Принятие христианства на Руси. Роль церкви в жизни Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и логически обусловлено всем ходом мировой истории. Следствием принятия христианства стал необычайный качественный подъем во всех областях человеческой жизнедеятельности. Образовался круг великих христианских держав средневекового мира, гражданский порядок которых был основан на христианских началах. Плоды принятия

Содержание

1. Введение
2. Жизнь на Руси до принятия христианства
2.1. Первые упоминания о Руси
2.2. Русь до правления князя Владимира
3. Правление князя Владимира Святославовича
3.1. Истоки русского христианства
3.2. Крещение Руси и его историческое значение
3.3. Личность князя Владимира Святославовича
4. Роль церкви в жизни государства
5. Заключение
6. Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

история 21.11 реферат.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический  Университет»

 

 

Институт

дистанционного образования

 

Менеджмент

 

 

 

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в жизни Древнерусского государства

 

Реферат

 

по дисциплине:

История


 

 

Исполнитель:

 

студент группы

З-3А11/02

 

Комарова Елена Сергеевна

 

19.12.2011

           

Руководитель:

                                           

 

преподаватель

   

 Пичугина Марина Юрьевна

   
           

 

 

 

 

Томск ¾ 2011

Содержание

 

  1. Введение
  2. Жизнь на Руси до принятия христианства

2.1. Первые упоминания  о Руси

2.2. Русь до правления князя Владимира

   3. Правление князя Владимира Святославовича

3.1. Истоки русского христианства

3.2. Крещение Руси и его историческое значение

3.3. Личность князя Владимира Святославовича

  1. Роль церкви в жизни государства
  2. Заключение
  3. Список используемых источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение  Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного  приобщения к христианству всего  народа, целой страны — Древней  Руси. Между тем такого события  отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся  на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной  религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому  процессу, постепенно подготавливавшемуся  всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей  своей столицы, а в последующие  годы — и население ряда других городов Киевской Руси.

Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян  «крещением Руси». Один из начальных  моментов длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно отождествлять  со всем процессом, у многих складывается впечатление, что это одномоментное  и вполне законченное событие, а 988 год считают временем утверждения  христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) – лишь начало акции князей Владимира  и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также  жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом  на водном пути от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь  считает официальным принятием  христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение  Руси” – первое событие прошло в один день, а второе – целая  эпоха, которая растянулось на столетия. Дальше речь пойдет именно о целой  исторической вехе в жизни наших  предков и о роли христианизации Руси.

К началу первого тысячелетия  языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в  морально-этической и религиозной  сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных  языческих племен было неизбежно  и логически обусловлено всем ходом мировой истории. Следствием принятия христианства стал необычайный  качественный подъем во всех областях человеческой жизнедеятельности. Образовался  круг великих христианских держав средневекового мира, гражданский порядок которых  был основан на христианских началах. Плоды принятия Благовестия не замедлили  сказаться, и с течением времени  все большее количество государств почитало за честь и стремилось войти  в христианский мир, приняв св. крещение.

 

 

2. Жизнь на Руси  до принятия христианства

2.1. Первые упоминания о Руси.

 

Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто «Русь» или «Русская земля». Откуда же возникло это имя?

Первые упоминания имени «Русь» относятся к тому же времени, что и сведения  об антах, славянах,  венедах, т. е. к V-VII вв.  Описывая племена, жившие  между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами , готские историки – росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы – Русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.

Проходят годы, имя «Русь» все чаще становится собирательным  для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и  Черным морем, окско-Волжским  междуречьем и польским пограничьем. В IX в. имя «Русь» упоминается в трудах  византийских, западных и восточных авторов несколько раз.

860 год датировано сообщение  византийских источников о нападении  Руси на Константинополь. Все  данные  говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.

От  этого же времени  доходят сведения об имени «Русь» и на севере, на побережье Балтийского  моря. Содержаться они в «Повести временных лет» и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.

Летопись под  862 г од сообщает о призвании племенами новгородских славен,  кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении тех мест : «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси». Далее автор пишет, что «те варяги назывались Русью». Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет «Русью».

Летопись не раз возвращается к  определению того, кто такие варяги. Варяги – это пришельцы, «находники», а коренное население – словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, «сидят» на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.

