Признаки и состав административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:13, реферат

Описание работы

В Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридических обязательных правил.
Такого рода правила имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

Содержание

Оглавление
Введение. 2
1.Понятие, признаки и состав административного правонарушения. 3
2.Порядок заключения, основания изменения и прекращения трудового договора. 14
Задача. 23
Заключение. 24
Список литературы. 26

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует  большое число различных юридических обязательных правил.

     Такого  рода правила имеют своей целью  обеспечить правопорядок и должную  государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно  затрагивают интересы всех или большинства  граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

     Это правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда  и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила и др.

     Соблюдение  таких правил соответствует интересам  государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан, а их нарушение  противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

     Одной из существенных особенностей обязательных правил является то, что они защищаются административными санкциями, и  их нарушение квалифицируется в  качестве административного правонарушения.

     Основные  признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержится в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР.

1.Понятие,  признаки и состав  административного  правонарушения.

 

     Определение понятия административного правонарушения впервые официально было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РСФСР. Согласно Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность1.

     Административная  ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности

     Понятие административного правонарушения охватывает собой признаки, которые отличают его от нарушений внеправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций и пр.). Выделяются следующие основные черты (признаки) правонарушения:

     1. Исходным в характеристике признаков  является понятие деяние. Это  акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие или бездействие. Правонарушение – такое поведение людей, которое выражается как я уже сказал в действии или бездействии. Не могут быть правонарушениями мысли, чувства и желания человека, его интеллектуальная деятельность, если они не воплотились в определенных поступках и не регулируются правом. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.).

     Бездействие является правонарушением, если человек  должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил2 (например, не оказал помощь пострадавшему, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

     2. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права, то есть, направлено против тех общественных отношений,  которые регулируются и охраняются этими нормами. То есть оно направлено против интересов других лиц, находящихся под защитой закона, но не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не противоправно (конкуренция, самооборона).

     3. Правонарушениями считаются деяния  только деликтоспособных людей.  Деликтоспособность есть сознательный  выбор определенной линии поведения и возможность предвидения социальных и индивидуальных последствий своих поступков. Так субъектами правонарушений (теми, кто совершил противоправные действия) не могут быть малолетние и душевнобольные.

     4. Виновность деяния, как признак  правонарушения, есть сознательное, ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей действительности. Причем противоправное поведение лица при обстоятельствах, лишающих его выбора иного варианта поведения (самозащита), не является правонарушением.

     Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением.

     5. Наказуемость, т.е. совершенное административное правонарушение, влечет за собой административную ответственность.

     Признаки  административного правонарушения следует отличать от признаков его  юридического состава. Понимание этого  вопроса имеет практическое значение. Например, нарушение правил дорожного  движения лицом, не достигшим 16 летнего  возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действиях нет состава административного правонарушения, , т.к. субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 летнего возраста.

     6. Правонарушение – поведение,  причиняющее вред обществу, государству,  гражданам, то есть оно наносит  ущерб политическим, трудовым, имущественным,  личным правам и свободам граждан,  экономическим интересам организаций, боеспособности воинских подразделений.

     Вред  – непременный признак каждого  правонарушения, Характер вреда может  различаться по объекту, размеру  и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может  иметь материальный или моральный  характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения. Наличие вреда является необходимым социальным признаком всякого правонарушения, обусловливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний.

     Правонарушения  различны по степени вредности и  поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и происходит разделение  правонарушений на преступления и проступки.  Преступление характеризует большая степень общественной  опасности,  что не исключает,  однако,  наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.

     Подводя итог по данному вопросу хочется  отметить, что, изучив понятие административного  правонарушения, закрепленное в Кодексе  об административных правонарушениях  РСФСР, мы видим, что признаки административного  правонарушения вытекают из его определения. При этом необходимо отличать такие понятия как признаки административного правонарушения и признаки (элементы) его юридического состава.

     Состав  административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно - правовым актом признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

     Признаками (элементами) состава административного  правонарушения являются: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

     Объект  административного правонарушения - это общественные отношения, которым в результате совершения административного правонарушения причиняется вред. Следует иметь в виду, что объектом проступка могут быть не все общественные отношения, а лишь те из них, которые охраняются правом.

     Объект  - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты.

     Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные.

     Внешне  административное правонарушение ( проступок ) может выражаться как в противоправном действии, ток и в противоправном бездействии. В этом и заключается  объективная сторона.

     Объективная сторона заключается в противоправном действии или бездействии, запрещенным административным правом.

     Наличие объективной стороны правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - неоднократность, повторность, длящееся правонарушение Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно элементы объективной стороны административного правонарушения.

     Неоднократность - это совершение одним и тем же лицом два и более раза однородного действия или бездействия. например, ч. 1 ст.88 КоАП РСФСР- «Нарушение правил, норм, и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности».

     Повторность - это совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. (Например, ч.2 ст.96 КоАП РСФСР, ч.2 ст. 144 КоАП РСФСР).

     Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на правонарушителе законом по угрозой административной ответственности. (Например, ст. 160 - 2, cm. 44 КоАП РСФСР).

     Длящееся  административное  правонарушение  является  единым независимо от продолжительности  действия или бездействия. Длящееся административное правонарушение следует  отличать от продолжаемого.

     Продолжаемое административное правонарушение - это совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых оно подлежит административной ответственности. Например, водителю автомашины автобазы необходимо десять литров бензина для поездки на природу. И каждый день он сливает с государственной машины по одному литру бензина (ст.  49  КоАП РСФСР).

     Необходимым элементом объективной стороны  является причинная связь, которая  устанавливается между действием  или бездействие и наступившими в результате этого последствиями.

     Субъектами  административного правонарушения признаются физические лица и организации.

     Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям (специальный субъект), например, ст.117,ч.4 ст.162 КоАП РСФСР.

     В ст. 13 КоАП РСФСР сказано, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

     Конституция Российской Федерации Гражданский  кодекс Российской Федерации определяют возраст совершеннолетия в 18 лет. В этом возрасте лицо является в  полной мере обладателем всех политических и имущественных прав.

     Вместе  с тем, установленное в ст. 13 КоАП РСФСР общее правило о возможности  привлечении к административной ответственности лица, достигшего шестнадцатилетнего возраста, в целом соответствует  положениям гражданского, семейного, трудового и уголовного законодательства РФ.

     Так, ст.26 ГК РФ определяет гражданскую дееспособность несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе их право  распоряжаться собственным заработком, стипендией и иными доходами. По достижению 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооператива.

Информация о работе Признаки и состав административного правонарушения