Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:37, реферат
На сегодняшний день ислам в России находится на втором месте по числу приверженцев. Среди мусульман России самые многочисленные — это татары, которые являются суннитами ханифитского толка. Вместе с демократическими преобразованиями татары активно начали возрождать свою религию. Сегодня строятся сотни мечетей, медресе и даже открылся Исламский университет. Многие начали читать намаз, соблюдать другие предписания ислама, очень многие держат пост во время месяца Рамазан. А праздники Рамазан-байрам и Курбан-байрам отмечаются всем народом.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Ислам. История происхождения……………………………………………5-7
2. Волжская Булгария………………………………………………………......8-9
3. О принятии Ислама предками татар – булгарами в Волжской Булгарии 10-13
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «История и культура народов Татарстана»
на тему: «Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар».
Выполнил: студент группы 6901-15
Альметьевск 2010
Содержание:
Введение ………………………………………………………
1. Ислам. История происхождения……………………………………………
2. Волжская Булгария……………………………………………………….
3. О принятии Ислама предками татар – булгарами в Волжской Булгарии 10-13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
На сегодняшний день ислам в России находится на втором месте по числу приверженцев. Среди мусульман России самые многочисленные — это татары, которые являются суннитами ханифитского толка. Вместе с демократическими преобразованиями татары активно начали возрождать свою религию. Сегодня строятся сотни мечетей, медресе и даже открылся Исламский университет. Многие начали читать намаз, соблюдать другие предписания ислама, очень многие держат пост во время месяца Рамазан. А праздники Рамазан-байрам и Курбан-байрам отмечаются всем народом.
Ислам начал распространяться в VII веке пророком Мухаммедом (с. г. в.) в Аравии. Когда же приняли ислам татары? Наши предки впервые упоминаются в истории под именем татары в период существования Золотой Орды, которую сами татары называли "Урдаи-муаззам" или "Улуг Улус" (т.е. великое, обширное государство). Именно в это время и начинается собственная история татарского народа. Конечно же, до этого у тюрков существовали другие государственные образования. Такие как Кимакский, Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Кипчакия, которые и определили в основном этническое лицо татар. Однако в духовном плане татары являются продолжателями культуры государства Караханидов и империи Хорезмша-хов. Именно культура Хорезма, вобрав в себя и местные достижения, получила широкое развитие в период Золотой Орды и была продолжена в татарских ханствах.
Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама, что произошло в 922 году. Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве. Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами.
Раскрыть тему «Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар» - цель моей контрольной работы.
Ислам зародился на территории Аравийского полуострова в начале 7 века. В те времена большая часть арабов исповедовала язычество, поклонялась разнообразным божествам, камням, деревьям и т.д. Некоторые арабы приняли христианство, другие - иудаизм, а иные (в основном Бахрейне и Йемене) находились под влиянием зороастризма. На Аравийском полуострове в те времена были два государственных образования: княжество Гассанидов, вассалов Византии и княжество Лахмидов - союзников сасанидского Ирана. После похода на Мекку эфиопского царя (этот поход упоминается в Коране в суре Слон) в 570 году и чудесного спасения мекканцев на протяжении длительного времени центральная Аравия была предоставлена сама себе.В 570 году в Мекке в роду Хашим племени Курайш родился Мухаммад. Когда ему исполнилось 6 лет, он, оставшись круглым сиротой, стал жить сначала в доме своего деда, после смерти которого мальчика приютил дядя. Когда Мухаммад вырос, он стал заниматься торговлей. В 600 году курайшиты решили реставрировать общеарабскую святыню Каабу. Мухаммад принял в этом активное участие.Дядя Мухаммада Аби Талиб стал главой рода, и, из-за связанных с этим расходов (необходимо было кормить паломников в Мекку), испытывал серьезные материальные трудности, и Мухаммад взял на воспитание его младшего сына Али.Около 610 года Мухаммад произнес первые аяты (стихи) Корана. С этого времени Пророк начал свою проповедь. Он призвал единоплеменников отказаться от многобожия и перейти (вернуться) к монотеизму, к вере Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея), и Исы (Иисуса), читать молитвы, раздавать милостыню нуждающимся и поститься, кормить сирот, быть справедливыми, не обвешивать при торговых сделках. Он утверждал, что исконная вера арабов монотеизм, вера в единого Бога, та, что была у прародителя Адама, у Ноя и других. Мухаммад говорил, что Бог посылал пророков людям, чтобы наставить их на истинный путь. Нет народа, к которому не был послан от Бога пророк. Он говорил о вере (по-арабски иман - вера, безопасность) и неверии (по-арабски куфр - сокрытие (от себя милости Бога), неблагодарность), загробной жизни, рае и аде, добре и зле. Первое время, проповедь не нашла отклика в сердцах людей, новую веру- Ислам (от арабского корня, который означает мир, смирение, передача чего-либо) приняли лишь сам Мухаммад, жена его Хадиджа и двоюродный брат Али бен Аби Талиб (которому было тогда 9 лет), после к ним присоединился богатый купец Абу Бакр, и еще около 40 людей, ставшие ближайшими сподвижниками Пророка. Среди первых мусульман были как бедные, так и богатые люди, в основном все они были молоды. Однако, в течение следующих лет количество мусульман росло, что вызвало недовольство мекканской знати, которая начала притеснения мусульман. В результате, в 621 году Мухаммад совершает хиджру (хиджра по-арабски означает переселение, связанное с разрывом связей человека с тем обществом, которое он покидает) в богатый оазис Йасриб (который после этого стал называться Мадинат ун-Наби, т.е. город Пророка). Его жители страдали от междоусобиц и надеялись на справедливый суд Мухаммада. Мусульмане, переселившиеся в Медину, остались практически без средств к существованию, так как их имущество в Мекке было захвачено, и жили благодаря помощи мединских мусульман ансаров (помощников). Вскоре Мухаммаду удалось прекратить конфликты в Медине, и с 623 года начались войны против мекканцев, которые продолжали притеснения мусульман, оставшихся в Мекке.
В 624г мусульмане разгромили мекканские войска при Бадре, хотя мекканцев было в 3 раза больше. В плен попало значительное количество мекканцев. В качестве выкупа Пророк потребовал у пленников обучать детей мусульман грамоте.
Правда, в 625 году мекканцам удалось взять реванш при Ухуде, но воспользоваться своей победой они не смогли. Через год огромное войско мекканцев подошло к Медине, чтобы навсегда покончить с Исламом. Мусульман было в 4 раза меньше, но благодаря разумному расположению армии мусульман и фортификационным сооружениям, мекканцы не добились успеха и ушли восвояси. А в 630 году Мухаммад занял Мекку. К этому времени значительная часть Аравии была под контролем мусульман.
Согласно преданию, Мухаммад послал письма правителям Египта, Эфиопии, Ирана и Византии, с призывом принять Ислам. Все правители приняли послов более менее почтительно, а иранский царь Хосров Парвиз в гневе растоптал это письмо, а через некоторое время после этого умер.К 632 году Ислам приняли практически все арабские племена. В этом году умер Пророк.
После его смерти группа сподвижников Пророка избрала халифом (заместителем) Пророка Абу Бакра. Абу Бакр умер через два года после избрания, однако, за это время вернул к Исламу отколовшиеся арабские племена , которые говорили, что согласны подчиняться Пророку а Абу Бакру подчиняться не хотят, и начал боевые действия против Византии и Ирана, самых могущественных держав того времени. Пред смертью назначил своим преемником Омара.
Эпоха с 6-ого по 12-ый век (т.е. первые столетия Ислама) считается золотым временем арабской культуры (хотя правильней говорить исламской, потому что, хотя многие труды были написаны на арабском языке, часто их авторами были аджами, т.е. не арабы). За первые три века Ислама сформировались основные религиозные школы, были сформулированы их правовые, философские, этические положения, различия между собой. Под покровительством поздних Омеядов и сменивших их Аббасидов развивалась литература, искусство, торговля, различные науки, такие как химия, медицина и география. Были сформулированы правила арабского языка (изучению языка уделялось особое внимание), составлены словари, выполнены переводы трудов греческих и римских философов, некоторых образцов индийской и иранской литературы (например, "Калила и Димна", "Сказки тысячи и одной ночи") на арабский язык.
2. Волжская Булгария.
Территории Поволжья, где была основана Волжская Булгария , была заселена тюркоязычными племенами не позднее VIII - IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар. До этого, они проживали в Причерноморье на Таманском полуострове и между реками Кубань и Дон. Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.
В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался. Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушли к Дунаю, где, подчинив славянские племена, было создано государство, Дунайская Болгария.
Другая часть болгар, ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе. Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII — IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.
3. О принятии Ислама предками татар – булгарами в Волжской Булгарии
Существует 3 теории происхождения татар. Тюркско-татарская теория связывает появление татарского народа с тюрками. Первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н.э. Тогда в составе гуннов они приняли участие в Великом переселении народов. В 5 веке держава гуннов распалась, образовавшийся в Северном Причерноморье политический вакуум лидерства заполнили тюркско-огурские племена. Они, в основном, и вошли в созданный Тюркский каганат, который был сильным государством и просуществовал с 551 по 603 гг. н.э. Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге. После этого государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8 века. Наиболее известным сторонником тюркского генезиса татар является историк Д.М.Исхаков.
Монголо-татарская теория появления татар исходит из приоритета монгол в формировании татарской нации. Начиная с 6-8 веков н.э. многочисленные монгольские племена жили в степях Средней Азии. Все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином татары, т.е. варвары. После переселения из Центральной Азии в Европу монгольские группы, этнически близкие татарам, смешались с кипчаками. В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар. Самым примечательным приверженцем монгольского происхождения татарского этноса остается историк Р.Г.Фахрутдинов.
Булгарско-татарская теория этнического генезиса татарского народа основывается на утверждении, что основой появления татар стала народность булгар. Булгарские племена, появившись на побережье среднего Дона, в конце 7-го веке переселились оттуда в Поволжье. В 8-9 веках они вели полукочевой образ жизни. Во второй половине 10 века булгары разгромили Хазарский каганат, появившийся еще в начале 7 века, и основали собственное государство – Волжско-Камскую Булгарию. Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос. Одним из наиболее известных сторонников булгарского появления татарской нации был С.Х.Алишев.
Ислам как религия возникает в 611-ом году, когда 40-летний пророк Мухаммед (мир ему) начинает распространять слово Аллаха, которое закреплено в священной книге всех мусульман – Коране. В 8-9 веках Ислам широко распространяется на Кавказе и Средней Азии. В Хорасане (северо-восток современного Ирана) он вообще становится государственной религией. Уже в 8 веке некоторая часть булгар приобщилась к Исламу, особенно начиная с 737-го года, когда могущественный Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном. Другие булгары приняли Ислам в 825-ом году, когда ханом Волжской Булгарии был Айдар.
Об этом дошли многочисленные легенды. Вот одна из них, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком Ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?» Оба они сказали: «Да». Он их лечил, и они поправились и приняли Ислам, и принял Ислам народ их страны».
В те времена центром стран, исповедовавших Ислам, был Багдадский халифат со столицей в одноименном городе. В нем жил высший религиозный деятель мусульманской веры – халиф. Булгары должны были получить его благословение после принятия Ислама. В начале 8 века Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, исповедовавшей иудаизм. Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире.
Информация о работе Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар