Проект идеального правового государства Аристотеля. Психологическая теория Л. И. Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

Сегодня, когда наше государство проходит сложный период трансформации во всех сферах (экономической, политической, социальной, и др.), особая роль в этом процессе принадлежит правовой деятельности, поскольку именно она позволяет упорядочить отношения во всех остальных областях деятельности человека. В самом слове «правопорядок» содержится указание на единство двух смысловых единиц «права» и «порядка».

Содержание

Введение 3
Проект идеального правового государства Аристотеля 4
Психологическая теория Л. И. Петражицкого 8
Заключение 11
Список использованных источников 12

Работа содержит 1 файл

ИППУ-Контрольная работа.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     В итоге действия указанных законов-тенденций  правовой психики и ее развития получается прочная скоординированная система вызываемого правом социального поведения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в психике публики и юристов имеется прочная ассоциация двух идей– "права" и "порядка", так что вместо слова "право" весьма часто применяют выражение "правопорядок". Для такой ассоциации существует и "научно-причинное объяснение".

     В своем воздействии на социальное поведение особо заметными делаются такие специальные функции права, которые Петражицкий именует "распределительною" и "организационною". Так, в частности, дистрибутивная (распределительная) функция в области народного (и международного) хозяйства может отличаться от функции распределения частей плодородной почвы, средств и орудий производства, предметов потребления, вообще хозяйственных благ между индивидами и группами. Основной тип и основа распределения хозяйственных благ, а вместе с тем и общие начала экономической и социальной жизни вообще представляет явление собственности (в частнохозяйственном укладе, в условиях "капиталистического" социального строя – индивидуальной собственности, в условиях первобытного или другого коллективистского строя – коллективной).

     К числу несомненных заслуг создателя  психологической теории права относят  обычно решительное и безусловное освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе Петражицкий создал своеобразное учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического истолкования источников права и стремясь охватить все известные факты из истории права и современного, его состояния, Петражицкий насчитал 15 видов положительного права, неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею.

     Среди них он помимо официального права (законодательства) различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следует "право принятых в науке мнений", "право учений отдельных юристов или групп их", "право юридической экспертизы" (сюда же отнесены знаменитые "ответы" римских юристов); отдельно выделено "право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов Церкви и т. д." и "право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения". Своеобразное семейство образуется из "договорного права", "права односторонних обещаний" (например, государственных органов и частных лиц), "программного права" (программное заявление органов государственной власти), "признанного права" (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения). "Прецедентное право" усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также "общенародное право, как везде существующее право" (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что "так принято во всем мире", "у всех народов"). Отсюда становится понятным соседствующее с прецедентным и общенародным "право юридических поговорок и пословиц".

     Сегодня теория Петражицкого воспринимается как  предпосылка таких новейших течений, как правовой реализм, а также  соответствующие ответвления бихевиоризма и феноменологии. 

 

      Заключение

     В использованных библиографических источниках проводится историческая параллель между государственно-правовой моделью Платона и советского социалистического права с одной стороны, и моделью Аристотеля и советскими государственно-правовыми институтами с другой стороны. В первом случае мы можно наблюдать игнорирование института частной собственности и доминирование государства над личностью. Во втором случае мы имеем дело с реабилитацией индивидуума и автономии его деятельности. В настоящее время надежды наших граждан на улучшение благосостояния часто связываются с «правильной» деятельностью государственного аппарата, с принципом «справедливости». Однако опыт развитых стран показывает, что огромная роль в росте общественного благосостояния во многом принадлежит частной инициативе, в разумной степени контролируемой государством. Исследование модели Аристотеля дает почву для размышления над современным устройством государства и проблемами его функционирования.

     Аристотель  обосновал близкую к платоновской, но все же иную классификацию форм государства. Правильных форм правления по Аристотелю также три, но каждая из них может стать неправильной и наоборот. Получается несколько пар, которые последовательно делятся на две части - выстраиваются по принципу дихотомии: монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия.

     ***

     Л. Петражицкий был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. В его творчестве модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от максимально реифицированной правовой действительности, существующей вне субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

 

Список использованных источников 

  1. Графский  В. Г. История политических и правовых учений: учебник для студ. вузов.; Ин-т гос. и права РАН. - 2-е изд.,. Москва: изд. «Проспект», 2007. - 608 с.
  2. Нерсесянц В. С.,  История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов – Москва, «Норма», 2009. - 704 с.
  3. Омельченко О.А. История политических и правовых учений: учебник для вузов Омельченко О. А. – Москва, «Эксмо», 2006. - 576 с.
  4. Антология мировой политической мысли: В 5 т., Москва, «Мысль», 1997. - 830с.
  5. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник для студ. Вузов, Москва, «Велби Проспект», 2006. - 608 с.
  6. Аристотель. Сочинения: Т.2. Москва, «Мысль», 1978. - 687с
  7. Информационный образовательный юридический портал «Закон сегодня». Библиотека. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/ippu/071.php

Информация о работе Проект идеального правового государства Аристотеля. Психологическая теория Л. И. Петражицкого