Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 10:33, курсовая работа
Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до
придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо
распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычест
вом, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировозз
рение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние ре
лигиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым
суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских
шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была
влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать.
Вступление 3
Кто такие славяне 4
Повесть временных лет 5
Религия славян 6
Религиозные реформы князя Владимира 7
Сопротивление введению христианства 9
Организационная структура церкви 16
Укрепление позиций церкви 19
Деятельность церковных судов 22
Заключение
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное
профессионального образования
Владимирский Государственный
На тему:
«Принятие Христианства и
церковь
в Древней Руси »
Вступление
Кто такие славяне
Повесть временных лет
Религия славян
Религиозные реформы князя Владимира 7
Сопротивление введению христианства 9
Организационная структура церкви 16
Укрепление позиций церкви 19
Деятельность церковных судов 22
Заключение
Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до
придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо
распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычест
вом, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировозз
рение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние ре
лигиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым
суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских
шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была
влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство
с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая
его славянам.
В княжение Игоря в Киеве была уже христианская
церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, в Киев много
было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было
очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам
еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден
к христианской вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли
языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец
рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды
(983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца
добровольно отдать своего сына на жертву богам»[2]. Но все же, на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться
2. Карев А.В. и Сомов К.В.
История Христианства. М., 1990 С. 67
Кто такие славяне.
Для начала, хотелось бы сказать несколько слов о самих славянах. Ориентировочно их предками являлись древние скифы. Они появились приблизительно 2,5 тысяч лет назад на территории нынешнего Крыма. Их особенностью было то, что их оружием были мечи, сделанные из железа, что и было причиной многочисленных побед в сражениях. До них использовалось оружие из меди и бронзы, и сражаться с их помощью было очень сложно, так как такое оружие было очень тяжелым.
Еще Геродот (его называют отцом истории) упоминал об этом народе. Он описывает свое пребывание на берегах Эфксинского (ныне Черного) моря и говорит, что от скифского урожая пшеницы очень зависит Греция.
Местом селения скифов – побережье рек Дон и Днепр. Греки считали Скифов варварами и говорили, что они носят шапки и у них нечесаные бороды. Главное – они носили штаны и сапоги на каблуках, чего греки понять не могли. А между тем, каблуки позволяют удобно сидеть в седле, которых ни в Греции, ни в Риме еще не знали. Таким образом, можно сказать, что скифы сделали открытия, которые по своему значению не менее важны, чем, например, изобретение колеса.
Есть версия, что прародиной славян являются Карпаты, и что славяне ушли оттуда после войн, проходивших там, и расселились по разным территориям.
Что касается климатических условий жизни славян, то они были не самыми удобными. Восточные славяне избрали земледелие, как способ жизни, не смотря на то, что каждый третий год был неурожайным. Слишком холодные зимы и дождливая осень серьезно влияли на урожайность. Кто-то из древних сказал, что если одно посеянное зерно дает урожай в три зернышка на колосе – это варварство, а если оно дает пять зерен, то это уже начало цивилизованной жизни. Большая часть заселенных земель – леса, даже сейчас в России 70% земли покрыто лесами. Сеять обычно начинали в мае. Некоторые славяне пытались заняться скотоводством, но и это было достаточно проблематично, так как трава начинает зеленеть только к июню.
Главными правителями (князьями) славян
до призыва варягов были бояре. В VII веке
боярами называли лучших бойцов армии.
А престол правителя передавался не от
отца к сыну, а от лучшего война к еще лучшему.
А со временем бояре стали владельцем
практически всех земель на Руси. Простой
народ назывался смердами (от «смердеть»),
так как они жили в землянках, и у печей
не было труб, а, как известно, такой запах
очень сложно и практически не возможно
вывести.
Самый древний источник знаний о жизни славянских племен – Повесть временных лет. Это литературное произведение, которое, ко всему прочему имеет и очень большую историческую ценность. Одна из его частей повествует о том, как славяне призвали на Русь варягов, чтобы править ими. Однако существует точка зрения, что Руси, как и большинству других стран, государственность и централизованное управление были навязаны силой, а летописцы не могли написать что-то плохое о правящем князе, так как это было бы чревато серьезными последствиями.
Название «Русь» предположительно произошло
от названия племени приглашенных варягов
– «Русь», кроме того, слово «шведы» по-фински
звучит как «Ruotsy». На этом (и не только
на этом) основании немецкие ученые Миллер,
Шлетцер и Баер сделали вывод, что шведы
пришли на эту территорию и захватили
ее жителей (Нормандская теория).
Древние славяне были язычниками. Автор Повести временных лет так описывает религию славянских племен в период княжения Владимира: «…И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным домом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. …Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И придя Новгород, Добрыня поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
Как комментирует этот текст Академик
Д.С. Лихачев, – Перун – бог молнии и грома;
о нем как о божестве древних антов и славян
говорит еще Прокопий (византийский историк
VI в.). Хорс и Даждьбог – боги солнца, источники
благополучия. Стрибог – бог ветра (в «Слове
о полку Игореве» ветры названы – «стрибожьи
внуки»). Неясна сущность бога Симаргла.
Некоторые исследователи сопоставляют
его с иранским богом Симурглом, также
как Хорса с иранским Хуршидом – солнце.
Мокош – возможно, связан с названием
народа мокшаэрзя и первоначально был
племенным богом. Исследователи предполагают,
что пестрота созданного Владимиром «пантеона»
во многом зависела от пестроты племенного
состава Киевского государства. В Перуне
видят «дружинного бога» – покровителя
вооруженной полуфеодальной верхушки,
а во всех остальных богах – различных
племенных богов, объединением культа
которых Владимир якобы пытался скрепить
религиозно свое государство еще до принятия
христианства. Среди поставленных Владимиром
у «двора теремного» кумиров нет Волоса
– «скотьего бога», которым клялись славяне
при заключении договоров с греками. В
этом боге исследователи видят более «демократичного»,
чем дружинный Перун, бога – покровителя
торговли и купцов, и отмечают, что кумир
его стоял в Киеве внизу, на Подоле среди
рынка.
Религиозные
реформы князя
Владимира.
Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для
установления соответствия между религией и политическим строем.
Информация о работе Принятие Христианства и Церковь Древней Руси