Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 07:19, реферат
Древняя, дохристианская религия славянских народов известна нам далеко недостаточно. Это связано с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца 18 века, когда пробудилось национальное самосознание у многих славянских народов. Но к этому времени они, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились лишь некоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные с ними.
Таким
образом, можно сказать, что
во времена правления Ольги
христианство стало занимать
видное положение и с ней
уже были обязаны считаться
язычники. Оно представляло собой
альтернативу устаревшему
Владимир - христианин
Князь
Владимир Святославович, как и его
отец, отнюдь не был приверженцем христианства,
напротив, он был истинным язычником,
что подтверждается словами Соловьева:
"торжество Владимира над
Несомненно
следует отметить, что Владимир,
как и Ольга, понимал всю ущербность
и упадочность состояния
Христианство было к тому времени уже "давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Бывальцы в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. Речи их имели большую силу, потому что это были обыкновенно многоопытные странствователи, бывшие во многих различных странах, и на востоке, и на западе, видевшие много разных вер и обычаев, и, разумеется, им нигде не могло так нравиться, как в Константинополе; Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими."
Призвав на совет бояр и старцев, Владимир просил у них помощи в выборе веры. Ему посоветовали послать собственных мудрых мужей в разные страны, чтобы они узнали какая из вер лучше подходит его народу. В итоге выбор пал на греческую православную веру. Послов поразила особая красота и пышность богослужения в Византии.
Остановив
выбор на греческой вере, Владимир
выбрал довольно своеобразный и странный
путь к крещению. Он решил завоевать
веру для своего народа, сблизить свою
страну с Византийской империей и
заполучить высших священников, учителей
веры и другие средства просвещения
для своего народа. Владимир опасался,
что сильные и образованные цари
не захотят добровольно
Рассуждение чисто человеческое и языческое, но приведшее к той же цели, к которой вел Владимира Промысел Божий!
Собрав
свою дружину, "Владимир отправился
в поход против греческого города
Корсуня (Херсонеса) на Таврическом
полуострове (Крыму, вблизи нынешнего
Севастополя). Для такого похода на
Корсунь Владимир имел множество
причин: и выгодное расположение и
необходимость
Итак,
Владимир решил идти в поход против
Корсуня. Корсунь, хотя и небольшой,
но важный торговый пункт, находившийся
при Черном море и принадлежавший
Греческой империи, был издавна
известен Русским. Он был укреплен с
сухого пути толстыми стенами и имел
в своем распоряжении значительное
войско и торговый флот. С моря к
нему невозможно было подойти близко,
а от находившихся с востока и
запада заливов (известных ныне под
именами Карантинной и
Примечание: "При новейших раскопках в Херсонесе и вокруг Херсонеса открыты остатки указанного водопровода. Трубы проходили через югозападный угол городской стены и проводили воду из тех высот, которые находятся на юге и юго-западе Херсонеса и господствуют над городом. Так как другого водопровода не найдено, то археологи и предполагают, что это тот самый водопровод, не который грек Анастас указал Владимиру. Но здесь возникает недоумение. По указанию Анастаса, водопровод должен находиться на восток от стана Владимира, а если предположить, что стан Владимира находился в долине против главных городских ворот, подле Карантинной бухты, следовательно, тоже на востоке, - то указание Анастаса должно признать совершенно ошибочным: водопровод должен был находиться не на востоке, а на западе от Владимира. Так именно некоторые (Б. Делагард) и предполагают, тем более, что местность, находящаяся вблизи Карантинной бухты и далее к югу, на несколько саженей ниже города, - и по ней не могли быть проведены трубы водопровода. Но это недоумение легко разрешается, если предположить, что Владимир и высадку сделал не в Карантинной, а в Стрелецкой бухте, - и осаду Херсонеса вел не с юга, а с запада: тогда указанный водопровод у него действительно будет не на западе, а на востоке."
Тотчас по взятии Корсуня Владимир послал в Константинополь к греческим императорам послов с требованием выдать за него в замужество сестру их царевну Анну, угрожая в противном случае сделать и с Цареградом то же, что он сделал с Корсунем.
В ответ на это императоры написали Владимиру, что у христиан не дозволяется выдавать девиц-христианок замуж за язычников, и потому, если он крестится, то и просимую невесту получит и царство Божие наследует и сделается единоверным с ними. Тогда Владимир отвечал, что он давно испытал греческую веру, и ему очень понравилось богослужение их, как передали ему посланные им для испытания веры мужи. И потому просил прислать скорее священников для крещения его и с ними царевну Анну. Сначала царевна очень долго не соглашалась идти замуж за варвара, опасаясь - может быть - его жестокости; но императоры убедили ее согласиться на этот брак, говоря, что она послужит орудием обращения ко Христу сильного царя и целого народа, и избавит греческую страну от опасного врага, который много зла делал Грекам и впредь может сделать. Уступая просьбе братьев и покоряясь воле Божьей, царевна, наконец, решилась отправиться к Владимиру. Императоры проводили ее на корабль с большой свитой и многими священниками в Херсонес. Жители Херсонеса с радостью встретили ее на берегу и поместили в одном из лучших домов на городской площади за алтарем соборной церкви. У этой же церкви, с западной стороны, по свидетельству летописи, была и палата Владимира.
