Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа
Уже в конце 19 века на Палестину начал претендовать политический сионизм. Основную идею политический сионизм заимствовал у распространенного особо в средневековье религиозного сионизма
1 Глава
Евреи в Палестине. Начало движения политического сионизма и Базельский конгресс 1987 года.
1 .1 Исторический экскурс
1.2 Политический Сионизм
1.4 Конгрессы
Первый Конгресс
2 Глава
Начало теоретического создания государства, Декларация Бальфура и ее последствия.
2.1 Первая мировая война и деятельность ВСО
2.2 Предпосылки Декларации Бальфура
2.3 Декларация Бальфура и ее значение
2.4 Проблема создания еврейского государства в Палестине (1917 – 1922 гг.)
2.5 Позиция Великобритании на Ближнем Востоке.
2.6 Утверждение Декларации и ее последствия
Список использованных источников и литературы
Восьмой Конгресс
На восьмом конгрессе было создано Палестинское бюро ВСО, которое возглавил Артур Руппин.
С начала Первой мировой войны условия деятельности сионистского движения очень усложнились. Это объяснялось тем, что большинство ее рядовых членов проживало в странах Антанты (в частности, в России или в нейтральных государствах), а официальным местом пребывания Исполнительного комитета всемирной Сионистской организации был Берлин. Одновременно руководителям надо было принимать во внимание и то обстоятельство, что Османская Империя вступила в войну на стороне центральных держав (ноябрь 1914 г.) и попала в зависимость от Германии (судьба еврейских переселенцев зависела от нее). Поэтому Всемирная Сионистская Организация создала еще одно координационное бюро в нейтральном Копенгагене (но при этом официальная штаб - квартира оставалась в Берлине). Сначала войны сионисты надеялись на то, что их связи с германским правительством, которые заложил Герцль, помогут им иметь хотя бы определенное влияние на Османскую Империю, которая вступила в войну на стороне Германии. Но германское правительство отвергло все просьбы сионистов о создании декларации, подтверждающую право переселения евреев в Эрец - Исраэль. Германия думала о своих планах в войне: она боялась, что это послужит ухудшению отношений с турецким правительством, чего Германия не желала больше всего. Одновременно же именно Германии обязаны сионисты в предотвращении массовых репрессий против евреев, живших в Эрец - Исраэль. Так как такое было очевидным после депортации из страны подданных государств Антанты (в том числе и недавних переселенцев из России (декабрь 1914 г.)), и арестом ряда активных сионистов (таких как И. Бен - Цви и Д. Бен - Гуриона (весна 1915 г.)).
С самым началом войны в сионистском движении образовалась фракция, которая считала что Всемирная Сионистская Организация должна активно поддерживать Антанту. Данное решение фракция объясняла тем, что обеспечить хорошие условия для переселения еврейского населения в Палестину может только лишь поражение в первой мировой войне центральных держав, а следовательно и Османской Империи. И. Трумпельдор, П. Рутенберг, В. Жаботинский предложили создать еврейское воинское подразделение для принятия участии в боевых действиях на стороне Антанты. И. Трумпельдор и остальные подумали намного вперед и видели в этих подразделениях корень вооруженных сил будущего еврейского государства (ее армии). Так же считалось, что именно участие евреев в этой войне потом обеспечит внимание к еврейской проблеме после войны. Д. Бен - Гурион и Бен-Цви, которые в конце 1914 г. пытались безуспешно создать подобное подразделение в составе турецкой армии, сразу выступили за эту идею. Их поддержал Х. Вейцман.
В марте 1915 г. в Египте был создан Сионистский корпус погонщиков мулов, а в 1917 г. в Соединенных штатах и Великобритании началось формирование батальонов Еврейского легиона (они принимали участие в сражениях с турецкой армией на ближневосточном фронте). Хотя и не все поддерживали данную идею, так как многие деятели сионисткой организации волновались за судьбу евреев проживавших в центральных державах, к тому же они недолюбливали Россию («правительством погромщиков»), которая входила в Антанту.
