Принятие христианства. Причины и последствия христианизации Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:06, реферат

Описание работы

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и попадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать.

Содержание

Ведение………………………………………………………………..3
1 Предпосылки принятия христианства…………………………….4
2 Крещение Руси…………………………………………………..….5
2.1 Сопротивление введению христианства……….........................10
3 Православная церковь в первые века своего существования…16
3.1 Организационная структура церкви………………………...…16
3.2 Укрепление позиций церкви…………………………...……….19
3.3 Деятельность церковных судов…………………………….…..22
Заключение………………………………………………………...…25
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 68.29 Кб (Скачать)

3.3 Деятельность  церковных судов

При Владимире церковь  на себя брала не только  духовные  обязанности, но также ведала и мирскими делами, тесно  соприкасающимися  с  интересами государства. С одной  стороны  церкви  была  дана  юрисдикция  над  всеми христианами, в состав которой входили дела семейные,  дела  о  «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», также церковь имела право  судить  за  вероотступничество,  «оскорбление  нравственного чувства».  Под  попечение  церкви  было   поставлено   особое   общество, выделившееся из  христианской  паствы,  получившее  название  богадельных людей. «Оно состояло:

1)из духовенства белого  и  черного  с  семействами первого,

2)из мирян, служивших   церкви  и  удовлетворявшим   различным  ее нуждам, каковы были врачи, повивальные бабки, просвирни...

3)  из  людей бесприютных и убогих,.. каковы были странники, нищие, слепые,  вообще  не способные к работе»(2).

В ведомстве церкви  находились  также  монастыри, богадельни, больницы.    В 1019 г. на престол вступает сын Владимира Ярослав Мудрый.  К  этому времени церковь уже окрепла в новой для  нее  стране,  и  Ярослав  решает продолжить дело, начатое его отцом, и разрабатывает указ,  в  котором  он сохраняет подсудные церкви дела и,  в  отличии  от  его  отца  не  общими чертами,   а   четко   сформулированными   тезисами   описывает   порядок судопроизводства со сложной системой наказаний. Эта система построена  на четком различии между  грехом  и  преступлением.  «Грех  ведает  церковь, преступление—государство.  Грех  — не  только  нравственное  преступление, нарушение божественного закона, но и сама мысль о деянии, которым грешник может причинить вред другому человеку или обществу. Преступление — деяние, которым одно лицо  наносит  материальный  ущерб  или  нравственную  обиду другому лицу»(2). На этих понятиях  и  построен  церковно-судный  порядок Ярослава. Все подсудные церкви дела он разделил на  несколько  категорий, предусматривавших различную меру наказаний.    Дела чисто  духовные,  не  связанные  с  нарушением  мирских  законов разбирались епископским судом без участия княжьего судьи. Сюда относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как волхование,  чародейство, не считал должным вмешиваться, т.к. считал их внутренними делами  церкви. С  делами  «греховно-преступными» дело  обстояло  совсем  иначе.  Дела,  в которых   нарушение   церковной   заповеди   сочеталось   с   причинением нравственного или материального  вреда  другому  лицу  или  с  нарушением общественного порядка разбирались княжеским судом с участием  церковного. Княжеский  суд  назначал  приговор  преступнику,  а  митрополит   получал небольшую денежную сумму на развитие церкви. К такому разряду  относились дела  об  «умычке   девиц,   об   оскорблении   словом   или   делом,   о самопроизвольном разводе мужа с женой по воле первого вез вины последней, о нарушении супружеской верности и т.п.»[2]. Обыкновенные противозаконные действия,   совершенные   как   церковными   людьми,   так   и   мирянами рассматривались церковным судом, но по княжеским законам и обычаям. Князь оставлял  за  собой  некоторое  участие  в  суде  над  людьми  церковного ведомства.  Это  участие  было  выражено  в  том,  что  наиболее   тяжкие преступления, совершенные церковными людьми разбирались  церковным  судом при участии княжеского, с которым первый делился пенями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

 

Утверждение  монотеистической  религии  способствовало  укреплению  великокняжеской  власти,  ликвидации  «дофеодальной  раздробленности»,  присущей Руси вплоть до конца Х  в., когда  в  ряде  восточнославянских  земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Христианство сыграло  исключительно  крупную  роль  в  идеологическом обосновании  власти  киевских  князей.  «С  момента  крещения  на   князя «взирает... всемилостивое око благого бога». Князя сажает на престол  самбог»(5).

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние на разные сферы  общественной  и  духовной  жизни страны. Ускорилось изживание  местных,  племенных  различий  в  отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности  с  единым  языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия  в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной  татаро-монгольским  нашествием, отдельные части Руси обособились друг от  друга  или  попали  под  власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее  культуры.  Во  многих отношениях древнерусская  культура  обрела  принципиально-новые  черты  и особенности. Подобно тому,  как  христианизация  Руси  явилась  фактором, заметно ускорившим   складывание    единой    древнерусской    народности из восточнославянских  племен  с  их  различными  культами,  христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания  —как  этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на  Русь славянскую  письменность,  не  могла  не  усилить  и  сознание   единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой  общности  часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому  поводу  высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и  рускый одно есть»(4).

В то же время в области  культуры с принятием христианства  связаны  и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была  богатой  и  разнообразной.  И  в  том,  что значительная  ее  часть  утрачена,  не  попала  на  пергамент  и  бумагу, определенная  вина  церковных  кругов,  которые,  естественно,   отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла  и  литература.  Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И  лишь  в  XI  в., главным  образом  со  времени  правления  Ярослава   Мудрого,   возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви  была  велика. Большинство ранних древнерусских писателей  происходило  из  христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства  явилось  то,  что оно послужило  мощным  стимулом  для  ознакомления  Руси  с  византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе  наследие  античного мира и Ближнего Востока.

Не менее крупные последствия  имело крещение и в области  просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что  еще  лет  за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и  что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим  влияниями, способствовали выработке славянского  алфавита  и  переводу  христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом. Киевская Русь  получила тотчас по крещении письменность на славянском языке.  Уже  при  Владимире была  сделана  попытка  организации  школы.  Ученики  были  принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Вся  светская  литература  шла  под   знаком   церковной,   поскольку феодальная  наука  Византии  была  клерикальной,  но  все-таки  расширяла кругозор,   будила   мысль,   толкала   к   самостоятельной   работе.   И действительно, произведения, переведенные с греческого языка,  становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Это  собственную, туземную  литературу  создают  представители  самой  образованной   части населения  —духовенства,  воспитанного   на   византийских   литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики  словом  «о благодати», заканчивающимся  красноречивым  и  очень  хорошо  построенным панегириком в честь «блаженного» князя Владимира и его сына Ярослава.    В период, определяемый концом Х и XI  веков,  когда  в  Приднестровье складывались   феодальные   отношения,   христианство   явилось   большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало  установлению  культурных  связей  с  западноевропейскими государствами.

Крещение оказало огромное  влияние  на  культурную  жизнь  страны,  в частности на развитие техники в Киевской  Руси  под  влиянием  греческого христианства.  В  земледелии  оно  выразилось  в  значительном  повышении техники  огородничества.  Этому,  несомненно,  способствовало   повышение потребления овощей, которое стимулировалось  и  многочисленными  постами, установленными  христианскими  аскетическими  учениями,  и   требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура  многих  овощей занесена  была  из  Византии  вместе  со  студийским  уставом  показывает происхождение названий многих из них.

Еще  очевиднее   влияние   византийского   христианства   в   области строительной техники.  С  каменной  стройкой  в  Киеве  познакомились  на примере  церквей,  которые  строились   по   заказу   князей   греческими архитекторами. От них узнали технические приемы  кладки  стен,  выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн  или  каменных  столбов для  их  поддержания  и  т.д.  Способ  кладки   древнейших   киевских   и новгородских  церквей  —греческий.  Не  случайно  названия   строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы  от  греков.  И  первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая  постройка   такого   типа   приписывалась   легендой   первой христианской княгине—Ольге.  Другим  образцом  светской  постройки  могут служить «Золотые ворота», воздвигнутые Ярославом, от которых  сохранились только развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Такое же влияние оказало  принятие христианства на  развитие  ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных  капителей Софийского собора с  переплетающимися  листьями  и  крестами  и  гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из  Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для  украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время  в  зависимости  от  греческих  мастеров,  то  «в  некоторых  видах художественной промышленности  ученики-русские,-  отмечает И. Грабарь,  -сравнялись  со  своими  учителями-греками,  так   что   трудно   отличить перегородчатые работы от византийских образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань).  Тем не  менее русские работы  показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов, а их тематика в большинстве случаев церковная»(4). Особенно  ярко   влияние  византийского   крещения    выразилось    в художественной  области.  До  нас  сохранились  поразительные  по   своей художественной ценности образцы архитектурного  искусства  Киевской  Руси первых времен христианства,  навеянные  лучшими  образцами  византийского строительства эпохи его расцвета. Источники, откуда черпались  греческими архитекторами (а что именно греческие архитекторы строили  первые  храмы, об этом мы имеем совершенно точные  указания  в  современной  литературе) творческие мотивы их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедевры мирового искусства, как собор св. Софии и так называемая  Кахриэ - Джами с ее галереями, залитыми мозаикой,  к  Константинополе,  собор  св. Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью  христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями.  Обогатилась  русская  культура  и  имеющими глубокие исторические традиции достижениями  стран  Ближнего  Востока  и, конечно культурными  сокровищами  Византии.  Русь  выиграла  от  союза  с Византией, но вместе с тем Руси  и  в  дальнейшем  приходилось  оказывать постоянное   сопротивление   политическим   и    церковным    притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить  Русь  своему  верховенству. Тем  не  менее  Владимир,  креститель  Руси,  чувствовал   свою   державу полноправной среди других христианских  народов  мира,  «яко  же  увидеша страны хрестьяньския»(4).

 

 

 

    Список использованной  литературы:

 

   1. Платонов  С.  В.  "Лекции  по  русской   истории",  С.-  Петербург,

      сенатская  типография, 1913.

 

   2. Ключевский В.  О. "Курс  русской  истории"  ч.1,  Москва,  "Мысль",

      1987.

 

   3. Гордненко Н.С. "крещение  Руси", Ленинград, 1984.

 

   4. "Христианство  и Русь", Москва, 1988.

 

   5.  Филист  Г.  М.  "Введение  христианства  на  Руси:   предпосылки,

      обстоятельства, последствия", Минск, "Беларусь", 1988.

 

   6. Соловьев С. М.  Сочинения, кн.1, "Мысль", 1988.

 

   7. Карамзин Н.М. "Предание  веков".

 

   8. Татищев В. Н. "История Российская", т.2, Москва, 1962.

 

   9. Щапов Я. Н. "Церковь  в древней Руси", политиздат, 1989.

 


Информация о работе Принятие христианства. Причины и последствия христианизации Руси