Принципы кооперации и их трансформация

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть кооперативные принципы и их современное состояние.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть виды кооперативных принципов.
2. Проанализировать трансформацию кооперативных принципов.
3. Выявить современные кооперативные принципы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды кооперативных принципов 4
2. Трансформация кооперативных принципов 5
3. Современные кооперативные принципы 16
Заключение 20
Использованная литература 21

Работа содержит 1 файл

кооперация принципы и их эволюция 2 2011.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

       Члены кооператива пользуются одинаковым правом голоса (один член - один голос). Все избранные представители  подотчетны членам кооператива.

       Кооперативы принадлежат своим членам, а избранные руководители ответственны за свои действия перед пайщиками во время выборов и в течение всего периода действия их мандата.

       Контроль  над деятельностью кооператива  со стороны пайщиков является основным гарантом уверенности того, что кооператив работает на их благо.

       Закон потребительской кооперации и кооперативные  уставы должны гарантировать права  собственности только пайщикам. К  сожалению, Закон о кооперации в  РФ от 1992 г. этого не предусмотрел, и, как следствие этого, кооперативное  имущество в результате его закрепления попало в руки работников, которые на это не имели права, равно как и права голоса и контроля. Хотя известно, что любой работник вправе быть пайщиком кооператива. Вступая в кооператив, он приобретает право голоса и надела имущества, но без каких-либо привилегий перед другими пайщиками.

       Третий  принцип: участие членов кооператива  в экономической деятельности.

       Он  предусматривает финансирование кооператива  его членами в виде вступительных  и паевых взносов. Кооператоры могут  получать дивиденды на взносы. Большую часть прибыли члены кооператива направляют на следующие цели: развитие своего кооператива, вознаграждение членов кооператива соответственно их экономическому участию в работе кооператива; развитие других видов деятельности. Учитывая, что вступительных и паевых взносов бывает недостаточно для финансирования развития материально-технической базы, различных сфер деятельности кооперативов, то они прибегают к помощи инвесторов и дополнительных вложений пайщиков. Но эти вклады не имеют никаких преимуществ (дополнительного права голоса, права управления или контроля, права на долю любых прибылей). Такие инвестиции носят форму сберегательных вкладов, а их вкладчики могут рассчитывать на получение рыночной процентной ставки за вложенный капитал. Экономические интересы пайщиков и потребительских обществ должны в основном совпадать.

       Закон РФ предусматривает экономическое  участие, экономическую выгоду для  пайщиков. Под экономическим участием, выгодой понимается приобретение товаров  преимущественно в магазинах потребительского общества, поставки сельхозпродуктов и сырья своему потребительскому обществу, наем транспорта у своего потребительского общества и т.д. Смысл Закона таков, что пайщик должен стать постоянным деловым партнеров потребительского общества, обеспечивая ему рынок сырья и сбыта, а, следовательно, доходы. Но такое кооперативное участие должно стимулироваться кооперативными выплатами.

       Кооперативные выплаты определяются как часть  доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам.

       Кооперативные выплаты проводятся в разных формах. Это, чаще всего, возврат стоимости  купленных в течение года товаров. Существуют и другие формы кооперативных выплат и льгот: устанавливаются скидки с продажной цены товара, сезонные скидки пайщикам, скидки на стоимость путевок, на транспортные услуги и др. Международный опыт и небольшой опыт Российской кооперации показывает, что возрождение экономического интереса пайщиков в деятельности общества достигается при расходовании на кооперативные выплаты даже 5% доходов, хотя Закон предусматривает размер кооперативных выплат до 20% от доходов потребительского общества.

       Четвертый принцип: автономия и независимость. Кооперативы – это автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. Впервые этот принцип был сформулирован в 1966 г. Сам по себе он не определяет механизма автономного и независимого от политической ситуации государства функционирования кооператива.

       Правительство определяет те законодательные рамки, в которых могут функционировать  кооперативы. Политика правительства  в вопросах налогообложения, в экономической  и социальных сферах может быть полезной или вредной для кооперативов. Поэтому все кооперативы должны быть очень бдительны в развитии открытых отношений с правительствами своих стран. Их экономические отношения должны строиться на договорных началах. Например, правительство заключает договоры с кооперативами, по которым последние осуществляют поставку товаров или техники в отдаленные районы или предоставляет рабочие места инвалидам и т.п. За это правительство предоставляет кооперативам льготы по налогообложению и пр.

       В Российской Федерации отношения, возникающие  при создании и деятельности потребительских  обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом  РФ «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с этим субъекты РФ неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации – потребительских обществ и их союзов.

       Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребкооперации, не должны противоречить федеральным законам. Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе.

       Пятый принцип: образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация. Этот принцип сформулирован так: кооперативы дают образование и обучают своих членов избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива.

       Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о  том, что представляют собой кооперативы  и какую пользу они приносят. В последние годы благодаря инициативе Центросоюза РФ значительно улучшилась информированность пайщиков о состоянии финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации, реализации ее социальной миссии.

