Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Принятие и распространение ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Булгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации булгарской народности, сложению яркой и самобытной духовной культуры предков татарского народа.

Содержание

Введение 3

1. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. 4
1.1. Возникновение Булгарского государства на Средней Волге. 4
2.Принятие ислама. 5
Влияние ислама на культуру волжских булгар. 8

Заключение. 14

Список использованной литературы. 15

Работа содержит 1 файл

Принятие ислама.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     Булгарские ученые, богословы, писавшие свои сочинения на арабском языке, были довольно хорошо известны и за пределами страны. Некоторые булгарские богословы и ученые после получения образования оставались на Востоке, занимая высокие религиозные и административные посты. Так, Ходжа Ахмед Булгари был учителем и шейхом знаменитого Султана Махмуда 1 Газневи (967–1030). Традиция получать образование в центрах мусульманского Востока сохранялась и в период Золотой Орды, Казанского ханства.  

     Выросшие и обучавшиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под именем «ал-Булгари». Этим тахаллусом (псевдонимом), очевидно, они хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и преподававших в них учителей.

     Математика.   Математические знания в  булгарском обществе вначале были тесно связаны с экономической жизнью, но далее, постепенно начинают играть важную роль в административном и государственном строительстве. Усложнение налоговой системы, множество новшеств в денежно-весовой системе привели к серьезным изменениям и в области математических расчетов. Развивается архитектурная математика, основанная на  различных измерениях и геометрических формах. В зодчестве волжских булгар использовалась гармония так называемое «золотое сечение»  еще за долго до Леонардо да Винчи.  Продолжается в Волжской Булгарии и традиция использования в строительстве принципа «вавилона», известная еще с болгаро-хазарских времен. Использование математического мышления в различных играх, магии, проникновение его в духовную жизнь, в широкие слои населения говорят о широком распространении математических знаний в булгарском обществе. Об этом же свидетельствуют и  сведения о математических знаниях, содержащихся в произведениях художественной литературы. Игральные фишки, фигуры шахмат, шашек – обычное явление на раскопках булгарских городищ. 

     Астрономия – самая популярная в мусульманском мире наука – развивается и в болгарском, и в золотоордынском обществах. Ее развитие опять же было связано с исламом, его обрядами и требованиями. Если на первых порах использовали приборы типа гномона, то позже начали применять более сложные астрономические и геодезические приборы, такие как астролябия, секстант. Геодезические знания успешно использовались при крупных строительствах.

     Волжская Булгария становятся неотъемлемыми частями мусульманского мира. В них преобладал не территориальный, а религиозный фактор, что способствовало общению мусульман на международном уровне и обогащению их географических представлений. Географические знания считаются плодом так называемого Восточного или Мусульманского Ренессанса. В них главенствовала так называемая «теория климатов» («аклим»), положения которой были распространены в Волжской Булгарии. Одновременно булгары сами вносили определенную лепту в развитие географических знаний того времени. Они, например, лучше других знали территорию своего местоположения – область «седьмого климата» – и все, что расположено за ней к северу, западу и востоку. Содержащиеся в средневековой мусульманской географической литературе сведения о различных народах и землях Севера, Руси, Урала и Западной Сибири, в значительной степени являются булгарской информацией. Кроме реального содержания они обогащены местными мифологическими представлениями и кораническими сюжетами.

     Знания по химии были необходимы булгарам в различных видах производства, а также в фармакологии. Не были чужды и идеи алхимии, где одним из основных материалов считалась ртуть.

     Медицинские знания в Волжской Булгарии основывались на прогрессивных традициях народной медицины (придавалось значение целебным свойствам меда, березового веника, бобровой струи, мяса различных животных и птиц, белемнитов и т.д.). На Востоке популярна была мазь «чарме-и булгхар» («булгарская кожа») против кожных заболеваний. Среди археологических материалов встречаются хирургические инструменты (ланцеты, пинцеты). С булгарских, возможно даже с более древних времен, как универсальное  средство от различных болезней применялось средство, называвшееся «ставить рог» типа современного «ставить медицинские банки».

     С булгарских времен до позднего времени были популярны труды Ибн Сины. Под воздействием восточной медицины появляются свои профессиональные врачеватели и у самих болгар. Это Ходжа ал-Булгари, живший в первой половине XII в. в Газне, Бурханетдин Юсуф ал-Булгари, написавший трактат «О простых лекарствах». Усилиями ученых (М.А.Усманов, А.Б.Халидов) вошел в научный оборот трактат жившего и творившего в Мосуле булгарского табиба Таджаддина ибн-Юнуса «Ат-тирйак ал-кабир» («Большой тирйак»), посвященный фармакогнозии. Известен его другой, более объемный объемный медицинский трактат. Эти труды, написанные на арабском языке, были популярны на мусульманском Востоке. 

     Генеалогические и этнологические легенды продолжают бытовать и в последующем. В условиях принятия монотеистических религий они претерпели определенные изменения. Исчезли тотемистические оттенки, на первый план вышли библейские сюжеты.

     Интерес к истории у булгар, как и у других мусульманских народов, во многом определялся общей тенденцией, характерной для средневекового Востока, когда в X – XIII вв. были широко распространены историко-этнографические трактаты и энциклопедии таких видных ученых, как Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Бируни и др.

     В период централизации Булгарии, формирования булгарской народности складываются и распространяются представления о происхождении булгар. Вначале они еще не выходили за пределы генеалогических и даже тотемистических культов, но уже вскоре приобретают историко-этнографические формы.

     В XI – XII вв. в Булгарии появляются свои историки. Одним из них был Йакуб ибн Нугман, написавший «Историю Булгара». Он был единомышленником знаменитого нишапурского богослова Абу-л-Масали Абу ал-Малика ибн Абу Мухаммад ал-Джувейни (1028–1086 гг.), автора многочисленных книг по толкованию Корана, хадисов и литературоведческих сочинений. По историческим книгам, распространенным в мусульманском мире, тюрко-татары были знакомы и с историей других народов и стран. Особой популярностью пользовались рассказы о греческом полководце Александре Македонском Строителе. Строительство крупных городов, сооружений, отдельные исторические события связывались с именем Александра Македонского или Искандера – Зу-л-Карнайна. Этим подчеркивалась их древность. Бытовали легенды о том, что Александр Македонский (Искандер), одержав победу над северными народами, возвел вокруг них непреодолимые стены, основал город Булгар. Даже генеалогия булгарских царей связывалась с именем Искандера.  

     Итак, первые сведения о профессиональных ученых связаны с Волжской Булгарией. Профессиональные знания, наука  были передовыми для своего времени.  Научные знания нередко были далеки от повседневной жизни, а профессиональные знания, наоборот, исходили в первую очередь  из потребностей общества.  Булгарские ученые писали на арабском языке. Поэтому их труды получили общемусульманское звучание. Развитие науки у тюрко-татар было своеобразным откликом на Восточное Возрождение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Принятие  и распространение ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Булгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации булгарской народности, сложению яркой и самобытной духовной культуры предков татарского народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы  

1. Краткая история Болгарии.  Отв.  ред. д.и.н. Г.Г.Литаврин. М.,1987.

2. Доклад Давлетшина Г.М. – члена совета ООД «Российское исламское наследие» доктора исторических наук, профессора Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Лауреата Государственной премии Республики Татарстан по науке и технике.

3.  Бартольд В.В. Культура мусульманства  // Соч. М., 1966.  Т.6. 

4. http://www.islamtat.ru/news/2007-07-11-19

Информация о работе Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар