой дани и продажи ее на рынках
Византии.
При Олеге в
состав его державы были включены
и стали платить дань Киеву
древляне, северяне, радимичи.
После смерти Олега
в Киеве стал княжить Игорь (912-945).
В его княжение в 944г. был подтвержден
договор с Византией на менее
выгодных условиях. При Игоре произошло
первое народное возмущение, описанное
в летописи, - восстание древлян в 945г. Сбор
дани в покоренных землях осуществлял
варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение
вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь,
- говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда
богато изоделись оружием и портами, а
мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты
получишь много и мы».
Собрав дань
и отправив обозы в Киев, Игорь
с небольшим отрядом вернулся
обратно, «желая больше имения». Древляне
собрались на вече. Вече решило: «Повадится
волк к овцам, то перетаскает все, если
не убить его». Дружину Игоря перебили,
а князя казнили.
Жена Игоря
Ольга (945 – 964) жестоко отомстила
древлянам за убийство мужа. Первое
посольство древлян, предлагавшее Ольге
взамен Игоря своего князя Мала,
было заживо закопано в землю, второе сожжено.
На поминальном пиру по приказу Ольгу
были перебиты подвыпившие древляне. Как
сообщает летопись, Ольга предложила древлянам
дать в качестве дани по три голубя и три
воробья с каждого двора. К ногам голубей
была привязана зажженная пакля с серой;
когда те прилетели в свои старые гнезда
в столице вспыхнул пожар. В результате
выгорела столица древлян Искоростень.
В огне пожара погибли, по летописи, около
5 тысяч человек.
Жестоко отомстив
древлянам, Ольга вынуждена была пойти
на упорядочивание сбора дани. Она установила
«уроки» - размер дани и «погосты» - места
сбора дани.
В княжение Игоря
и Ольги к Киеву были присоединены
земли тиверцев, уличей и окончательно
– древлян.
Во времена
переполненного событиями княжения
Святослава (964-972) Древнерусское государство
было расширено и укреплено. Он вернул
в состав Киевской Руси племенное княжество
вятичей, которое попало под власть хазаров.
В 968 году Святослав разгромил хазаров,
которые постоянно зарились на восточнославянские
земли, препятствуя торговле Руси. Потом
киевский князь обратил свой взор на юг,
ввязавшись в затяжную войну между Византией
и Болгарией. Святослав провел административную
реформу, перед тем как начать второй и
последний поход в Болгарию. Старшего
сына Ярополка он посадил наместником
в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном
граде завоеванной его матерью Древлянской
земли. А внебрачного сына - Владимира
он послал править от своего имени в Новгород,
бояре которого всегда хотели отделиться
от Киева. Этим Святослав продолжил дело
Ольги, которое касалось консолидации
государства, укрепления власти киевского
князя на землях племенных княжеств. Второй
поход Святослава в Болгарию, который
начался в 969 году, закончился подписанием
мирного договора в 971 году. Святослав
погиб в бою с печенегами, когда возвращался
на Русь из Болгарии. Между его сыновьями
разгорелась борьба за власть, которая
закончилась восхождением на княжеский
престол Владимира Святославовича в середине
978 года.
Владимир становится
верховным властителем в стране. Историки
характеризуют государство времен Владимира
как раннефеодальную монархию. Это определение
в значительной мере условное. Потому
что первые ростки феодального способа
производства на Руси появляются только
во второй половине его княжения. Значение
выдающейся фигуры Владимира заключается
в том, что своей деятельностью он как
бы объединил две вехи: позднюю родоплеменную
и раннюю феодальную.
Года княжения
Владимира в Киеве называют богатырской
вехой в истории Киевской Руси.
Тогда успешно и быстро возводилось величественное
строение государства, творилась яркая
и самобытная культура его народа. Владимир
взял под свою твердую руку Древнерусское
государство еще не достаточно консолидированное.
Власть племенных вождей и князей на местах,
в отдалении от центра, была почти безграничной.
