Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:17, реферат
Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).
Для законодательства,
введенного Петром I, были характерны более
четкая регуляция прав и обязанностей
каждого сословия и соответственно этому
более жесткая система запретов.
Огромное
значение имела в этом процессе податная
реформа. Введение подушной подати, которой
предшествовала перепись душ мужского
пола, означало установление порядка жесткого
прикрепления каждого плательщика к тяглу
в том месте проживания, где его записали
для выплаты подушной подати.
Для петровского
времени характерно проведение крупных
полицейских акций
Другой
полицейской акцией, осуществленной
при Петре, было введение паспортной
системы. Без установленного законом
паспорта ни один крестьянин или горожанин
не имел права покинуть место жительства.
Нарушение паспортного режима автоматически
означало превращение человека в преступника,
подлежащего аресту и отправке на прежнее
место жительства.
Существенные
преобразования коснулись и церкви.
Так, Петр I осуществил реформу, выразившуюся
в создании коллегиального (синодального)
управления русской церковью. Уничтожение
патриаршества отражало стремление Петра
I ликвидировать немыслимую при тогдашнем
самодержавии "княжескую" систему
церковной власти. Объявив себя фактически
главой церкви, Петр уничтожил ее автономию.
Более того, он широко использовал институты
церкви для проведения своей политики.
Поданные, под страхом крупных штрафов,
были обязаны посещать церковь и каяться
на исповеди в своих грехах священнику,
тот же, согласно закону, обязан был доносить
обо всем противозаконном, ставшем известным
на исповеди, властям.
Осуществленные
Петром I реформы имели большое
значение для исторической судьбы России.
Созданные им институты власти просуществовали
сотни лет. К примеру, Сенат действовал
с 1711 г. по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, синодальное
устройство православной церкви оставалось
неизменным с 1721 по 1918 г., т.е. немногим
менее 200 лет; система подушной подати
была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года
спустя после ее введения в 1724 г. Столь
же долгая судьба была уготована и многим
другим реформам Петра Великого. В истории
России немного таких или других институтов
государственной власти, созданных когда-либо
до Петра I или после него, которые просуществовали
бы так долго и оказали бы столь сильное
воздействие на все стороны общественной
жизни.
Следует
сказать несколько слов о крепостнической
политике Петра I. Крепостничество утвердилось
в России задолго до рождения Петра. Оно
пропитало все основы жизни страны, сознание
людей. Нельзя забывать, что крепостное
право в России, в отличие от Западной
Европы, играло особую, всеобъемлющую
роль. Разрушение правовых структур крепостничества
подорвало бы основу самодержавной власти.
Петр I все это хорошо понимал, а потому
всеми доступными ему средствами укреплял
этот строй.
Преобразования
Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической
и культурной отсталости страны, на ускорение
ее развития, имели большое прогрессивное
значение. Их осуществление во многом
было связано с личностью самого Петра
I, который являлся крупным государственным
деятелем, действовал с исключительной
целенаправленностью, смело ломая рутинные
порядки и учреждения, успешно преодолевая
бесчисленные трудности. Выдающийся политик,
обладавший широкими знаниями, военный
деятель и дипломат Петр I умел в тех сложных
условиях быстро оценивать обстановку,
выделять главное, делать правильные выводы
из ошибок и неудач. В то же время изменения
и реформы осуществлялись на крепостнической
основе, сопровождались распространением
крепостнических отношений на новые территории
и новые категории населения, на новые
сферы экономической жизни.
Как отмечает
профессор Е. В. Анисимов, петровская
эпоха оказалась подлинным
К 20-м
гг. XVIII в., когда военная гроза
окончательно отодвинулась на Запад
и в успешном для России завершении
войны не могло быть сомнений, Петр
значительно изменил торгово-промышленную
политику. Осенью 1719г. были ликвидированы
фактически все монополии на вывоз товаров
за границу. Претерпела изменения и промышленная
политика: усилилось поощрение частного
предпринимательства. По введенной в 1719
г. привилегии разрешалось искать полезные
ископаемые и строить заводы всем без
исключения жителям страны и иностранцам,
даже если это было сопряжено с нарушением
феодального права на землю, богатую рудами.
При Петре же получила распространение
практика передачи государственных предприятий
(в особенности признанных убыточными
для казны) частным владельцам или специально
созданным для этого компаниям. Новые
владельцы получали от государства многочисленные
льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной
продажи товаров и т.д. Существенную помощь
предпринимателям оказывал и утвержденный
в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший
вывоз продукции отечественных мануфактур
и одновременно затруднявший ввоз из-за
границы товаров, производившихся на русских
мануфактурах. В то же время нет никаких
оснований думать, что, изменяя экономическую
политику, Петр намеревался ослабить влияние
государства на народное хозяйство или,
допустим, неосознанно способствовал
развитию капиталистических форм и приемов
производства, получивших в это время
в Западной Европе широкое распространение.