Перед прибытием царевны, Владимир сильно разболелся глазами и уже стал думать, что языческие боги, гневаясь на него за то, что он хочет переменить веру, наслали на него болезнь. Но это случилось по Божьему усмотрению, чтобы Владимир и сам сильнее убедился в истинности веры христианской и окружающие его увидели, что перемена их князем религии не есть только его прихоть или политический расчет. Случилось именно так, что когда прибыла царевна, то Владимир уже не мог ничего видеть. Царевна, узнав о болезни Владимира, послала ему сказать, что если он крестится, то скоро выздоровеет. Владимир сказал: "если это сбудется, то христианский Бог истинно велик!," - и потребовал скорей крестить его. Херсонесский епископ огласил его и крестил. И действительно, едва только во время крещения епископ возложил руку на Владимира, то он подобно тому, тотчас прозрел и в радости воскликнул: "Теперь я увидел Бога истинного!" Многие из его дружины, видя такое чудо, немедленно последовали его примеру и крестились.
Так
исполнилось желание Владимира!
Господь, соблаговоливший сделать
его "избранным сосудом благодати
Своей" и все премудро устраивающий,
устроил и крещение Владимира
так, что и он сам убедился в
истинности и святости принимаемой
им веры, и окружающие его увидели
на нем явное действие "благодати
Божией", просветившей его! В самом
деле, с тех пор, как Владимир решился
принять св. крещение по верованию
Греческой церкви, все обстоятельства
его жизни "Промыслом Божиим"
располагались так, что он более
и более понимал истинность и
величие христианской веры, и в
частности - православия. Уже посланные
Владимиром мужи для испытания веры
указали ему, что там, с православными
последователями Христа, Бог пребывает
и что служение Греков лучше всех
виденных ими, так что не даром
и бабка его Ольга, мудрейшая
из жен, приняла христианскую веру по
Греческому обряду. Еще более открылось
для Владимира действие христианского
Бога при осаде Херсонеса. Монах
Иаков (в житии св.Владимира) говорит,
что когда Владимир замыслил идти
на греческий град Корсунь, то так
молился Богу: "Господи Боже, Владыко
всех! Сего у тебя прошу: дай мне
взять этот город, чтобы я мог
привести христиан и священников
в свою землю, и они научили
бы мой народ закону христианскому".
- Бог услышал молитву его, - и
он взял город Корсунь. Эта божественная
помощь Владимиру открылась, впрочем,
не тотчас при начале осады, но спустя
долгое время, после того, как были
испытаны и оказались безуспешными
бывшие в распоряжении Владимира
обыкновенные человеческие средства,
и когда Владимир, по-видимому, уже
отчаивался в успехе своего предприятия.
Из сличения сказаний и летописей
об этом событии можно заключить,
что только после 9-месячной осады, когда
Владимир с недоумением осматривал
делаемую его воинами насыпь к
городской стене, ему неожиданно
подали стрелу с запиской Анастаса,
указавшей ему возможность
После
крещения владимира состоялся и
брак его с царевной Анной. В благодарность
за свое крещение и за полученную жену
Владимир возвратил греческим
В крещении Владимир принял имя св.Василия, вероятно, по совету своей новой жены, в честь ее брата, императора Василия, и в память своего крещения построил в Корсуни церковь во имя св.Василия, как говорил летописец, на той самой насыпи, которая образовалась из земли, краденной корсунянами из насыпи Владимира. Возвращаясь из Корсуни в Киев, Владимир взял с собой священников, присланных из Константинополя, грека Анастаса, указавшего ему водопроводные трубы, и, на благословение своему народу, мощи св.Климента Римского и ученика его Фива, много икон, крестов и священных сосудов, и просил греческого патриарха прислать к нему в Киев епископа для крещения Русского народа. Патриарх исполнил его просьбу и прислал епископа Михаила, назначив его митрополитом для новокрещенной Русской земли.
По
приезде в Киев Владимир прежде всего
крестил своих сыновей, ближайших
родственников, бояр и слуг. Затем
стал посылать священников и знающих
людей, из обращенных уже ко Христу,
по ближайшим городам и селам
с целью обращения в