Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:03, реферат
Всю историю человечества можно обоснованно назвать священной книгой народов. Это – книга их бытия, содержащая откровения и правила. Она - наследие предков, предназначенное потомству, пример прошлых ошибок и грандиозных успехов. История, это то, без чего не может существовать ни один народ, ни одна нация. Это наше прошлое, которое мы должны помнить, и гордится им, каким бы оно не было.
политически, так и экономически. И это было сделано или при Владимире
Святом или при каком-то другом правителе – это не столь важно. Важно, что
Русь стала современной, сохранившей себя страной.
Для утверждения Руси, как современного государства на политической
карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был
принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в
те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно
Церковь, и только
через нее это было сделано.
Заключение.
Таков был в общих чертах процесс крещения, христианства на Руси.
Русское христианство отличалось от христианства католического и от
христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского
язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления
- " о дожде " и др., культ многих святых ( при исповедании единого бога
в трех лицах - Святой Троицы ): Николая Угодника, Ильи Пророка, Пара-
скевы Пятницы и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили
свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в
образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческое нача-
ло, или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, право-
славная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разруша-
ли складывающуюся церковную иерархию.
Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и
прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному
развитию русских земель.
Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие
русской культуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая
вовлекла в
сферу своего влияния и объединила
вокруг себя историю России.
Литература:
1. “История
России”, учебник для вузов. А.С. Орлов,
В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина,
Москва: «ПРОСПЕКТ», 3-е издание 2009г - 513
с.;
2. “История России
с древнейших времен до конца XX века”.
А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, - 2-е изд.-
Москва: Право и закон, 2001.- 797 с.
3. “История Религии”,
Буряковский А.Л., Санкт-Петербург, 1998,
-300 с.;
4. Заметки доцента
исторических наук М.А.
5. Мои личные записи, накопленные в свое время из разных источников, наименование которых у меня, к сожалению, не сохранилось.
6. Ресурсы WWW-сети
по язычеству и крещению руси.
Использованная
литература.
1. Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Киевской Руси. М., 1975.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1988.
4. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. N6.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 12 т. М., Л.,
1959. Кн. 1 ( т. 1-2 ).
7. Тихомиров
М.Н. Русская культура X - XVIII вв. М.,
1968.
Приложение
к РЕФЕРАТУ
по теме : “Принятие
христианства на Руси”
исторические
свидетельства с комментариями
об отношении представителей и последователей
христианства к народу и представителям
других религий и верований.
Для ознакомительного
чтения.
Приложение.
· 1071 г. -- Убийство волхвов в Киеве ("и вринуша его беси в ровъ", Переяславский летописец). В том же году - в Ростово-Ярославской земле и в Новгороде восстания против произвола, творимого христианскими крестителями. В Ростове - Ян Вышатич пытал, а затем казнил волхвов. Лаврентьевская летопись, ПСРЛ: "Восстали два волхва близ Ярославля. И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В то время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню, сыну Вышатину. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: что же вам молвят Боги? Они же ответили: так нам Боги молвят: не быть нам живым от тебя. И сказал им Янь: то они вам правду поведали. И схватив их, убили и повесили на дубе".
· 1069-76 г. -- "Усмирение"
славяно-финских язычников
· 1091 гг. -- Подавление волхвов в Ростове ("волхв погибе вскоре") - ПСРЛ I-75-78, 92 и Переяславский Летописец.
· XII век -- Правила
митрополита Иоанна: не давать причастия
тому, кто ходит по волхвам
это ныне кажется
"несущественным", однако в те
времена данная мера являлась вполне
серьезным средством выключения
гражданина из общественной жизни, наносила
ущерб его чести и делала такового
гражданина изгоем или "диссидентом".
Также, среди
крестителей вовсю действовал принцип:
"бей своих, чтобы чужие боялись".
Уже в те времена церковь сурово расправлялась
со своими противниками и требовала того
же от светской власти: Hовгородского архиерея
Луку Жидяту, жившего в XI веке, летописец
называет "звереядивым". "Сей мучитель,
- говорит летописец, - резал головы и бороды,
выжигал глаза, урезал язык, иных распинал
и подвергал мучениям". Церковных противников
сжигали на кострах и в раскаленных железных
котлах.
· 1169 г. -- "святой
князь Андрей Боголюбский" сжег Киев.
· 1206 год - уничтожен
кумир Макоши в Новгороде на Торгу
и поставлена церковь Параскевы
Пятницы.
· XII век. -- Изуверской
жестокостью славился ростовский епископ
Федор. Летописец говорит о нем,
что он "немилостивый был мучитель,
одним головы рубил, другим глаза выжигал
и языки резал, иных распинал на стене
и мучил немилостиво" [Полное собрание
русских летописей, т.II, СПБ 1843, стр.102.].
Причем, что интересно,
об этих фактах не любят упоминать
вообще в учебниках истории и
продолжают придерживаться старой версии
о христианстве - как благодетели для Руси,
хотя множество фактов в имеющихся исторических
источниках доступны для изучения и для
исследования.
· 1227 г. -- Новгород,
четыре волхва были приведены на архиерейский
двор и там сожжены: "изжьгоша
волхвов четыре на Ярославлъ дворе"
с разрешения архиепископа. Никоновская
Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: "Явились во
Новогороде волхвы, ведуны, потворницы,
и многие волхования, и потворы, и знамения
творили. Новогородцы же поймали их и привели
волхвов на двор мужей князя Ярослава,
и связали волхвов всех, и бросили в огонь,
и тут они все сгорели".
Чем не человеческие
жертвоприношения, которые все время
ставятся в вину язычеству.
· Конец XIII века.
-- Обосновывая практику кровавых расправ
с инакомыслящими и сопротивляющимися,
иерархи православной церкви (и христианства
вообще) охотно ссылались на деятельность
библейских персонажей. Так, владимирский
епископ Серапион в конце XIII века, призывая
к расправе с "колдунами" и "ведьмами",
указывал на пример пророка и царя Давида
в Иерусалиме, которые искореняли "всех
творящих беззаконие: одних убийством,
иных заточеньем, а иных - заключеньем
в тюрьму" [Е. Петухов, Серапион Владимирский,
русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.].
Видели ли деятели
церкви, что истребление людей противоречит
некоторым положениям евангельской проповеди?
Они не могли этого не видеть, но вспоминали
о евангельском милосердии только тогда,
когда это им было выгодно.
· 1285 г. -- Кормчая
книга. "отлучать от церкви тех, кто
ходят к волхвам и обавникам".
· 1375 г. -- Новгород.
Казнь еретиков-стригольников.
· 1411 г. -- Псков.
Сожжены 12 "вещих жонок" (колдуний,
ведьм).
· 1490 г. -- Собор
требовал смертной казни еретиков,
Иван III воспрепятствовал.
· 1499 г. -- Книга "Поучение
священнослужителей". Против язычества.
· Начало XVI века
-- Казнь Фомы, двоюродного брата
Дмитрия Тверетинова (иконоборцы).
· 1504 г. -- собор
постановил сжечь Ивана Волка-Курицина,
Дмитрия Коноплева и Ивана
Максимова в клетке, что и было
осуществлено.
· 1515 г. -- Сожжено
и уничтожено более 500 ведьм.
· 1505 г. -- Поучения
против язычества в "Грамоте митрополитов
Фотия и Даниила", "Домострой"
и "Стоглав" предписывают наказания
волхвов и тех, кто знается
с кудесниками.
· 1551 г. -- Иван Грозный
пишет митрополиту Макарию: "В монахи
постриглись ради покоя телесного, чтобы
всегда бражничать. Упивание безмерное,
разврат, содомский грех. Отцы пустынники
ходят с иконами, якобы собирая деньги
на постройку монастыря, а на самом деле
затем, чтобы их пропить".
Вся эта поповщина
существовала за счет труда русского
крепостного. Только на Троице-Сергиев
монастырь работало около 80.000 крепостных.
· 1552 г. -- Поучения
против язычества в "Судебнике".
· 1564 г. -- Иван IV,
письмо Курбскому: "Нигде же обрящеши
не разориться царству, еже от попов владому".
· XVI век -- Новгородский
епископ пишет митрополиту
Такое сильное
желание искоренить все другие веры
и взгляды сильно напоминает времена
недавнего построения коммунизма в
нашей стране.
· Статистика: за
1601-1700 гг. в Москве было издано 483 тиража
книг. Из них НЕ религиозных - всего 7 (семь).
Пропаганда новой
веры шла полным ходом и одним
из очень серьезных способов было
книгопечатание. И на этом направлении
христианские миссионеры не дремали.
· 1648 г. -- Указ христианского
монарха Алексея Михайловича о запрещении
песен, праздников, плясок, игрищ. Запрещено
даже качаться на качелях (!). Запрещено
хоронить павших воинов в горицах (курганах)
и проводить тризну (поминки с застольем).
В указе упоминалось о вреде скоморохов,
предписывалось ломать дуды, гусли и т.д.,
а тем, кто за скоморохами следует (подражает,
ряжничает), предписывались батоги и ссылка.
Наступление христианства
на Русь шло во всех направлениях и
исконные праздники продолжали поддерживать
былую веру и обычаи, христиане
это понимали и наносили удары по всему,
что могло поддерживать дух и веру народа.
· РАСКОЛ: После
решений собора 1666 г. нераскаявшиеся
остатки стригольников
Основатель старообрядчества
протопоп Аввакум, например, протестовал
против тех преследований, которым подвергались
его последователи, именно исходя из того,
что Новый Завет не рекомендовал так делать.
· "Огнем, да кнутом,
- гневно вопрошал он своих мучителей,
- да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то
апостоли научили так?" ["Житие протопопа
Аввакума", М. 1934, стр.137]. Но сам же он
сладострастно мечтает о том, как бы он
разделался со своими противниками, если
оказался бы в силах: "А что, государь-царь,
как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия
пророк, всех перепластал во един день...
Перво бы Никона того, собаку, рассекли
бы начетверо, а потом бы никонян тех"
["Житие протопопа Аввакума", стр.301].