Суть состояла в смене не самих принципов,
а лишь акцентов промышленно-торговой
политики. Мануфактуры передавались компаниям
или частным предпринимателям фактически
на арендных условиях, которые четко определялись
и при надобности изменялись государством,
имевшим право в случае их неисполнения
конфисковать предприятия. Главной обязанностью
владельцев было своевременное выполнение
казенных заказов; только излишки, произведенные
сверх того, что соответствовало бы нынешнему
понятию "госзаказа", предприниматель
мог реализовать на рынке.
Созданные
органы управления торговлей и промышленностью
отвечали сути происшедших перемен.
Эти бюрократические учреждения
являлись институтами государственного
регулирования экономики, органами торгово-промышленнной
политики самодержавия на основе меркантилизма.
В Швеции, чьи государственные учреждения
послужили образцом для петровских реформ,
подобные коллегии проводили политику
королевской власти в целом на тех же теоретических
основах. Условия России отличались от
шведских не только масштабами страны,
но и принципиальными особенностями политических
порядков и культуры.
Давая
"послабление" мануфактуристам
и купцам, государство не собиралось
устраняться из экономики или
хотя бы ослаблять свое воздействие на
нее. После 1718-1719 гг. вступила в действие
новая политика. Раньше государство воздействовало
на экономику через систему запретов,
монополий, пошлин и налогов, т.е. через
открытые формы принуждения. Теперь, когда
чрезвычайная военная ситуация миновала,
все усилия были перенесены на создание
и деятельность административно-контрольной
бюрократической машины, которая с помощью
уставов, регламентов, привилегий, отчетов,
проверок стремилась направлять экономическую
(и не только) жизнь страны через систему
своеобразных шлюзов и каналов в нужном
государству направлении.
Административное
воздействие сочеталось с экономическими
мерами. Частное предпринимательство
было жестко привязано к государственной
колеснице системой правительственных
заказов, преимущественно оборонного
значения. С одной стороны, это обеспечивало
устойчивость доходов мануфактуристов,
которые могли быть уверены, что сбыт продукции
казне гарантирован, но с другой — закрывало
перспективы технического совершенствования,
резко принижало значение конкуренции
как вечного двигателя предпринимательства.
К началу
20-х гг. были проведены важные социальные
мероприятия: усилена борьба с побегами
крестьян, которых возвращали прежним
владельцам.
Указом
28 мая 1723 г. регулируется порядок приема
на работу людей, не принадлежавших владельцу
или не "приписанных" к данному заводу.
Всем им приходилось либо получить у своего
помещика разрешение работать временно
("отходник" с паспортом), либо попасть
в число беглых, "беспашпортных",
подлежащих аресту и немедленному возвращению
помещику.
Серьезные
изменения произошли при Петре
и в области внешних отношений.
Полтавская победа позволила Петру
перехватить инициативу, которую
он развил, укрепив свое положение
в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию
и Эстландию, а затем вступив в Германию,
где при содействии Дании, Саксонии, отчасти
Пруссии и Ганновера было начато наступление
на шведские владения в Померании. В течение
неполных шести лет союзники вытеснили
шведов из всех их заморских владений.
В 1716 г. с их империей было навсегда покончено.
Но в ходе раздела шведских владений отчетливо
проявились изменившиеся под влиянием
блистательных побед на суше и на море
претензии России.
Во-первых,
Петр отказался от прежних обязательств,
данных союзникам, ограничиться старыми
русскими территориями, отторгнутыми
шведами после "смуты" начала XVII в.,
— Ингрией и Карелией. Занятые силой русского
оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710г.
были включены в состав России. Резко усилившиеся
армия и флот стали гарантией этих завоеваний.
Во-вторых, начиная с 1712 г. Петр стал вмешиваться
в дела Германии. Поначалу это было связано
с борьбой против шведов в Померании, Голштинии
и Мекленбурге, а затем, после изгнания
их из Германии, Петр стал поддерживать
(в том числе вооруженной рукой) претендовавшего
на абсолютистскую власть мекленбургского
герцога Карла-Леопольда, вступил в переговоры
с Голштинией — соседним и враждебным
Дании государством.
Ништадтский
мир 1721 г. юридически оформил не только
победу России в Северной войне, приобретения
России в Прибалтике, но и рождение новой
империи: очевидна связь между празднованием
Ништадтского мира и принятием Петром
императорского титула. Возросшую военную
мощь царское правительство использовало
для усиления влияния на Балтике.
Петром
двигали не только политические мотивы,
стремление добиться влияния в Балтийском
регионе, но и экономические интересы.
Меркантилистские концепции, которые
он разделял, требовали активизации
торгового баланса. Можно говорить
о доминанте торговых задач в общей
системе внешней политики России после
Ништадтского мира.
Своеобразное
сочетание военно-политических и
торговых интересов Российской империи
предопределило русско-персидскую войну
1722-1723 гг., дополненную попытками
проникнуть в Среднюю Азию. Знание
конъюнктуры международной торговли побуждало
Петра захватить транзитные пути торговли
редкостями Индии и Китая. Завоевание
южного побережья Каспия мыслилось отнюдь
не как временная мера, а как долговременное
присоединение к России в 1723 г. изначальной
территории Персии (не случайно там были
построены крепости).
В целом
за время петровского царствования
произошла серьезная
Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует прежде всего отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени.