Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа
Принятие и распространение ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Булгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации булгарской народности, сложению яркой и самобытной духовной культуры предков татарского народа.
Введение 3
1. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. 4
1.1. Возникновение Булгарского государства на Средней Волге. 4
2.Принятие ислама. 5
Влияние ислама на культуру волжских булгар. 8
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15
Содержание
Введение
1. Ислам и мусульманская
культура в Волжской Булгарии.
1.1. Возникновение Булгарского государства на Средней Волге. 4
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение
Большую роль в укреплении и развитии этноноосферы булгар сыграло принятие ими ислама. Принятие ислама волжскими булгарами было обусловлено тем обстоятельством, что они оказались в зоне влияния растущего Арабского халифата. Можно предположить, что еще в те времена, когда савиры, барсилы и баранджары жили на Северном Кавказе и подверглись нападению арабских войск, какая-то их часть могла принять ислам, как условие сохранения жизни, отказа от разрушения поселения, города, в которых они жили. Известно, что в 736 г. Хазарский каганат потерпел от арабов сокрушительное поражение. Одним из требований арабского полководца Мервана к хазарской стороне было обращение кагана в мусульманство. Выхода не было - каган стал мусульманином, правда, не надолго. Арабы понимали, что каган-мусульманин без подданных-мусульман дело совершенно бесполезное. Поэтому вполне оправдано предположение, что арабы такие же требования предъявляли к подданным кагана, прежде всего к хазарам и булгарам. Действительно, в дальнейшем в Хазарии относительно мирно сосуществовали три конфессии - иудаизм, ислам и христианство.
В
данной работе будет рассмотрено принятие
ислама и его роль в жизни Волжских булгар.
1.1.Возникновение Булгарского государства на Средней Волге.
В истории известно, что тюркоязычные булгарские племена в Поволжье жили уже за 200 лет до Рождества Христова. Об этом еще в пятом веке писал армянский историк Хоренаци. Известно также, что задолго до гуннского нашествия в IV веке тюркские племена (куда входили гуннские, болгарские и другие) обитали к Северу от Главного Кавказского Хребта. Первое упоминание о булгарах встречаются в армянских исторических хрониках середины II века до н.э., а затем в III веке н.э. В конце VI века на Северном Кавказе, в Придонье и Приазовье между Каспием и Азовом возникает союз тюркских племен, который в Византийских летописях называется «Великая Булгария». Ее столица город Фанагория находилась на Таманском полуострове. Тогда в булгарскую кровь влилась еще и кровь иранцев, северо-кавказцев, греков, латинян и германцев. Великая Булгария достигла своего могущества в первой половине VII века при хане Кубрате. После его смерти в 642 году вскоре начались раздоры между тюркскими племенами. Это происходило при сыновьях Кубрат хана, о чем предусмотрительно предупреждал великий хан. К сожалению, хазарам удалось победить булгар. После этого одна часть булгар во главе с Батбаем ушла в предгорье Северного Кавказа. Сегодня они называются Кабардино-Балкарская Республика со столицей в Нальчике. Другая часть под предводительством Котрага по реке Итиль (Волга) поднимается до устья Камы (Челны). Третья часть булгар под предводительством хана Аспаруха сына Кубрат-Хана уходят на Дунай. Таким образом, Великая Булгария разделилась на три самостоятельных государства. Четвертый сын Кубрат-Хана создает Македонскую Болгарию, а пятый сын создает Болгарию в Италии.
В
книге Тагирова И.Р. «Праболгары
на Средней Волге» содержатся данные
многочисленных археологических раскопок,
которые доказывают, что булгары
переселились на Среднюю Волгу в третьей
четверти седьмого века. Первый хан Волжской
Булгарии Котраг царствовал в 651-675 годах.
Дунайская Болгария торжественно отметила
в 1981 году 1300-летие своей государственности,
потому что на Дунай они пришли во главе
с ханом Аспарухом в 681 году.
Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммада. Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя XVI—XVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ «Алты бармак китабы» (или «Доводы пророка»). Каждый баб посвящен деяниям пророка в одном определенном году. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится рассказ о принятии правителем болгар Фарух ибн Гамру Хизами ислам.
Это повествование имеет характер легенды. И все же повествование османского писателя, связанное с болгарами, привлекает особое внимание своей близостью к историческим фактам.
Официально ислам в Хазарском каганате был принят в 737 году в результате походов арабского полководца Мервана ибн Мухаммада. Хотя ислам стал одним из основных религий среди населения страны, официальный характер его не был устойчивым. Но дело, главным образом, не в количестве, а в том, какое место занимали мусульмане в структуре общества. Здесь они составляли основную часть каганской гвардии. Даже ставится обязательным условием, чтобы визир, т.е. первый человек каганбека, был мусульманином. В середине Х в. Итиль, где довольно большую часть населения составляют мусульмане, становится центром торговли, местом пересечения нескольких караванных путей, что усиливает позиции ислама. Широкое распространение исламской религии среди хазаро-болгар подтверждается не только арабскими письменными источниками, такими как ал-Куфи (умер в 926 г.), ал-Белазури (умер в 892 г.), но и результатами археологических раскопок. Проведенные археологические исследования многих захоронений болгаро-хазарского происхождения обнаружили в них соблюдение мусульманского погребального обряда. То, что в Хазарском каганате в большом количестве чеканили куфические мусульманские монеты, также говорит о распространении исламской религии. В конце Х в. хазары вновь официально принимают исламскую религию от Хорезма.
Так что пришедшие в наши края болгары, вернее племена, относящиеся к салтово-маяцкой культуре, значительная часть которых исповедовала ислам. Болгары, построившие новое государство на берегу Волги и Камы, получают в результате с этих времен богатое духовное наследие. Более того, именно в этот период закладываются основы того, что болгары в будущем примут исламскую религию и его ханафитского толка.
Принятие монотеистической религии было подготовлено всем ходом предшествующего социально-экономического, политического и культурного развития Волжской Булгарии. Часть булгарских племен, пришедших в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье, уже исповедовали ислам ханафитского толка. В дальнейшем распространении ислама в Волжской Булгарии решающую роль играли именно они, установив тесные (даже номинально подвластные) связи с развитым мусульманским государством Средней Азии саманидов. Поэтому в Булгарии распространяется ислам не ортодоксального характера, а ислам, обогащенный элементами традиционных культур народов Средней Азии.
Особенности социально-экономического и этнокультурного развития булгарского общества VIII—IX вв., т.е. накануне распространения ислама, обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры населения.
Особенность ислама в Волжской Булгарии состоит еще в том, что он с самого начала использовался в качестве идеологического инструмента в образовании государства. Развитие булгарской государственности и исламизация страны идут как неразрывный взаимоусиливающий друг друга процесс.
Прежде
всего, надо сказать, что утверждение
об официальном принятии ислама в
Волжской Болгарии в 922 году, т. е. с приездом
багдадского посольства, ничем не обосновано.
Уже тогда царь болгар, его приближенные
и значительная часть населения были мусульманами,
и царь свои действия обосновывает исламом.
Ислам как официальная религия был принят
еще до прихода багдадского посольства.
На завершающем этапе создания государственности
с целью укрепления позиции ислама в стране,
поднятия авторитета государства и получения
покровительства халифа булгарский царь
Алмыш обращается к Багдаду, в результате
чего происходит признание Булгарского
государства мусульманским. Ислам распространяется
по всей территории страны, глубоко проникая
во все области жизни, во все слои общества.
Начало второй половины XII в. ознаменовалось
уже окончательной победой ислама: распространяется
мусульманская культура, обогащенная
местными особенностями.
Когда мы говорим о распространении ислама, то имеем в виду, главным образом, степень исламизации булгарского общества в целом и протекающие параллельно ей явления, включая социально-экономический строй, тесные торгово-экономические, политические, культурные связи с мусульманскими центрами, налоговую, денежно-весовую систему, архитектуру, одежду, нравы, обычаи, письменность, систему просвещения, науку, художественную литературу, метрологию и систему счета, календарь. Ислам стал идеологической основой сближения культуры булгар с высокоразвитой культурой мусульманского мира, как нередко называют ее «мусульманским ренессансом». Распространение ислама и урбанизация булгарского общества шли параллельно. Волжская Булгария стала страной городов. В результате Ислама в Булгарию проникли арабский язык и письменность, а также арабо-язычная литература, созданная народами Египта, Аравии, Ирана, Средней Азии, которые впитали в себя культурные традиции античного мира и древних цивилизаций. В Волжскую Булгарию проникли достижения в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук.
В результате проникновения научной мысли Востока неизмеримо выросло и булгарское образование. Престиж и авторитет булгарской науки и образования были настолько велики, что самый могущественный правитель XI века в Арабском востоке Махмуд Газнави приглашает к себе булгарского ученого философа и медика Хаджи Ахмеда Булгари в качестве советника и наставника.
К XII веку из тюркоязычных племен (булгары, эсегелы, сувары, биляры, берсула, буртасы), а также с участием финно-угорского населения (мари, мордва, удмурты, коми и даже славян) формируется единая булгарская народность с единой культурой и единым языком и письменностью. В Волжской Булгарии уже в 10-м веке в каждой деревне была мечеть, а при мечетях в обязательном порядке открывались начальные школы, что способствовало развитию этнической педагогики.
Значительны были успехи булгар в области мусульманской теологии. Например, «венцом толкователей Корана» называли Абу-л-Аля Хамида ибн Идриса ал-Булгари (XII в.). Сочинения булгарских богословов получили широкую известность на мусульманском Востоке.
Наука на мусульманском Востоке развивалась на основе богатых местных традиций и достижений других народов. Города мусульманского Востока превратились в научные центры. Созданные в них своего рода научные академии, такие как «дом науки» («дар ал-илм»), «сокровищница мудрости» («хизанат ал-хикма») в Бухаре, притягивали ученых из разных концов мусульманского мира. С началом распада арабского халифата научные и культурные центры мусульманского Востока все более перемещаются на окраины державы.
Прочные связи Волжской Булгарии с этими районами заложили основу и для тесных контактов в области науки и культуры. Булгарские ученые, возвратившись на родину после обучения в научных и культурных центрах Востока, писали свои труды по образцу сочинений своих восточных учителей, составляли комментарии к их трудам, распространяли их научные идеи в своей стране. Многогранность, энциклопедичность знаний средневековых восточных ученых была характерна и для ученых Волжской Булгарии. Бурханеддин ал-Булгари был известен своими трудами по фармакологии, риторике, богословию. «Великим ученым, которому нет равных в различных науках», считался Абу-л-Аля Хамид ибн Идрисе ал-Булгари. Известны были в свое время труды Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини-Сувари, который написал на арабском и персидском языках сочинение дидактического характера «Зухрат ар-Рийаз ва нузхатал-кулуб ал-мараз» («Цветок сада, порадующий больные души»). Труды Саксини-Сувари вошли во многие источники, цитировали их многие ученые и богословы.
Информация о работе Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар