Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:51, реферат
Аляска, открытая в 1732 году русской экспедицией под руководством М. С. Гвоздева и И. Фёдорова, была владением России в Северной Америке. Сперва она осваивалась не государством, а частными лицами, но начиная с 1799 — специально учреждённой монополией — Русско-американской компанией (РАК).
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Приложения
5. Библиографический список
В 1956 г. успели еще переиздать книгу Лаврентия Загоскина, писавшего о барышнях Стихи: «Все они ловко вальсируют, грациозно пляшут французские кадрили, все прекрасно вяжут шарфы, косыночки, все читают «Мертвые души» Гоголя...». В комментариях к ней говорится (с.12): «К сожалению, существующая советская литература по истории русских владений в Америке, в целом довольно скудная, уделяла до сих пор недостаточно внимания исследованию исторически прогрессивной роли русского народа...
Автор известного и
почти единственного
Односторонние суждения Окуня были повторены в первом издании учебника истории СССР для вузов под ред. Нечкиной, в исправленном и дополненном издании того же учебника (1949) авторы вовсе обошли вниманием историю освоения русскими Северо-западной Америки, если не считать 5-6 строк, отведенных этому вопросу в разделе «Сибирь ХVIII века». «А уже в 1976 г. А.П. Окладников (!..) и Р.С. Васильевский пишут:
«Впервые русские достигли
берегов Северной Америки в
1732 г.». «Линия партии»
Историки начинают заниматься иными «открытиями»: «Сравнительно недавно, в 1968 г., ленинградские иследовательницы Н.А. Казакова и Л.Г. Катушкина опубликовали обнаруженный ими [!..] в сборнике сер. ХVI века русский перевод сообщения о кругосветной экспедиции Ф.Магеллана. Это было письмо, написанное Максимилианом Трансильваном (1490-1538), одним из секретарей германского императора и короля Испании Карла V, епископу Зальцбурга М. Лангу, опубликованное в 1523 г. в Кельне и в Риме в 1523 и 1524 гг...
Исследовательницы не без основания полагают, что именно он [Дмитрий Герасимов] был автором перевода этого письма на русский» [Болховитинов, 1991]. Меж тем рукопись «О Молукицких островах и иных многих дивных, их-же новейшее плавание кастелланов, рекше испанских...» известна уже при дворе Василия III и сообщает о ней, сразу переведенной великокняжескими толмачами с Кельнского (1523 г.) ее издания (вероятней всего Власием, переводчиком посольства Ивана Засекина-Ярославского ко двору Карла V, возможно лично общавшимся со спутниками Магеллана, именно тогда возвратившимися на корабле «Виктория» в Севилью), - сообщает С.Н. Марков [1948, с.5], за 20 лет до «открытия», распечатанного в 1968 Пушкинским домом... Как мог повторить подобную чушь Н.Н. Болховитинов - ученик академика Ефимова, рецензировавшего работы Маркова, я понять не могу, как и принять за достоверный текст договора о продаже Русской Америки, приводимый им [1990]!
Если после этого кто-то скажет, что Беловежское соглашение об упразднении СССР было подготовлено в 1991 г. двумя с половиной нетрезвыми президентами, выглядеть это будет забавно. В Совдепии наука - а такая идеологическая дисциплина, как история, в особенности! - управлялась централизованно, и если однажды, где-то в 60-х гг. ей ПРИКАЗАНО было считать, что Русская Америка продана навечно, потому что Россия вообще не смогла освоить и защитить ее (на землю которой даже в Крымскую войну не ступил ни один вражеский солдат) самостоятельно, можно заключить, что «ликвидация за нерентабельностью» государства, остававшегося в существовавших тогда границах, его руководителями уже была запроектирована.
Вопреки домыслам СОВРЕМЕННЫХ - конца ХХ - начала ХХI века - проамериканских публицистов, о Русской Америке невозможно сказать, что она была «бесплодными арпанами снежной земли», как именовал веком ранее Французскую Канаду Вольтер перед уступкой ее англичанам. «В Новоархангельск привозили плоды хлебного дерева из Океании, на Аляске звенело испанское серебро, ситхинские женки пекли хлеб из калифорнийской муки. Ром и вино Чили и Перу, бразильский кофе, табак Вест-Индии, гавайская соль, плоды Филиппин, шелка Китая - все это можно было увидеть в те годы на Аляске.
Священник Ситхинской церкви служил обедню в облачении из китайских тканей с драконами, церковные сосуды отлиты были из испанского серебра» [там же, с.84]. Эти сказочные богатства приносила продажа мехов, которые уже, по проекту И.Ф. Крузенштерна, не везлись кружным путем через Россию, а доставлялись в Кантон и Нагасаки морским путем, на выстроенных в Русской Америке кораблях. Мехами сокровища Русской Америки не исчерпывались. «На Аляске был создан ряд отраслей обрабатывающей промышленности.
Особенно примечательно развитие судостроения. В Новоархангельске строились парусные, а затем и паровые суда, причем ни одна часть не была привозной: решительно все, в том числе паровая машина, изготовлялось на месте. Русский Новоархангельск явился первым пунктом парового судостроения на всем западном побережье Америки.» [Загоскин, 1956, с.8, ссылка: Tichy, 1939]. Миссионер Аляски священник Иннокентий Вениаминов в мастерских Новоархангельска начал производство часов, хронометров и иных точных механизмов.
Началась добыча каменного
угля, железной и медной руды, выплавка
чугуна и меди, бронзовые колокола
мексиканских костелов отливались в
Новоархангельске; даже такой продукт
северного края, как чистый лед -
вывозился кораблями в
В 1837 г. в Русской Америке жило 11 тыс. русских и креолов, 50 тыс. русско-подданых алеутов и метисов; крупные города защищались фортами и артиллерийскими батареями. Когда Камчатка, отразившая нападение англичан в 1854 г., в 1855 была оставлена без боя - перед их превосходящими силами, на земли Русской Америки - за всю Крымскую войну не ступила нога вражеского солдата. «Ново-Архангельск походил на средний губернский город окраинной России.
В нем имелся замок главного правителя, театр, клуб, кафедральный собор, семинария, архиерейский дом, лютеранский молитвенный дом, обсерватория, музей и библиотека, школа музыки, мореходная школа, две больницы и аптека, несколько училищ, духовная консистория, чертежная, адмиралтейство, портовые сооружения, арсенал, несколько промышленных предприятий, лавки, магазины и склады.
Дома в Ново-Архангельске строились на каменных основаниях, крыши были из железа» [Марков, 1948, с.156]. В 1860-х гг., перед самой продажей, Американо-Российской телеграфной компанией была через Аляску, Берингов пролив и далее - до Амура - проложена трасса электрического телеграфа, должная соединить линией мгновенной связи Старый и Новый свет.
Наконец, не являлось секретом, что на Аляске имеются залежи самородного золота. В 1840-х гг. его месторождения на о. Кадьяк, о. Ситха, берегах Кенайского залива были разведаны горным инженером Петром Дорошиным. О его исследованиях было известно в С-Петербурге. Н.Г. Чернышевский писал в 1855 в «Современнике»: «...Этнографический музей РГО обогатился в прошлом году коллекциею вещей из быта наших северо-американских владений; она пожертвована П.П. Дорошиным».
Князю Д. Максутову - последнему Управляющему Русской Америки - в Ново-Архангельск поступила депеша: «До сведения Главного правления Российско-Американской компании дошли слухи, что Американская телеграфная компания открыла в наших владениях около горы св.Ильи золото в столь огромном количестве, что даже находятся самородки ценностью в 4-5 тыс. долл...
Не имея возможности судить, в какой степени достоверны эти слухи, но полагая, что они должны иметь основание, Главное правление обращает на них Ваше внимание и покорнейшей просит Вас исследовать их и в нужном случае принять сообразно обстоятельствами все зависящие от Вас меры к охранению приисков и извлечению из этого открытия возможной пользы для Российско-Американской компании...». На Береговом хребте, в устье Стахина (Стикена), отданном Российско-Американской компанией в аренду британской Компании Гудзонова залива, разработки россыпного золота были начаты с конца 1850-х гг..
И тем не менее, Клондайк в 1866 г. был продан. Расхищение Русских земель вообще было свойственно правлению Гольштейн-Готторпов (Романовых) ХIХ века, утративших связь с интересами управляемой страны в век «цивилизации», когда после свержения Наполеона Бонапарта стало безопасным держать накопления в иностранных банках. В 1817 сотрудники Русско-Американской компании были изгнаны с Гавайских островов - владетель, до того пытавшийся вступить в Русское подданство, не получив помощи от Петербурга [Болховитинов, 1991, с.198], вынужден был покориться объединителю Гавайев (на американские деньги) Камеамеа, изгнавшему с островов европейцев [см. Стингл, с.122]. В 1826 г. Норвегии было ОТДАНО, как «компенсация ущерба» от побоев, нанесенных русскоподданым лопарем норвежскому лопарю, Варангерское поморье. В 1842 г. «продана» за символическую сумму 30 тыс. долл. Русская Калифорния (и то, сумма с приобретателя, американского гражданина Зутера, полностью получена так и не была).
В 1856 Россия потеряла устье Дуная. Но особенно характерно в этом отношении правление Александра II, «царя-освободителя». В 1860 г. Финляндия, до того автономное княжество под скипетром Романовых, стало практически независимым государством - финны не платили налоги в российскую казну, не отбывали воинской повинности в русской армии (доступ в военные училища и на офицерские должности которой им не закрывался), после чего только и стала возможной ее «независимость», официально провозглашенная в 1917 Ульяновым (Лениным) - в «романовских» границах, с аннексией русских Печенги, Валаама, Корелы (Приозерск), Корельского Урочища (Выборг).
В 1862 Россия отказалась
от практически уже
Продажа иноземцам ВЫСОКОПРИБЫЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, каковым была Российско-Американская компания, была великокняжеским проектом, осуществленным практически втайне от собственного правительства, поставленного в известность, лишь когда оставалось подмахнуть подготовленные документы - роль министров была чисто технической [см. Н.В.Свердлов, 1951].
Ныне принято утверждать, дабы представить акт в более выгодном свете, что МИД России, возглавляемый А.М. Горчаковым, был согласен с великокняжеской инициативой продажи, к чему присоединился и Иван Борисович Миронов. Однако Горчаков не мог быть соучастником аферы, будучи франкофилом, наиболее последовательным в кабинете АлександраII; настолько, что в 1866 Россия уклонилась от участия на стороне Пруссии в войне против Австрии, с сер. 1860-х союзной Наполеону.
В действительности Александр
Михайлович предпочел просто уклониться
от высказывания определенного мнения
по уже решенному в
Наполеоновская Франция,
в 1861 г. высадив войска в Мексике
и создав в этой стране, на южной
границе САСШ, марионеточную «империю»
под скипетром Максимилиана Габсбурга,
- что вопиюще попирало принципы
«доктрины Монро», - была крупнейшим
противником Штатов в те годы. Газета
«Голос» - неофициальный рупор
«Сегодня слухи: продают Николаевскую железную дорогу, завтра русские американские колонии. Кто же поручится, что послезавтра не начнут те же самые слухи продавать Крым, Закавказье, Остзейские губернии? За охотниками до покупки дело не станет...Неужели трудами Шелехова, Баранова, Хлебникова и других самоотверженных для России людей должны воспользоваться иностранцы и собрать в свою пользу плоды их!» (25.03.1867). Несколько позже именно «Голос» указал, что продажа производится, когда в недрах Аляски «открыты весьма многообещающие признаки золота».
Главным лоббистом продажи выступил Генерал-адмирал флота Вел.кн. Константин (Русский флот при котором сойдет на нет, восстанавливать его придется уже Александру III), надавив на Зимний, отказом от имени Флота, на который была возложена оборона Русской Америки, от выполнения возложенного.
«Стимулировался», видимо, он при этом не столько американскими деньгами, сколько британскими. В 1863 г., когда в связи с Русско-польской войной 1863-1864 гг. в Петербурге ожидалось нападение Англии и Франции на Россию, командующий морскими силами Тихого океана адмирал Попов, вопреки директиве Морского министерства отвести силы (3 паровых корвета и 3 клипера) к азиатскому берегу, укрыв корабли в Лаперузовом проливе (по крайней мере, так излагает фактическую сторону действий «беспокойного адмирала» Попова К. Станюкович, выставив Управляющего министерством Н.К. Краббэ предельно неприглядно), вывел их в океан и привел в Северо-американские порты, угрожая развернуть крейсерскую войну на британских коммуникациях. Это подействовало тогда на Лондон самым отрезвляющим образом.
В САСШ идея приобретения Аляски была встречена крайне прохладно, и деньги, вложенные в это, (ибо оставались еще не освоенными огромные не менее богатые территории Дикого Запада и отторгнутого от Мексики Юга), Конгрессом и правительством долго рассматривались как потраченные даром. Великобритания же, лишая Россию Русской Америки, тем самым лишила вероятного противника - давно и хорошо обустроенных баз, поддерживать и развивать которые наш Северо-Американский союзник (как считали в Петербурге), имея незамерзающие гавани в Калифорнийском заливе, тогда отнюдь не стремился.
18(30).03.1867 был подписан трактат на продажу русских владений в Америке. Стоимость их оценена была в 7,2 млн. долларов. Подписан он был, как сейчас говорят, келейно, даже в Ново-Архангельске, столице Русской Америки, о нем узнали лишь в августе 1867 [Марков, 1948, с.169], когда в Ситху прибыли три американских парохода с 200 солдатами US Army на борту.
Судя по тому, что, описывая
операцию по эвакуации жителей в
Россию, источники исчисляют их в
едва в 3,5 тыс. русских и креолов
и около 10 тыс. алеутов, можно думать,
что большая часть населения,
проживая вдали от Ново-Архангельска,
при составлении списков
Одного только золота, в течение последующих 30 лет гражданами США на Аляске
было добыто на сумму св. 200 млн. долларов.