       Большую роль в информированности играет газета для пайщиков «Российская  кооперация». Много внимания уделяется пропаганде передового опыта, механизму безубыточной деятельности, формам и методам работы с пайщиками. Хуже ситуация с образованием. В данном случае не имеется в виду система профессионального кооперативного образования: она – лучшая и мире и выстроена как многоуровневая подготовка специалистов в профессиональных школах, училищах, техникумах (колледжах), университетах, включает и послевузовское обучение в аспирантуре, докторантуре, различные формы повышения квалификации. Но в принципе МКА «Образование, повышение квалификации, информация» под образованием понимается обучение своих членов, избранных представителей, менеджеров и работников основам истории и теории кооперации для того, чтобы они осознанно и эффективно содействовали развитию своего кооператива. К сожалению, есть основания говорить о том, что в России такое образование отсутствует или почти отсутствует. Не только пайщики и рядовые работники, но даже многие руководители высокого ранга и специалисты не владеют знаниями о ценностях и принципах международного движения, миссии потребительской кооперации как социально ориентированной системы.

       Шестой  принцип: сотрудничество между кооперативами. Этот принцип рекомендует кооперативам более эффективно обслуживать своих членов и укреплять кооперативное движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Сама жизнь подтверждает тот факт, что согласованная деятельность кооперативных организаций разных видов и уровней существенно содействует успеху их деятельности, обеспечивает более быстрое развитие.

       В России в современных условиях потребкооперация не утратила своих международных  связей. ЦС постоянно выступает за развитие международной кооперативной  торговли, за единство действий кооператоров и участников других демократических  организаций. Следуя российскому законодательству, и прежде всего Закону РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», потребительская кооперация развивает как традиционные, так и новые формы внешнеэкономических связей. Этой деятельностью непосредственно занимается Центросоюз России, Коопвнешторг, Коопбанк, Московский региональный союз и отдельные областные, краевые, республиканские союзы.

       Кооператоры России поставляют на экспорт преимущественно  продукцию заготовок и производства предприятий, организаций потребкооперации, а импортируют товары народного потребления, машины, оборудование, продовольствие.

       К современным формам сотрудничества России с другими странами, входящими  в МКА, относятся также приграничная торговля, создание совместных предприятий, привлечение иностранных рабочих для возведения крупных кооперативных объектов (перерабатывающих предприятий, холодильников, баз и др.). В рамках МКА российская кооперация сотрудничает с кооперативными организациями более чем ста стран мира, в том числе и с государствами бывшего СССР.

       Особое  значение в работе международного кооперативного движения имеет некоммерческая деятельность кооперативов России и его ЦС: участие  делегаций Центросоюза на съездах, конференциях, семинарах, в учебных  программах, образовательных курсах с целью изучения зарубежного опыта работы в условиях российской экономики; поездки российских кооператоров за рубеж для установления прямых контактов с коллегами из других стран и проведения переговоров о деловом сотрудничестве; участие делегаций ЦС РФ на выставках, ярмарках, встречах, организованных зарубежными кооперативными организациями. И не только кооператоры России выезжали за рубеж, немало делегаций зарубежных кооперативных организаций побывало в Москве и других российских городах.

       Седьмой принцип: забота об обществе. Этот принцип был впервые принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.

       Кооперативы называют еще «бизнес-предприятиями». Это значит, что они работают в  условиях рынка и действуют за счет собственных издержек обращения, без правительственных субсидий. Поэтому руководство кооперативов ведет хозяйство рентабельно, с максимальной прибылью, а основная часть прибыли идет на расширении материально-технической базы кооперативов. Кооперативы требуют квалифицированного управления, финансовой честности, сознательно стимулирующего труда, способности к творчеству и быстрому реагированию на сложные ситуации, возникающие в условиях свободной конкуренции.

       В соответствии с Федеральным законом  «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 11 июля 2001 года, основными принципами деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан являются:

  • добровольность вступления в кредитный потребительский кооператив граждан;
  • свобода выхода из кредитного потребительского кооператива граждан независимо от согласия других членов кредитного потребительского кооператива граждан;
  • равенство прав и обязанностей всех членов кредитного потребительского кооператива граждан независимо от размеров паевых взносов при принятии решений;
  • личное участие членов кредитного потребительского кооператива граждан в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан.5

3. Современные  кооперативные принципы

       Кооперативы - массовые организации. В недрах кооперативного движения как движения общественного  давно уже начала вырабатываться и, наконец, сложилась своеобразная идеология — идеология защиты интересов прежде всего людей физического и умственного труда, мелких собственников, относительно небогатых потребителей товаров и услуг. Эти кооператоры, а также ученые-экономисты и философы, социальные реформаторы, некоторые религиозные и государственные деятели всегда стремились четко определить кооперативный идеал.

       Кооперативный идеал составляет в теории высшую и конечную цель совместной деятельности кооператоров и является разновидностью, вариантом социального идеала.

       Кооперация  рассматривается как новая система хозяйства, в которой царят не вещи, а люди, причем люди нравственные, движимые возвышенными целями - достижение свободы личности, построение совершенного общества. Такой идеал полностью никогда не будет достигнут, но в приближении к нему некоторая часть кооператоров видит смысл своего движения.

       Идеал есть верховная ценность, писал Туган-Барановский, из нее исходят низшие ценности.  Кооперативные ценности, а отчасти  и кооперативные принципы представляют собой некую модель такого идеала.

       Значит, кооперативные ценности - это ценности не экономической, материальной сферы, а духовного, этического свойства. Они являются ориентиром для кооператоров и- играют для них свою вдохновляющую роль.

       В последней четверти XX века кооператоры  разных стран активно обсуждали вопрос об основных ценностях кооперации. В ходе обсуждения были высказаны предложения признать в качестве кооперативных ценностей самопомощь членов кооперативов, борьбу за ликвидацию прибыли как главного мотива кооперативной деятельности, благо членов и их участие в делах кооперативов и др.

Информация о работе Принципы кооперации и их трансформация