Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:17, реферат
Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).
Преобразования
Петра I
Преобразования,
которые произошли в России, охватили
практически все стороны жизни
страны: экономику, политику, науку, быт,
внешнюю политику, государственный
строй. Они сказались на положении
трудовых масс, церковных делах и
т.д. Во многом эти преобразования связаны
с деятельностью Петра I (1689-1725).
Заслуга
его состояла в том, что он правильно
понял и осознал сложность
тех задач, которые стояли перед
страной, и целенаправленно приступил
к их реализации
Не будем
заострять внимание на характеристике
жизнедеятельности Петра I, а остановимся
на осуществленных им реформах, которые
сыграли большую роль в истории России.
Известный историк профессор Е. В. Анисимов
в своей статье "Петр I: Рождение империи",
опубликованной в книге "История Отечества:
люди, идеи, решения" (М., 1991. С. 186-220), обстоятельно
анализирует петровские реформы. Мы согласны
с основными оценками петровских реформ
профессора Е. В. Анисимова и поэтому приведем
некоторые страницы из его публикации,
касающиеся реформ императора Петра 1
Первого.
Из всех
преобразований Петра центральное
место занимала реформа государственного
управления, реорганизация всех его
звеньев. Это и понятно, так как
старый приказный аппарат, унаследованный
Петром, был не в состоянии справиться
с усложнившимися задачами управления.
Поэтому стали создаваться новые приказы,
канцелярии. Была проведена областная
реформа, с помощью которой Петр надеялся
обеспечить армию всем необходимым. Реформа,
отвечая наиболее актуальным потребностям
самодержавной власти, явилась в то же
время следствием развития бюрократической
тенденции. Именно с помощью усиления
бюрократического элемента в управлении
Петр намеревался решать все государственные
вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению
финансовых и административных полномочий
в руках нескольких губернаторов — представителей
центральной власти, но и к созданию на
местах разветвленной иерархической сети
бюрократических учреждений с большим
штатом чиновников. Прежняя система "приказ
— уезд" была удвоена: "приказ (или
канцелярия) — губерния — провинция —
уезд".
Подобная
схема была заложена и в идее организации
Сената. Самодержавие, резко усилившееся
во второй половине XVII в., не нуждалось
в институтах представительства
и самоуправления. В начале XVIII в.
фактически прекращается деятельность
Боярской думы, управление центральным
и местным аппаратом переходит к так называемой
"консилии министров" — временному
совету начальников важнейших правительственных
ведомств.
Создание
и функционирование Сената явилось
следующим уровнем бюрократизации высшего
управления. Постоянный состав сенаторов,
элементы коллегиальности, личная присяга,
программа работы на длительный период,
строгая иерархичность управления — все
это свидетельствовало о возрастании
значения бюрократических принципов,
без которых Петр не мыслил ни эффективного
управления, ни самодержавия как политического
режима личной власти.
Огромное
значение придавал Петр I принятому
законодательству. Он считал, что "правительственный"
закон, вовремя изданный и последовательно
проведенный в жизнь, может сделать почти
все. Именно поэтому законодательство
петровской эпохи отличалось ярко выраженными
тенденциями ко всеобъемлющей регламентации,
бесцеремонным вмешательствам в сферу
частной и личной жизни. Плохая работа
подданных ассоциировалась у Петра с пренебрежением
к закону, точное исполнение которого,
как он считал, — единственная панацея
от трудностей жизни.
Идея
Петра как реформатора России
была направлена, во-первых, на создание
такого совершенного и всеобъемлющего
законодательства, которым была бы по
возможности охвачена и регламентирована
вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал
о создании совершенной и точной как часы
государственной структуры, через которую
могло бы реализовываться законодательство.
Оформление идеи реформы государственного
аппарата и ее осуществление относятся
к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во
многих сферах внутренней политики начинает
отходить от принципов прямого насилия
к регулированию общественных явлений
с помощью бюрократической машины. Образцом
для задуманной им государственной реформы
Петр избрал государственное устройство
Швеции.
Петр
прилагал огромные усилия к налаживанию
эффективной работы созданных им
учреждений и главное внимание уделял
разработке многочисленных регламентационных
документов, которые должны были обеспечить
эффективность работы аппарата. Обобщив
опыт шведов с учетом некоторых специфических
сторон русской действительности, он создал
не имеющий в тогдашней Европе аналогов
так называемый Генеральный Регламент
1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы
работы аппарата. Он же создал образец
регламента центрального учреждения —
Адмиралтейскую коллегию.
Таким
образом, новая система центральных
учреждений была создана вместе с
системой высших органов власти и местного
управления. Особенно важной была реформа
Сената, занявшего ключевое положение
в государственной системе Петра. На Сенат
возлагались судебные, административные
и законосовещательные функции. Он же
ведал коллегиями и губерниями, назначением
и утверждением чиновников. Неофициальным
главой Сената, состоящего из первых сановников,
был генерал-прокурор, наделенный особыми
полномочиями и подчиненный только монарху.
Создание должности генерал-прокурора
положило основание целому институту
прокуратуры, образцом для которого послужил
административный опыт Франции.
Характеризуя
Петра I и осуществляемые им реформы,
важно отметить следующее. Для мировоззрения
Петра было характерно отношение
к государственному учреждению как
к воинскому подразделению, к
регламенту -— как к уставу, а к любому
служащему — как к солдату или офицеру.
И дело не в особой воинственности Петра,
который из 36 лет царствования (1689-1725) провоевал
28 лет. Петр был убежден, что именно армия
— наиболее совершенная общественная
структура, что она — достойная модель
всего общества. Воинские законы, построенные
на проверенных опытом сражений принципах,
по мнению Петра, с убедительностью показывали
преимущества военной модели. Воинская
дисциплина — это тот рычаг, с помощью
которого, по мнению Петра, можно было
воспитать в людях порядок, трудолюбие,
сознательность, христианскую нравственность.
Внедрение
в гражданскую сферу военных
принципов проявлялось и в
распространении на систему государственных
учреждений военного законодательства,
а также в придании законам, определяющим
работу учреждений, значения и силы воинских
уставов. В 1716 г. основной военный закон
— Воинский устав — по прямому указу Петра
I был принят как основополагающий законодательный
акт, обязательный в учреждениях всех
уровней. Поскольку не все нормы военного
законодательства были применимы в гражданской
сфере, то использовались специально составленные
выборки из воинских законов. Распространение
воинского права на гражданскую сферу
вело к применению в отношении гражданских
служащих тех же мер наказания, которым
подлежали военные преступления против
присяги. Ни до, ни после Петра в истории
России не было издано такого огромного
количества указов, обещавших смертную
казнь за преступления по должности.
Выпестованная
Петром I регулярная армия во всем разнообразии
ее институтов и однообразия принципов
заняла большое место в жизни русского
общества, став его важнейшим элементом.
По образному выражению В.В. Ляпина, специалиста
по истории русской армии в России XVIII-XIX
вв., не армия была при государстве, а наоборот,
государство при армии. Не случайно XVIII
в. стал "веком дворцовых переворотов"
во многом из-за гипертрофированного значения
военного элемента, прежде всего гвардии,
в общественной жизни империи. Грубая
военная сила гвардии, ее корпоративный
дух часто использовались политическими
авантюристами для захвата власти.
Петровская
государственная реформа, а также
преобразование армии, несомненно, привели
к достаточно четкому разделению
военной и гражданской служб.
Но вместе с тем петровские реформы
ознаменовались широким распространением
практики участия в государственном управлении
профессиональных военных. Это выражалось,
в частности, в регулярном использовании
военных, особенно гвардейцев, в качестве
эмиссаров царя, наделенных для исполнения
задания чрезвычайными полномочиями.
И еще
одно мероприятие, связанное с использованием
в общегражданских делах
Петровская
эпоха примечательна
В эпоху
Петра произошел распад некогда
единого сословия "служилых людей".
