Принятие христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

О религии древних славян нам почти ничего не известно, так как праславянская общность располагалась вдали от центров цивилизации. Узнать какие-то факты о мифологии и религии древних славян мы можем лишь при помощи мифолого-лингвистических реконструкций.
Единственным убедительно реконструируемым общеславянским божеством является *Perunъ, бог грома и молнии. Судя по всему, именно его имел в виду Прокопий под «творцом молний, владыкой над всеми». Это божество сохранилось лучше всего у восточных славян как Перун и приобрело, кроме указанных, ещё и черты бога-покровителя князя и дружины.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

Важной представляется и т.н. проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел  весь ход русской истории.

Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом  того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без  пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Как отнестись к  этой легенде? Каковы истинные основания  выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме  христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические  связи с Византией, наличие собственной  влиятельной православной общины, сложившейся  задолго до княжения Владимира. Кроме  того, князем, вероятно, учитывалась  и международная обстановка, отношения  церкви с государством, а также  некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности  и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства  от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой  князь был и главой религиозного культа.

Помимо прочего, православие  было более терпимым к местным  традициям, да и Византия в то время  являлась центром цивилизации, наследницей  великого Рима, самой развитой и  культурной страной Европы.

Последствия принятия христианства для населения  Руси

Значение принятия христианства: укрепление великокняжеской  и иной государственной власти (обоснование  и защита прав и частной собственности); возникновение православной церкви со своей иерархией (патриарх константинопольский, митрополит, епископ, архиерей, архимандрит, игумен, монахи); появление духовных феодалов и монастырских (церковных) крестьян; толчок развитию древнерусской культуры; развитие новых ремёсел; развитие самосознания древнерусского общества; укрепление международных связей Древней Руси.

Развивается живопись: фресковая живопись (фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде); мозаика не получила широкого распространения; иконопись (первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы - "Ярославская Оранта"). Русские иконописцы XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др.

Существовали десятки  видов ремесленных производств. В области жилищного строительства  на Руси сложилось два типа построек: северные (со трубными стенами, деревянным, часто поднятым над землёй полом, двускатной крышей и печью, сложенной из камней) и южные (пол несколько углублён по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землёй). Среди зрелищ преобладали дохристианские сюжеты, воплощаемые скоморохами.Среди последствий крещения Руси можно выделить такие:

- укрепилась государственной  великокняжеской власти 

- религия защитила  частную собственность и права  феодалов 

- началось приобщение  к византийской культуре 

- ускорилось развитие  ремесла, в первую очередь строительного  и ювелирного 

- церковь сплотила  население, земли, укрепила семейные  отношения на основе христианской  морали 

- появились церковные  крестьяне, положение которых  было легче, так как они платили  десятину 

- окрепли международные  связи Киевской Руси

Принятие  христианства имело  большое значение для дальнейшего  развития Руси. Оно  содействовало завершению объединения восточных  славян, укрепило международный  престиж Руси, экономические, культурные связи  с другими христианскими  государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений  в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

Усилилась власть киевского  князя, поскольку она приобрела  божественный характер. Значительно  возрос международный авторитет  Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет  Руси приходится на время правления  Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом  и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в  военных успехах, но и в переменах  внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – Русская  Правда, которая имела очень большое  значение для развития правовых институтов в зарождающимся русском обществе. Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятина» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего  развития Руси. Оно содействовало  завершению объединения восточных  славян, укрепило международный престиж  Руси, экономические, культурные связи  с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и  правовых отношений в Древней  Руси. Русь признали цивилизованным государством. 

Религия является цементирующим  центром для образования государства.

  Особенности христианства  по сравнению с  другими монотеистическими  религиями

ИУДАИЗМ, ИСЛАМ, ХРИСТИАНСТВО И БУДДИЗМ

РЕЛИГИЯ И АТЕИЗМ

Вольнодумцы и атеисты  прошлого обвиняли Религию в разжигании ненависти между людьми, в преследовании  и уничтожении людей за их убеждения, в противоборстве с наукой и т.д. и т.п... История нашей страны в  двадцатом веке показала, что пришедшим  к власти атеистам свойственны абсолютно  те же самые грехи, что и находящимся  у власти людям очень набожным...

Из этого можно  сделать вывод, что порочны не Религия или Атеизм сами по себе, а конкретные люди, независимо от религиозных  или атеистических убеждений.

Чем Религия отличается от Атеизма?

В любой Религии  есть вера в существование сверхъестественных существ, обладающих разумом и волей  и способных оказывать активное воздействие на жизнь общества и  отдельных людей. Атеисты отрицают сверхъестественное…

До тридцати лет  я был воинствующим атеистом. Но в результате знакомства с книгами  религиозных авторов, размышлений  об исторических событиях и определённого  личного опыта был вынужден признать атеистические взгляды ошибочными. Объяснять естественными причинами  можно всё, и сам я до сих  пор стараюсь, в первую очередь, понять любое явление не прибегая к сверхъестественным объяснениям. Но иногда любые «естественные объяснения» являются слишком наивными… (Я не собираюсь «вести религиозную пропаганду», просто поясняю то, без чего мои взгляды будут непонятными…)

Сейчас модно утверждение  о том, что все основные Религии  едины. Так могут утверждать или  люди, находящиеся на очень-очень  высоком уровне духовного развития, или невежды, или шарлатаны. Я  не принадлежу ни к одной из этих групп…

ЕДИНЫЙ  БОГ 

Иудеев, христиан и  мусульман объединяет вера в Единого  Бога. Все Мы молимся одному Богу, Милостивому и Милосердному Создателю...

