Происхождение древних славян .Образование Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:58, реферат

Описание работы

Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки. "Повесть временных лет" описывает его так: "Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода в Понт море в неже втечет Днепр река". Этот путь стал основной дорогой Древней Руси. По ней везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов. Ведущую роль в транзитной торговле через восточную Европу играли в VIII-IXвв. еврейские купцы, которые лишь в пределах халифата уступали ее местным мусульманским торговцам. Последние по Каспии и Волге доходили до небольшого городка Булгар по преимуществу сухопутным путем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и еврейскими купцами этого государства

Содержание

1. Введение


2. Происхождение древних славян


3.Истоки древнерусской государственности.


4. Образование Древнерусского государства.


5. Заключение.


6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История Отечества.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Племенные княжества  еще не были государствами, но таили  в себе зародыши государства. Неясные абрисы территории и истории некоторых из этих племенных княжений выступают на страницах «Повести временных лет», новгородских летописей и Никоновской летописи. «Повесть временных лет» отмечает, что «свое» княженье существовало «на Полоте». Но первое население на Полоцкой земле – кривичи. Второе крупное племенное княжение – «словени свое в Новгороде». Вряд ли центром земли словен был Новгород. Более древними центрами края являлись Ладога, Перынь и другие поселения близ Новгорода. А весь северо-запад представлял собой как бы политический союз словен и кривичей, а также фино-угорских племен: чуди, мери и веси.  

4. Образование Древнерусского государства.  

Норманнская теория  

Повествование летописца Нестора о призвании  варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую ин­терпретацию историков.  

Основоположниками норманнской теории принято считать  немецких ученых-историков Готлиба  Байера, Герерда Миллера и Августа  Шлецера. Будучи приглашенными в  Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта "теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.  

Между тем, государство  как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это  процесс длительный и сложный. Для  возникновения государственности  необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.  

Безусловно, сам  факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами — от сканд. "человек севера") и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою — и гражданской власти. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным является "аргумент" норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с родственниками и дружиной" на древнешведском языке звучит так: "Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор" (верная дру­жина).  

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание  роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным  фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен — (все это) характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.  

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках — русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь — страна несметных богатств.  

Итак, с 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде, один из его  братьев, Синеус, на Белом озере, другой, Трувор, в Изборске. Через два  года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.  

После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.  

Торговым партнером  Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. В 907 и 911 гг. Олег с войском  дважды успешно воевал под стенами  Константинополя. В результате этих походов были заключены договоры с греками.  

Согласно договорам, русские купцы имели право  месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без  оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы  и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой дани и продажи ее на рынках Византии.  

При Олеге в  состав его державы были включены и стали платить дань Киеву  древляне, северяне, радимичи.  

После смерти Олега  в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944г. был подтвержден  договор с Византией на менее  выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы».  

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь  с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.  

Жена Игоря  Ольга (945 – 964) жестоко отомстила  древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге  взамен Игоря своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру по приказу Ольгу были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда в столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.  

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочивание сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани.  

В княжение Игоря  и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.  

Во времена  переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хазаров. В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.  

Владимир становится верховным властителем в стране. Историки характеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию. Это определение в значительной мере условное. Потому что первые ростки феодального способа производства на Руси появляются только во второй половине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается в том, что своей деятельностью он как бы объединил две вехи: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.  

Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской  вехой в истории Киевской Руси. Тогда успешно и быстро возводилось величественное строение государства, творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимир взял под свою твердую руку Древнерусское государство еще не достаточно консолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы князя и забирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому он начал княжение с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Дальше наступил черед обоснованного укрепления структуры государства. Назрела необходимость кардинальных изменений в территориальной организации государства. Около 988 года Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства сыновья - наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм племенной верхушки. "Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся собирать под свою власть и прочие земли. Несколько лет ушло на это собирание Русского государства; в летописях сохранились известия только о некоторых походах: на вятичей, на радимичей, в теперешнюю Галицию, которую Владимир постарался теснее связать с Киевским государством, и на разные соседние племена. Только из известий о волостях, розданных Владимиром своим сыновьям, видим, какое грандиозное дело за это время было совершено Владимиром. Он собрал земли и волости, бывшие в зависимости от Киева, устранил разных "светлых и великих князей", правивших здесь и не особенно расположенных повиноваться воле киевских князей, и на место их посадил своих сыновей; "примучил" непокорные племена, возвратил земли, захваченные в последнее время соседями, и этим последним внушил должное почтение. А чтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их в управление своим сыновьям". С тех пор Киевская Русь становится действительно объединенным государством. В результате реформы 988 года значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени в основных городах государства от имени киевского князя собирают дань, управляют и совершают правосудие его наместники - сыновья и старшие дружинники. Все это привело к концентрации государства и укреплению его рубежей.  

При Владимире  в целом завершился процесс установления государственной территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси. С самого начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.  

Главной заботой  Владимира первой половины его княжения на Руси были постоянные набеги степных  кочевников – печенегов с юга. Князь приложил много усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.  

Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского законодательства. Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство". Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими государствами.  

Информация о работе Происхождение древних славян .Образование Древнерусского государства