Верхушка служилого сословия — служилые
"по отечеству", т.е. по происхождению,
стали дворянами, а низы сословия служилых
"по отечеству" — так называемыми
" однодворцами".
Образование
сословия дворян, пользовавшихся исключительными
правами, было следствием не только протекавшего
процесса дифференциации служилого сословия,
углубления различий между его верхами
и низами, но и результатом сознательной
деятельности властей. Суть перемен в
положении верхушки служилого сословия
состояла во введении нового критерия
оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии
с которым знатные служилые занимали сразу
высокое положение в обществе, армии и
на службе в результате своего происхождения,
был введен принцип личной выслуги, условия
которой определялись законодательством.
Новый
принцип, отраженный в Табеле о рангах
1722 г., усилил дворянство за счет притока
выходцев из других сословий. Но не это
было конечной целью данного преобразования.
С помощью принципа личной выслуги,
строго оговоренных условий повышения
по лестнице чинов Петр превратил массу
служилых в военно-бюрократический корпус,
полностью ему подчиненный и зависимый
только от него. Вместе с тем Петр стремился
как можно теснее связать само понятие
"дворянин" с обязательной постоянной
службой, требующей знаний и практических
навыков. Только тот дворянин достоин
почитания, кто служит, внушал подданным
Петр. Свои внушения Петр подкреплял действиями:
все дворяне определялись в различные
учреждения и полки, их дети отдавались
в школы, посылались для учебы за границу,
царь запрещал жениться тем, кто не хотел
учиться, а у тех, кто укрывался от службы,
отбирал имения.
Собственность
дворян, так же как и служба, регламентировалась
законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян
думать о службе как о главном источнике
благосостояния, ввели майорат — запретили
продавать и закладывать земельные владения,
в том числе родовые. Дворянские владения
в любой момент могли быть конфискованы
в случае нарушения законов, что нередко
осуществлялось на практике.
Существенной
была реформа и в отношении
жителей городов. Петр решил унифицировать
социальную структуру города, введя
в него западноевропейские институты:
магистраты, цеха и гильдии. Эти институты,
имевшие глубокие корни в истории
развития западноевропейского средневекового
города, были привнесены в русскую действительность
насильно, административным путем. Посадское
население было поделено на две гильдии:
первую гильдию составили "первостатейные",
куда вошли верхи посада, богатые купцы,
ремесленники, горожане интеллигентных
профессий, а во вторую гильдию включили
мелких лавочников и ремесленников, которые,
кроме того, были объединены в цеха по
профессиональному признаку. Все остальные
горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали
проверке с целью выявления среди них
беглых крестьян и возвращения их на прежние
места жительства.
Петр
оставил неизменной прежнюю систему
распределения налогов по "животам",
когда наиболее состоятельные горожане
вынуждены были платить за десятки
и сотни своих неимущих сограждан.
Этим самым закреплялись средневековые
социальные структуры и институты, что,
в свою очередь, резко тормозило процесс
вызревания и развития капиталистических
отношений в городах.
Столь
же формальной стала и система
управления городами, во главе которой
Петр поставил Главный магистрат, руководивший
подчиненными ему магистратами других
городов. Но эти магистраты, основными
правами которых были лишь судопроизводство,
сбор налогов и наблюдение за порядком
в городе, ни по существу, ни по ряду формальных
признаков не имели ничего общего с магистратами
западноевропейских городов — действенными
органами самоуправления. В результате
городской реформы был создан бюрократический
механизм управления, а представители
посада, входившие в состав магистратов,
рассматривались как чиновники централизованной
системы управления городами, и их должности
были даже включены в Табель о рангах.
Социальные
преобразования, проведенные Петром
I, коснулись и крепостных крестьян:
произошло слияние крепостных крестьян
и холопов в единое сословие. Как
известно, холопство — институт,
близкий по своим чертам к домашнему
рабству, имевший тясячелетнюю историю
и развитое право. Общая тенденция развития
крепостного права шла в направлении распространения
на крепостных крестьян многих норм холопьего
права, что и являлось общей платформой
для их последующего слияния.