Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:03, реферат
Цель работы: обобщить и проанализировать сведения о принятии Христианства на Руси.
Задачи:
1. Исследовать причины принятия Христианства на Руси.
2. Рассмотреть события, связанные с крещением Руси.
Но это было всего лишь начало, предстояло крестить Киев и остальную Русь.
В жаркий июньский день 990 года по приказу Владимира в Киеве опрокинули языческих идолов, а деревянную статую Перуна привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира.
На следующий день Владимир всем киевлянам приказал явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения. Тут же великий князь повелел начать строительство церквей и первую из них, в честь святого Василия, своего небесного покровителя, поставить там, где возвышалась ранее статуя Перуна. Не везде крещение проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, где языческая вера была очень сильна, язычники во главе с волхвами выступили против появления в городе воеводы со священниками и крестами. Лишь после ожесточённых столкновений сопротивление язычников было подавлено.
Итак, князь Владимир крестился сам, крестил своих детей, дружину, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. За крещением князя тотчас последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси.
Несмотря на то, что официальной датой крещения Руси является 988 год, понадобилось ещё сто лет, чтобы христианство стало господствующей религией. Северо-запад и северо-восток не сразу приняли Православие. Хотя причины были различными. Принятие нового вероучения проходило сложно, сопровождалось убийствами, как несогласных, так и епископов. В этих районах православная религия приняла направление, получившее название «Двоеверие», то есть сохранение языческих верований наряду с православным вероучением.
Но, несмотря на эту сложность, центральная власть в Киеве укреплялась, что не могло не сказаться на активизации международных связей.
3. Значение крещения Руси
Переход к христианству имел
огромное историческое значение и сказался
на всех сферах жизни древнерусского
общества.
Крещение помогло преодолеть языческий
изоляционизм восточных славян, объединило
их в единое древнерусское общество, создав
духовную основу русской государственности.
Став христианином, человек переставал
себя ощущать только частью какого либо
локального коллектива (семьи, общины,
племени, в дальнейшем - сословия), все
более осознавая себя русским православным.
В экономике произошло оживление торговых
связей, в политической жизни важным моментом
стало изменение статуса киевских князей.
И если прежде они были только военными
вождями, то после принятия Православия,
они становились Помазанниками Божьими
на земле. Их гибель от рук убийц каралась
церковным проклятием.
Также, когда мы говорим об историческом
значении христианства, то, имеем в
виду последующее развитие церкви, её
постепенное укоренение на русской почве
и то всестороннее влияние на русскую
жизнь – экономическое, политическое,
духовное культурное, которое церковь
стала со временем оказывать.
В дальнейшем
церковь получила обширные земли, на которых
стала организовывать собственное хозяйство.
В-первую очередь это относится к монастырям
— религиозным братствам, где члены этого
братства — монахи давали обет безбрачия,
уходили от всего земного и целиком обязались
посвятить себя Богу. Монастыри стали
управляться игуменами. Они, получив от
великих князей земли в собственное владение,
развернули на них земледельческое хозяйство.
Монастыри обеспечивали себя всем необходимым.
Со временем они стали центрами торговли
и даже ростовщичества.
В монастырях было немало монахов, которые
вели высоконравственную жизнь, становились
подвижниками христианской идеи и христианской
морали. Тем самым они оказывали сильное
духовное и религиозное влияние на окружающий
мир.
С течением веков,
укрепившись в экономическом смысле, воспитав
из русской среды высокообразованные
кадры, церковь стала оказывать все большее
влияние на политическую жизнь страны.
Некоторые крупные церковные иерархи—митрополиты,
епископы участвовали в государственных
интригах, поддерживали того или иного
князя в политической борьбе. Однако церковь
старалась быть выше мелких политических
интересов, и её лучшие представители
выступали за единство Руси, против междоусобиц.
Известно немало случаев, когда видные
церковные деятели выполняли миссии миротворцев,
возглавляли общерусские патриотические
движения, обличали князей за их корыстолюбие,
эгоизм, политическую ограниченность,
трусость.
Улучшение и развитие торговых
связей, появление новых видов
ремесел поставили перед
Принятие Христианства благотворно сказалось на появлении новых ремесел. Иностранные мастера-христиане смогли приезжать на Русь, передавать свои знания, опыт. Начинается строительство каменных, сначала храмов, а затем и светских зданий. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Принятие Христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.
С принятием Христианства
Киевская Русь получила письменность.
Князь Владимир приглашает двух болгарских
монахов Кирилла и Мефодия, которые создали
болгарскую азбуку. На основе этой азбуки
была создана древнерусская азбука «Кириллица».
На древнерусский язык переводятся книги
с других языков.
С годами
великие князья поручали церкви судопроизводство
по всем религиозным делам, а также по
делам семейным. В церковных «уставах»,
которые были основанием для такого судопроизводства,
церковь выступала за поддержание христианских
начал в обществе и семье, за уважение
к личности женщины, старалась защитить
обиженных и угнетённых. Церковь выступила
против языческих обычаев: похищения девиц,
многоженства, против браков в близких
степенях родства, выступала против насильственной
выдачи дочерей замуж, преследовала преступления,
унижающие человеческую личность. В этом
смысле церковь, духовенство активно работали
на укрепление семьи, общества, государства,
способствовали унижению уровня эксплуатации.
Однако содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах. Преследовались веселые праздники, коляды и масленицы, как бесовские, карались скоморошество, игра на народных инструментах.
Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами (Болгарией, Сербией), церковь выступала против «латинства», чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
Заключение
Что же практически получила Русь от принятия христианства? Прежде всего, её население получило принципиально новую идеологию, с помощью которой правящий класс мог заставить подчиняться себе народные массы.
В целом же отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Замена язычества христианством была обусловлена тем качественным скачком, который сделало восточное славянство, перейдя от строя военной демократии к феодализму.
Христианство смогло принять
форму национальной религии –
русского православия, так как полностью
использовало социокультурные основания,
ценности материальной и духовной культуры,
успехи социально-политического
Откровенное вмешательство церкви в дела государства создавало видимость единства церкви и народа, хотя церковь не играла абсолютно никакой роли в борьбе за социальную справедливость. Никогда она не выражала интересы народных масс. Лишь отдельные деятели церкви занимали прогрессивные позиции в решении некоторых политических, социальных и научных проблем.
Принятие христианства укрепляло
государственную власть и территориальное
единство Киевской Руси. Оно имело
большое международное
Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Таким образом, можно сказать, что принятие христианства – это крупнейшее событие в истории Древней Руси и нашей страны в целом.
Список литературы:
Термины и понятия
Храм – культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы храмов и история их развития обусловлены общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов разных стран. Значение храма гораздо шире его культовых функций. В символике архитектуры храма раскрываются представления о мироздании. Располагаются в узловых точках города, имеют большое градостроительное значение, являются выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.
Монастырь – «жилище монахов», община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении подчиняется архиерею или патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник. Наиболее крупные монастыри называются лаврами. На Руси первый монастырь появился в XI веке.
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий обычно начинается словами: «в лето …». Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV—XVIII веков. Под списком подразумевается «переписывание» с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды. Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы).
«Двоеверие» – религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Причины двоеверия: выбор веры "сверху", насильственное распространение христианства, гонения на языческие верования. «Двоеверие» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (Илья Пророк–Перун). Большинство православных праздников умышленно было приурочено к языческим славянским с целью постепенной их подмены.