Если верующий говорит  о Боге, обязательно найдётся атеист, который потребует: "Определение "бога" в студию!" Этому атеисту  можно ответить: "А зачем Вам  определение? Вы что, сами не знаете, во что Вы не верите? А я, по Вашему мнению, должен Ваш культурный атеистический  уровень повышать?.."

Но я не буду так  отвечать, ибо кроме этого нахального атеиста есть и другие читатели, которые не понимают, но искренне хотят понять взгляды единобожников.

Хорошего определения  нет и не может быть. (Нахальный атеист об этом знает, поэтому и спрашивает.) Но я приведу высказывания трёх уважаемых христиан, с которыми согласятся и иудеи и мусульмане.

Преподобный Симеон Новый Богослов, живший в Византии на рубеже первого и второго тысячелетий:

"Бог настолько  познаваем нами, сколько может кто видеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженной свечою. Много ли, думаешь ты, увидит он из всего безбрежного моря? Конечно, малость некую или почти ничего. При всём том, он хорошо видит воду ту и знает, что пред ним море, что море то безбрежно и что он не может его всё объять взглядом своим. Так обстоит дело и в отношении нашего Богопознания."

Святой Фома Аквинский, великий католический теолог тринадцатого века:

"Что такое Бог  в действительности, это всегда  будет скрыто от нас, и высшее  знание, какое мы можем иметь  о Боге в этой жизни - это  то что Он несравненно выше всякого представления, которое мы можем когда-либо образовать о Нём."

Гавриил Романович  Державин, потомок татарского мурзы  и крупнейший русский поэт восемнадцатого века:

"Дух всюду Сущий  и Единый,

Кому нет места  и причины,

Кого никто постичь  не мог,

Кто всё собою  наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем - Бог!"

...Можно ли сказать,  что между единобожниками нет принципиальных различий?

Смотря что считать принципиальным...

Я, православный христианин, очень хочу, чтобы мои дети и  внуки были тоже православными христианами.

И для иудея и  для христианина и для мусульманина важно, чтобы их потомки сохраняли  Веру Отцов. Все мы считаем свою Веру лучшей. Можно сказать, что все  Мы идём к одной цели, но идём разными  дорогами.

...Нужно ли по  отношению к чужой Вере проявлять  толерантность или политкорректность? 

Нет не нужно. "Толерантность" - это снисходительность, а "политкорректность" - это подстрочный перевод какого-то дурацкого зарубежного термина.

А что нужно?

Нужно УВАЖАТЬ иные Веры.

…Для понимания  того, что такое Поэзия и Музыка, Пушкин и Чайковский важнее, чем  все бездарные поэты и музыканты, вместе взятые. Среди верующих людей  есть множество недостойных, позорящих  ту Религию, к которой они формально  принадлежат. Но давайте к Религиям относится так же, как к Поэзии или Музыке…

ИУДАИЗМ

"Люди высокого  ума находили, что вопрос о  еврее стоит в прямом соотношении  с идеею о библейском Боге. Евреи, "племя Авраамово", - "избранный народ Божий", любимый сын Еговы, получивший самые счастливые обетования и имеющий самую удивительную историю. Это, впрочем, не только говорили люди, но, - употребляя славянское выражение - "так глаголет Господь".

...Из духовных  книг евреев, которые чтит и  христианство, мы знаем, что по  библейскому представлению судьбою евреев занимался сам Егова. Евреи Его огорчали, изменяли Ему, "предлагалися богам чуждым - Астарте и Молоху", и Егова наказывал за это то домашними несчастиями, то пленом и рассеянием, но, однако, Он никогда не отнял от них надежды Отчего прощения.

Евреи живут ожиданием  исполнения этого обетования; и такое  ожидание написано на их лицах в  знаменитой картине Поль-де-ля-Роша "Евреи у стен Иерусалима". Тонкие следы того же ожидания можно читать на каждом выразительном еврейском лице, если только горькие заботы жизни и тяжкое унижение не стерли на нем след высшей мысли..."

Так говорил о  евреях в конце девятнадцатого века великий русский писатель Николай  Семёнович Лесков. (К сожалению, его статья "Еврей в России: Несколько замечаний по еврейскому вопросу" известна немногим современным читателям.) Основную отличительную особенность иудаизма Лесков указал совершенно верно. Но следует добавить, что для достойного иудея богоизбранность не является какой-то привилегией в земной жизни, это не дополнительные права, а дополнительные обязанности перед Богом. Когда Тевье-молочник восклицает "Господи, я понимаю, что мы избранный народ, но ведь можно хотя бы иногда и кого-то другого выбирать!"; он не шутит. Богоизбранность, это тяжкая ноша, от которой иудей не имеет права отказаться. Иудаизм могут сознательно принять и представители других народов, но после принятия иудаизма инородец становится евреем. (В данном случае национальность понимается, как социальное явление, а не биологическое. По-моему, это правильно.)

Информация о работе Принятие христианства на Руси