Таким образом, пришедшие  к славянам варяги, словени и иные  жившие здесь народы и стали называться Русью. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, так стали называться Русью.

Таким образом, имя «Русь» появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно  вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере принесенными сюда варягами.

Конечно в рассказе летописи много легендарного, мифического, но не мало в нем и реального, исторического , говорящего о старинном и весьма противоречивых отношениях славян со своими соседями.

На основании сообщения  летописи о варягах  некоторые  ученые и зарубежные, русские в  XVIII- X X вв. создали и отстаивали так  называемую норманнскую теорию происхождения  Русского государства. Ее суть заключается  в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными  князьями, что  оно было создано  норманнами, скандинавами, носителями западной культуры – именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т. д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников.

Ныне историки убедительно  доказали развитие государственности  на Руси задолго до «призвания варягов». Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о  том, кто такие варяги. Норманнисты  продолжают настаивать на том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.

Однако подобная версия полностью  противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в IX в. от скандинавов. Против этого говорит и возникновение контактов восточных славян с варягами как с государственным объединением в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Но вопрос о том, кем были варяги, до сих пор не нашел однозначного ответа в спорах историков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Русь до правления князя Владимира

 

В Х-ом веке продолжалось постепенное  формирование, русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением  влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще  разрозненные славянские племена, с  другой стороны перманентная внешняя  угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.

В этой связи вся стремительная  деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых  местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решение больших государственных  задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны  Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после  волжско-хазарского похода). Вторая задача - создание мирного торгового плацдарма  на западном побережье Русского (Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, т.к. здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.

Борьба с печенегами стала  в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь густо  покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям, была открыта  внезапным набегам кочевников, раскинувшихся  по русской равнина на "месяц  конного пути" от Дуная до Жигулей. Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения  в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и  близким всем слоям общества. И  естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать  народным героем, действия которого воспевались  в былинах. Таким князем оказался побочный сын Святослава -Владимир.

В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил  в середине Х в, некий Малко  Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей  княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во всяком случае в былинах сохранилась  память о том, что он был при  княжеском дворе "конюхом да приворотчиком", а позже стал придворным -" стольничал-чашничал девять лет". Малуша Любечанка стала  одной из наложниц Святослава, и  у нее родился сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его происхождением, называя "робичичем" и "холоп  ищем". Воспитателем при нем и  стал родной дядя Добрыня. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным и  как потом окажется трагическим  походом 970 г., Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу - Древлянская земля, В то же время  Новгородцы, недовольные, может быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы  он дал им сына своего в правители.

Ни Ярополк, ни Олег не согласились  княжить в Новгороде, Тогда Добрыня  предложил Новгородцам просить  в князья Владимира. Так юный "робичич" стал князем-наместником в Новгороде.

Через несколько лет после  трагической гибели Святослава между  братьями иначалась усобица, подогреваемая  боярским окружением, В результате Олег Древлянский был убит, а Владимир, сбежав из Новгорода и три года пробыв за морем, привел с собой наемную  варяжскую дружину и в 980 г. двинулся на Киев. Но кроме того, что он шел  войной на Ярополка, он еще решил  отбить у него невесту. Дело в том, что, будучи женат на гречанке-красавице, которую привез ему из похода отец, Ярополк сватался и к Рознеде, дочери Полоцкого князя Рогволода (не Рюрикова рода). Владимир, чтобы  склонить Полоцкого князя на свою сторону, также послал сватов к Рогнеде. Летописец говорит, что в таких  затруднительных обстоятельствах  Рогволод отдал дело на решение дочери. Но Рогнеда обидно отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни. Дружина Владимира захватила  Полоцк. Князь Рогволод с двумя  сыновьями был убит, а Рогнеда  взята Владимиром в жены. Из Полоцка  Владимир двинулся уже непосредственно  на Киев. Не без предательства людей  собственного окружения Ярополк  был убит двумя варягами при попытке  помириться с братом. Таким образом, Владимир сел на киевский престол  и стал единовластно княжить во всей Руси . Первым его делом была женитьба на вдове убитого брата – гречанке (поскольку многоженство в язычестве  не возбранялось). Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний  и храбрых Варягов овладел  государством, но скоро доказал, что  он родился быть Государем великим.

Информация о работе Принятие христианства на Руси. Роль церкви в жизни Древнерусского государства