Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:26, реферат
В начале 60-х годов Америка столкнулась с растущими трудностями. Многие из них были связаны с последствиями научно-технической революции. С одной стороны, она создавала новые возможности для развития производства, а с другой — порождала новые проблемы, еще более усугубляя социальные противоречия капитализма.
Вступление
Стратегия мира Дж. Кеннеди
Время решений
Основные направления политики новых рубежей
Экономичесая реформа
Взаимоотношения с СССР
Политика в сфере труда
Расовый вопрос
Выводы
Экономической стратегии администрации во многом подчинялась и ее рабочая политика. Профсоюзы активно поддержали демократов на выборах 1960 г. и внесли большой вклад в победу самого Дж. Кеннеди. После восьми лет жесткого антирабочего курса республиканцев они ждали от новой, считавшейся более «дружественной» администрации удовлетворения своих насущных требований: принятия активных мер по борьбе с безработицей, особенно в районах хронической депрессии, увеличения пособий по безработице и минимума заработной платы с распространением его на все категории низкооплачиваемых работников, увеличения государственных ассигнований на строительство жилищ, школ и больниц, расширения социального обеспечения и пересмотра налоговой системы в интересах низкооплачиваемых категорий трудящихся, сокращения продолжительности рабочей недели, отмены антирабочего законодательства, в том числе ст. 14(6) закона Тафта—Хартли, позволяющей штатам вводить законы о «праве на работу». Почти все эти требования нашли отражение в избирательной платформе демократов и предвыборных обещаниях самого Кеннеди. Однако после прихода демократов к власти в Белом доме о них вспоминали не часто.
Главное назначение рабочей политики демократов, определяемое социальным наказом монополий и политическими расчетами самой администрации, состояло в снижении издержек на рабочую силу (или по крайней мере их стабилизации) для стимулирования монополий к расширению производства, в ослаблении остроты конфликта между трудом и капиталом. Интересы ведения «холодной войны» с социализмом, как цинично заявлял министр труда в кабинете Кеннеди А. Голдберг, требовали прекращения «холодной войны» между предпринимателями и профсоюзами в духе 50-х годов. В этих целях администрация стала на путь активизации вмешательства государства в трудовые отношения, особенно в сфере коллективных договоров, проводя линию на сочетание более тесного сотрудничества с профбюрократией и отдельных уступок рабочему движению с жесткими методами подавления недовольства в робочих низах.
Реформы, проведенные администрацией в сфере занятости, профессионального обучения и заработной платы, далеко не полностью удовлетворяли требованиям профсоюзов и реальным масштабам самих проблем. Так, продление срока выплат пособий по безработице в 1961— 1962 гг. оставило за бортом более 3 млн. безработных; повышение минимума почасовой заработной платы (до 1,15 долл. в 1961 г. и 1,25 долл. в 1963 г.) коснулось лишь 3,6 млн. из 26,6 млн. низкооплачиваемых рабочих. Весьма незначительный эффект с точки зрения повышения занятости дали и такие меры, как законы о «преобразовании районов», о развитии и подготовке людских ресурсов, а также некоторое расширение общественных работ в 1962—1963 гг. Однако и это было заметным сдвигом по сравнению с политикой правительства Эйзенхауэра.
В то же время
администрация Кеннеди
И в этой области администрация пошла дальше своих предшественников в расширении традиционного набора средств и приемов для срыва или предотвращения трудовых конфликтов. В соответствии с рекомендациями Консультативного комитета по вопросам взаимоотношений между профсоюзами и предпринимателями расширялись полномочия государственных органов по вмешательству в трудовые конфликты без принятия нового законодательства. Была облегчена процедура создания «чрезвычайных комиссий» для вмешательства в трудовые споры, «угрожающие национальным интересам», и расширены права этих комиссий; санкционировано в «развитие» закона Тафта—Хартли введение так называемых «охладительных» периодов без обращения к суду. Правительство применило эту процедуру в 1962 г. в конфликте между авиационными компаниями и Объединенным профсоюзом рабочих автомобильной и авиационной промышленности, создав тем самым прецедент внесудебного вмешательства государства в трудовые конфликты.
Особое место в политике «новых рубежей» занимал негритянский вопрос. По остроте и глубине это была, по признанию советника президента А. Шлезингера-младшего, «самая трудная проблема для президента» . Черные американцы, составившие важную часть избирательной коалиции Кеннеди на выборах 1960 г., ждали от новой администрации решительных действий по ликвидации расовой дискриминации, обещанных предвыборной платформой демократов и их кандидатом. В самой же администрации негритянская проблема рассматривалась прежде всего сквозь призму поддержания политической стабильности в стране и сохранения опоры в массах избирателей. Основы стратегии и тактики администрации в негритянском вопросе, намеченные еще в период ее
формирования, сводились к тому, чтобы не дать движению за гражданские права выйти за ограниченные рамки верхушечной кампании и приемлемых для правящих кругов требований, сохранив в то же время за собой необходимые для удержания у власти голоса черных избирателей. С этой целью осуществлялась поддержка «умеренных» и изоляция «экстремистов» как в самом негритянском движении, так и на «белом Юге».
Во избежание открытой конфронтации с расистами, чреватой осложнением отношений с конгрессом, планировалась активизация менее заметных усилий исполнительной и судебной властей при «минимуме законодательных действий». На Юге эти усилия намечалось сосредоточить на постепенном обеспечении избирательных прав для негритянского населения, с тем чтобы ввести его борьбу в русло традиционных политических норм и процедур, укрепить позиции умеренных южных политиков и демократической партии в целом. В северных штатах эти планы предусматривали лишь некоторое ограничение расовой дискриминации в аренде жилья и при найме на работу в сочетании с программами социальной помощи. Эти исходные установки и были положены в основу практической программы администрации в негритянском вопросе. Она отказалась от выдвижения и даже поддержки какого-либо нового законодательства о гражданских правах, включая и законопроект Кларка—Селлера (1961), составленный по запросу Дж. Кеннеди. Президент отмежевался от попыток либералов в сенате добиться отмены процедурного правила, активно использовавшегося диксикратами для блокировки законопроектов о гражданских правах путем бесконечных дебатов, игнорировал законодательные предложения собственной комиссии по гражданским правам. В законодательной области администрация ограничилась рекомендацией отменить проверки грамотности при регистрации избирателей (этот законопроект был провален в сенате) и поддержкой конституционной поправки об отмене избирательного налога, одобренной конгрессом в 1962 г. Свое бездействие в этой важной сфере администрация пыталась компенсировать в глазах негритянской общины расширением назначений афро-американцев на посты в государственном аппарате, поддержанием постоянных контактов с ее лидерами и другими чисто символическими жестами.
Невзирая на растущую критику со стороны движения за гражданские права и сомнения негритянских советников в самой администрации относительно способности такой политики «умиротворить или хотя бы смягчить негритянских и либеральных лидеров». Президент в 1961—1962 гг. продолжал считать, что избранный им курс «градуализма» и балансирования обладает определенными преимуществами. Президент и министр юстиции Р. Кеннеди предпочитали воздерживаться от федерального вмешательства в многочисленные случаи нарушения прав-черных и расправ с активистами движения за гражданские права. И лишь давление обстоятельств вынуждало их идти на более решительные меры, например использование федеральных войск для обеспечения доступа в университет штата Миссисипи черному студенту Дж. Мередиту в сентябре 1962 г.
Стремясь поддерживать курс на частичные уступки, достаточный, как ему казалось, для предотвращения открытого взрыва возмущения негритянского городского населения (способного, словами одного из его советников, «прорваться как лезвие в глубину гетто»). Президент в ноябре 1962 г. подписал долго откладывавшийся исполнительный указ о мерах против дискриминации в жилищном строительстве, осуществляемом с федеральной помощью. Хотя действенность этого шага была явно ограниченной, Кеннеди счел за благо объявить о нем после выборов в конгресс, в разгар урегулирования Карибского кризиса, когда внимание страны было приковано к более важным и драматически развивавшимся событиям. В феврале следующего года президент направил в конгресс ряд законодательных предложений, предусматривавших увеличение помощи школам, проводящим десегрегацию, и незначительные меры по обеспечению избирательных нрав черных. Но даже при всей ограниченности предлагавшихся уступок президент не собирался форсировать их проведение через конгресс — вплоть до мая 1963 г. эти инициативы стояли на последнем, шестом по счету месте в рабочем плане законодательных инициатив администрации. Однако стремительный рост негритянского протеста имел свой собственный график. Как показали майские события в Бирмингеме, движение за гражданские права явно сбивалось с предначертанного ему администрацией «упорядоченного», эволюционного пути, угрожая создать, по словам главного посредника между правительством и негритянской общиной Л. Мартина, «самое критическое состояние расовых отношений в стране со времен гражданской войны». Конгресс засыпали десятки законопроектов о гражданских правах. «Впервые в нашей стране,—писал президенту видный деятель демократической партии, бывший губернатор Мичигана Г. Уильяме,— решимость черных добиться своих конституционных прав по крайней мере сравнялась с решимостью тех, которые хотят лишить их этих прав, а ответственное мнение белого населения оказалось в основном на стороне первых». Уильяме и другие советники президента в один голос высказывались за принятие срочных мер для сохранения контроля над обстановкой и предотвращения стихийного революционного взрыва. Новая программа в области гражданских прав, подготовленная администрацией к середине июня, перекочевала в ее планах уже на первое место. Сам президент, объясняя конгрессу и стране смысл новых предложений, говорил о необходимости превращения «негритянской революции» в «мирную и конструктивную». Однако реальное содержание президентского послания, направленного в конгресс 19 июня, было выдержано в весьма умеренном, компромиссном духе. Тем не менее это была самая далеко идущая к тому времени программа в области гражданских прав, принятие которой в 1964 г. стало большим успехом борьбы негритянского народа. Уступки со стороны администрации вызвали озлобленную реакцию крайне правых, особенно на расистском Юге. В ходе закулисных контактов техасского нефтяного магната Г. Л. Хан-та, физика-милитариста Э. Теллера и их единомышленников стали обсуждаться планы, как покончить с «угрозой Кеннеди». Между тем негритянское движение поднималось на новый уровень борьбы за экономическое равенство, ее центр тяжести перемещался в крупные промышленные города за пределами Юга. Угроза расовые конфликтов в ключевых районах страны заставила администрацию обратиться к срочным упреждающим мерам по смягчению бедственного положения жителей негритянских гетто. Уже в начале июня Кеннеди запросил рекомендации членов кабинета о путях улучшения экономического положения негритянской бедноты (в первую очередь безработной молодежи) . Ответ соответствующих министров был единодушен — существующих программ явно недостаточно, необходимы новые чрезвычайные меры по повышению занятости, улучшению и расширению профессионально-технического обучения и общеобразовательной подготовки. Так было положено начало разработке законодательной программы «войны с бедностью». Окончательное решение о ее выдвижении в следующем году было принято президентом после грандиозного «похода на Вашингтон», проведенного негритянскими, профсоюзными и студенческими организациями в августе 1963 г. под лозунгом достижения расового и экономического равенства. Заметное улучшение экономической конъюнктуры с конца 1962 г., предчувствия «военного бума», сопровождаемые ускоренным ростом прибылей монополий, добившихся от администрации уступок в ряде вопросов, способствовали укреплению ее позиций. Очередные выборы 1962 г. в конгресс и местные органы власти подтвердили это. Популярность президента в стране существенно выросла в результате наметившегося после Карибского кризиса поворота администрации в сторону ослабления напряженности в отношениях с СССР.
Все это создавало более благоприятные условия для проведения застопорившейся было внутриполитической программы демократов, от которой администрация Кеннеди в долгосрочном плане не собиралась отказываться. Она постепенно усиливала давление на конгресс, планируя главный «прорыв» к окончанию срока полномочий 88-го конгресса. Растущий затор из законодательных инициатив администрации начал рассасываться еще до выстрелов в Далласе, летом—осенью 1963 г. Именно тогда обе палаты конгресса прошел законопроект о федеральной помощи колледжам (часть комплексного билля администрации в области высшего и среднего образования, выдвинутого в начале 1963 г.), на полпути к утверждению находилась программа сокращения налогов, законодательство о гражданских правах и законопроект об охране природы; появились шансы и у биллей о медицинской помощи престарелым, увеличении занятости молодежи, развитии общественного транспорта и ряда других.
По свидетельству
советников Кеннеди, дальнейшие планы
президента связывались с повышением
значения внутриполитических проблем.
Обсуждались планы стабилизации
военных расходов на 1964 финансовый
год и даже развертывания строго
засекреченных исследований возможности
и перспектив реконверсии военной экономики
на случай серьезного прогресса в области
ограничения вооружений. Помимо «фронтальной
атаки на бедность», положенной в основу
внутриполитической программы администрации
на 1964 г., велись разговоры о программе
реконструкции городов и жилищного строительства.
Большая часть «великого общества», по
выражению А. Шлезингера-младшего, уже
находилась в «трубопроводе» «новых рубежей»
Список использованой литературы: