Принятие Христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:03, реферат

Описание работы

Цель работы: обобщить и проанализировать сведения о принятии Христианства на Руси.
Задачи:
1. Исследовать причины принятия Христианства на Руси.
2. Рассмотреть события, связанные с крещением Руси.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.12 Кб (Скачать)

Введение

Россияю– исконная земля русского и множества других народов. Каждый из них обладает своей неповторимой культурой, традициями. Все мировые религии широко представлены в России.

Болеей тысячи лет прошло с тех пор, как в России утвердилось христианство, на основе которого выросла российская цивилизация. Тема данной работы актуальна. В настоящее время уделяется достаточно пристальное внимание религиозным вопросам. Постепенно преодолеваются многовековые религиозные барьеры, наметились устремления к воспитанию подрастающего поколения в духе толерантности.

X век – это время  образования межплеменной этнической  общности на Руси, которое сопровождалось  серьёзными изменениями и в  политической и в духовной  жизни людей. В то время в  противостоянии и сотрудничестве  власти и общества складывались, видоизменялись и исчезали различные  формы государства. Значительным  событием в ранней истории  большинства европейских народов,  в том числе и русского, стало  приобщение к миру христианских  ценностей, христианских воззрений  на жизнь. 

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол  взошел сын Святослава Владимир. При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир стремился укрепить свое государство. В целях культурной интеграции земель он вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Цель работы: обобщить и проанализировать сведения о принятии Христианства на Руси.

Задачи:

  1. Исследовать причины принятия Христианства на Руси.
  2. Рассмотреть события, связанные с крещением Руси.
  3. Выделить итоги принятия Русью Христианства и отметить культурное значение распространения православия в древнерусском государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины принятия Христианства на Руси

 

Первое появление Христианства на Руси, произошло еще во времена первосвященников. В древнейшей рукописи сказано, что Святой Апостол Андрей Первозванный был с проповедью Евангелия в Скифии, поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства.

Днепр был магистральным  путем не только для военных и  торговых походов, но и для распространения  христианской веры среди восточных  славян. В Малой Азии, на Балканском полуострове в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и ученики. Христианская литература, написанная на старославянском, языке проникала на Русь из соседней Болгарии.

В летописных источниках содержатся сведения не только о крещении княгини Ольги – правительницы Руси, но и об уничтожении ею языческих святилищ, попытке распространять Христианство в пределах своих владений. Появление в период ее властвования христианских храмов и большого количества захоронений по способу ингумации. Но утверждение христианства княгиней Ольгой не было продолжительным, ее сын, воинственный Святослав, не проявлял интереса к христианству.

Есть сведения, что киевский князь Аскольд, убитый князем Олегом при захвате Киева, был похоронен  близ церкви на христианском кладбище. Из этого следует, что крещение киевлян  князем Владимиром в конце X века являлось далеко не начальной фазой крещения Руси.

 

 

Стремление Владимира  укрепить государство и его территориальное  единство с помощью создания единого  пантеона языческих богов во главе  с Перуном не привела к преодолению  племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира  в данном случае возлагались, видимо, на то, что бог молний считался главным  в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской  власти.  Да и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу, а так же были  и другие причины принятия данной веры:

  1. Это нужно было в интересах развития государства, – чтобы избежать изоляции от всего мира.
  2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
  3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
  4. Способствовало развитию культуры.
  5. Социальное расслоение требовало новой идеологии.

Языческая Русь не могла  входить, как полноценный член ни в какие международные союзы  и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических  браков, а также торговать с  язычниками. Здесь уже затрагивались  экономические вопросы жизни  государства, вопросы дальнейшего  развития и сохранения Руси как единого  и могучего, способного защитить себя государства.

Требовалось единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.

Христианство с его  нравственными нормами провозглашало  гуманное отношение к человеку,  укрепляло семью как ячейку общества. Приобщение к Христианству способствовало развитию духовной жизни. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не давало объяснения появлению на Руси новых общественных отношений и неравенства людей, деления на богатых и бедных, на верхушку и низы общества. Христианство же с его идеей, что всё идёт от Бога, примиряло людей с действительностью. Главным в нём было требование совершенствования души и свершения добра. Тем самым христианство обещало вечное спасение и блаженство в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вёл праведный образ жизни, то ощущал себя духовно выше любого богача, нажившего добро неправедным путём. Христианство допускало отпущение грехов, очищение души кающегося.

С принятием Христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество и храмовое строительство; все это во многом могло бы обусловить становление собственно русской христианской культуры.

Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы  высших слоев общества создавали  условия для перехода к более  сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли  не заставить Владимира думать о  принятии какой-то одной веры для  Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Крещение Руси

 

Князь Владимир пришел к  власти после ожесточенной междоусобицы, дерзко захватив киевский стол. Как  пишет Карамзин: "Владимир с помощью  злодеяний и храбрых Варягов  овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем  великим". Владимир, будучи еще язычником, волевым усилием умножил и  упрочил территорию своей державы, стремясь к укреплению своей власти над ними, при этом наживая себе не малое количество недоброжелателей и врагов. Именно к его княжению относится окончательное подчинение племен, живших на восток от великого водного пути.

Установив свою власть в  Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, поднять  древние народные верования до уровня государственной религии. Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно ущемлять христиан. По его приказу был изготовлен новый истукан Перуна - бога грозы  и войны - с серебряной головой  и золотыми усами, и поставлен  близ теремного двора на священном холме, вместе с другими шестью истуканами. Создание идольского святилища в Киеве сопровождалось языческими жертвоприношениями. По словам летописца, к этому месту стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью. Жертвой их стали два варяга, отец с сыном, причем летописец подчеркивает, что этот варяг пришел из Греции. Добрыня, посланный управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый истукан Перуна. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, не удовлетворила Владимира.

В руках у князя Владимира  сосредоточилась большая власть. Советники князя понимали сложность внешнеполитической обстановки, особенно после похода Добрыни на Каму, и потребность в искренних союзниках.

Решение этой проблемы князь  Владимир видел в принятии того или  иного вероисповедания, игравшего  значительную роль в политической жизни  государства. Основной задачей становился поиск благоприятного союза с  более сильным и развитым государством, но на условии политической независимости. Таким образом, требовалось выбрать программу, приемлемую для государства, правителей и народа.

Что касается Византии, то она  была весьма заинтересована в приобщении своих северных соседей к христианской вере, рассчитывая, что это не только ослабит их натиск на империю, но и  создаст условия для включения  Руси в сферу ее политического  влияния.

Одним из решающих компонентов  процесса смены веры была позиция  Киева, города по богатству и значению считавшегося третьим в Европе, после  Константинополя и Кордовы. Этот город, был основой зарождающейся государственности, оказывал постоянное сопротивление набегам печенегов, приносящим много вреда, и за счет своей силы подчинял себе другие города. К тому же, при принятии христианства, отпадала висевшая над каждым угроза бессмысленной смерти.

Укрепить язычество пантеоном  Перуна однако не удалось. К тому же языческие обряды, по своей безнравственности  перешли все границы социальных аспектов того времени. Не исключено, что  его греховное прошлое, например, братоубийство во время борьбы за политическое главенство, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о  духовном очищении, которое могло  бы оставить о нем добрую память. Именно поэтому обращение князя  в православие имело особое значение для всех.

Победа над Перуном  стала переломным моментом, решившим судьбу православия на Руси. Учитывая колоссальную разницу основных постулатов язычества и христианства, сопротивление  древних культов было не страшно. Но время бесспорного преобладания христианства над языческими культами наступило только в XII в. Необходимость  новой религии определялась социально-политическим развитием страны.

Но Владимир не сразу пошёл на введение христианства. Вначале он принял у себя посланцев других земель. Его интересовали  монотеистические религии – мусульманство, иудаизм, римское христианство, византийское православное христианство. Посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. По возвращении те поделились впечатлениями об увиденных религиозных обычаях и обрядах. О службе в греческих храмах они рассказали так: «Не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». Приводит летопись и такую историю. Когда мусульманские послы, хваля свою религию, сказали, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: «Руси есть веселие питие, не можем без того быть!»

Иудаизм  был отвергнут из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Князь Владимир отказался беседовать с немецким монахом по неизвестным причинам. Наиболее убедительными показались ему аргументы византийского священника.

Таким образом, отправленные в другие страны послы Владимира не могли не заметить внутренней противоречивости, царившей в грандиозных культурах Запада и Ближнего Востока, и нашли лучшей византийскую церковную службу. Выбирая христианство, князь Владимир учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей церкви, но это не устраивало князя, по известным причинам. В это время, православный константинопольский патриарх признавал такие факты как: зависимость церкви от государства и возможность использования различных языков в богослужении, а не только латыни. Была учтена также географическая близость Византии, существовании прочных связей Руси с ней, особенно на основе торговли по пути "Из Варяг в Греки". Представляется естественным, что христианство на Руси явилось результатом осознания сложившейся в X веке ситуации, когда в качестве главных соседей Руси выступали именно государства с христианским населением: тут и Северное Причерноморье, и принятие христианства родственными болгарскими племенами, и движение христиан по основным путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток.

В конечном счёте, князь решил крестить Русь по византийскому обряду.  Для обращения Руси в христианство он выбрал самый неподходящий момент.

Шёл 987 год, Византия потерпела  ряд поражений в войне с  Болгарией, внутри империи начались мятежи, императорский трон зашатался. Именно в это время Владимир повёл переговоры с Византией о крещении Руси. При тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Но теперь империя искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь Константинополю русское войско.  За это он потребовал крестить Русь без ущемления её независимости. Боле того, просил византийского императора отдать ему в жёны  свою сестру Анну, что должно было возвысить авторитет великого князя и его государства.

Греки приняли все условия.  В Византию для подавления мятежа был отправлен русский отряд. Но когда опасность миновала, греки  стали затягивать выполнение  договора. В этот момент Владимир действовал решительно: в 988 году он вторгся  в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и отсюда уже диктовал свои условия. Князь угрожает, что если Анна не прибудет в Херсонес, то он направит войско на Константинополь. Вскоре принцесса со свитой, священники с иконами прибыли в завоёванный город, где и принял Владимир крещение, подчеркнув тем самым свою силу и независимость акта крещения от воли Византии.

Информация о работе Принятие Христианства на Руси