Они неохотно исполняли приказы князя
и забирали много дани, которая принадлежала
ему. Поэтому он начал княжение с того,
что посадил наместниками своих дружинников
во многих городах Русской земли. Дальше
наступил черед обоснованного укрепления
структуры государства. Назрела необходимость
кардинальных изменений в территориальной
организации государства. Около 988 года
Владимир провел административную реформу.
Вождей племенных княжеств заменили в
разных городах государства сыновья -
наместники Владимира. Было навсегда сломано
сепаратизм племенной верхушки. "Так
Владимир овладел волостями братьев и
затем принялся собирать под свою власть
и прочие земли. Несколько лет ушло на
это собирание Русского государства; в
летописях сохранились известия только
о некоторых походах: на вятичей, на радимичей,
в теперешнюю Галицию, которую Владимир
постарался теснее связать с Киевским
государством, и на разные соседние племена.
Только из известий о волостях, розданных
Владимиром своим сыновьям, видим, какое
грандиозное дело за это время было совершено
Владимиром. Он собрал земли и волости,
бывшие в зависимости от Киева, устранил
разных "светлых и великих князей",
правивших здесь и не особенно расположенных
повиноваться воле киевских князей, и
на место их посадил своих сыновей; "примучил"
непокорные племена, возвратил земли,
захваченные в последнее время соседями,
и этим последним внушил должное почтение.
А чтобы земли Русского государства связать
теснее, он роздал их в управление своим
сыновьям". С тех пор Киевская Русь становится
действительно объединенным государством.
В результате реформы 988 года значительно
укрепилась система государственной власти
на местах. С того времени в основных городах
государства от имени киевского князя
собирают дань, управляют и совершают
правосудие его наместники - сыновья и
старшие дружинники. Все это привело к
концентрации государства и укреплению
его рубежей.
При Владимире
в целом завершился процесс установления
государственной территории, определились
его границы, которые в целом совпадали
этническим границам восточнославянской
этнокультурной общности. На востоке Киевская
Русь пролегла до междуречья Оки и Волги,
на западе – Днестра, Карпат, Западного
Буга, Немана, Западной Двины, на севере
– Чудского, Ладожского и Онежского озер,
на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга.
На протяжении конца 9 – первой трети 12
века государственная, общественная, экономическая
и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась
в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко
возносился над другими городами Руси.
С самого начала киевские князья особенно
беспокоились о развитии и приукрашивании
стольного града.
Главной заботой
Владимира первой половины его княжения
на Руси были постоянные набеги степных
кочевников – печенегов с юга. Князь приложил
много усилий для укрепления рубежей государства.
В конце 10 века была создана большая, сложная
и разветвленная система валов, крепостей,
укреплений городов, которая должна была
защитить Русь от печенегов.
Владимира смело
можно назвать первым реформатором Руси.
Кроме административной реформы он провел
еще и судебную реформу, сделав этим взнос
в развитие древнерусского законодательства.
Первой по времени реформой Владимира
была религиозная. Владимир решил ввести
на Руси христианство как государственную
религию. "Крестившись сам, Владимир
все усилия приложил к тому, чтобы распространить
христианство в землях своего государства.
Задумав сблизить свое государство с Византией,
украсить его блеском византийской культуры
и образованности, он, естественно, должен
был стремиться приблизить по возможности
местный быт к формам византийской жизни.
С другой стороны, как выдающийся политик,
он мог сообразить, каким тесным узлом
свяжет его земли распространение новой
религии с ее блестящей обрядностью, законченными
формами, прочно организованным духовенством
и тесно связанная с церковью книжность,
просвещение и искусство". Введение
христианства в Киевской Руси имело положительное
следствие. Оно укрепило авторитет и власть
князя, оказывало содействие развитию
государства. Значительный толчок дала
новая идеология развитию древнерусской
культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси
начали создаваться школы и мастерские
по написанию книг, и вскоре восточнославянская
страна стала одной из самых культурных
в средневековой Европе. Введение христианского
вероисповедания ввело Древнерусское
государство в круг христианских стран
мира, сделав возможными равноправные
и плодные взаимоотношения между ним и
Византией, Германией и прочими государствами.
Информация о работе Происхождение древних славян .Образование Древнерусского государства