Х. Вейцман, Н. Соколов, И. Членов начали в феврале 1917 г. переговоры с премьер - министром Великобритании Д. Ллойд-Джорджем и министром иностранных дел Дж. Бальфуром. В 1915 - 1916 гг. в Великобритании они образовали неформальный центр сионистов. Этим они также противились принятой Исполнительным комитетом в 1916 г. в Копенгагене резолюции, которая запрещала иметь связи с любой страной, воюющей с Османской Империей. Итак, они убеждали премьер - министра и министра иностранных дел в том, что «обеспеченное публичным правом убежище» может быть создано в Эрец - Исраэль под покровительством Великобритании. Надо отметить, что Британское правительство с симпатией относилось к сионизму еще со времен Т. Герцля. Но Британия думала и о своих интересах и тут наталкивалась на то, что создание еврейского государства спровоцирует распад Османской Империи, что в конечном итоге может нанести вред интересами британцев в регионе. Британия старалась сохранить территориальную целостность Османской Империи. Но ничего не вечно в это мире и, тем более, в политике…Поворотным пунктом оказалось то, что Османская Империя вступила на сторону центральных держав в войне. Как известно, уже в 1916 г. было заключено секретное соглашение Сайкс - Пико между Англией и Францией, которое предусматривало раздел турецких владений. Что касается территории Эрец - Исраэль, то она должна была превратиться в международную зону (за исключением района Хайфы, отходившего Великобритании). Но в самом договоре не упоминалось о создании еврейского государства и даже о переселении евреев на данную территорию: договор представлял интересы только Англии и Франции. Однако в 1917 г. обстановка вновь изменилась.
Британская армия генерала Алленби (с помощью еврейской организации Нили, которая занималась разведкой) развернула наступление на Эрец - Исраэль. Руководители британского правительства начали постепенно осознавать, что они могут использовать принцип самоопределения наций (который очень популярным было в то время) для своих интересов: чтобы добиться создания еврейского государства, который являлся бы важным пунктом для продвижения к Суэцкому каналу. Этим Великобритания могла добиться намного болше, чем было представлено в договоре Сайс - Пико. На пути понимания сионистов и британского правительства стоял так же авторитет Х. Вейцмана, который разрабатывал в то время взрывчатые вещества, что укрепляло мощь армии).
Наконец - то, 2 ноября 1917 г. была опубликована Декларация Бальфура, в которой подчеркивалось, что «правительство Его Величества благосклонно относится к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия, чтобы облегчить достижение этой цели[9]. Она стала международно признанным документом в июле 1922 года, когда вошла в текст британского мандата на Палестину. Это была та самая "хартия", Герцля, которая ЮРИДИЧЕСКИ гарантировала права евреев на Эрец - Исраэль. Главная задача была решена.
Дело в том, что с начала Первой мировой войны и до ее окончания идеи сионизма и британского правительства переплетались. Все цели сионистов, их планы и предложения полностью соответствовали стратегическим интересам правящих кругов Англии. В меморандуме британского Генерального штаба подчеркивалось: «Создание буферного еврейского государства в Палестине, хотя само по себе это государство будет слабым, желательно для Великобритании со стратегической точки зрения». Впоследствии, Ллойд Джордж сказал: «...декларация Бальфура не является простым актом милосердия. Следует понять, что речь идет о сделке в обмен... на поддержку евреями всего мира дела союзников»[10]. Но не стоит забывать, что и военная ситуация в Европе тоже явилась предпосылкой взаимопонимания сионистов и британского правительства. Именно это переплетение интересов в конечном итоге стало корнем для создания Декларации Бальфура – декларации о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев. Декларацию Бальфура отправил Артур Джеймс Бальфур, министр иностранных дел Великобритании, лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду 2 ноября 1917 г. В декларация было написано: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, не еврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране».
Этой декларацией Бальфур, можно сказать, отказался от прежних обязательств британского правительства перед Францией и арабами. Здесь следует подчеркнуть тот интересный факт, что именно этой декларацией Англия положила начало негативному развитию международных отношений на Ближнем Востоке, так как тогда и так же сейчас данная декларация является главным юридическим притязанием на Палестину. Всемирная Сионистская Организация представляет эту декларацию как ЗАКОННОЕ ПРАВО на переселение, поскольку данная декларация была дана Великобританией (данное обстоятельство во многом объясняет ненависть арабов именно к Великобритании, и, кроме этого, она была единственной державой, которая сочувствовала мировому еврейству). Но эта декларация была не столько актом милосердия Бальфура, а хорошо продуманным политическим и военным актом (надо отметить, что ее одобрил и Военный кабинет министров). Марк Сайкс говорил, что для Великобритании весьма важно утверждение в Палестине, и именно с этой целью надо поддерживать сионистов в вопросе создания национального очага. Познакомил Вейцмана, кстати, с Марком лорд Герберт Сэмюэлию.
В декабре 1916 года произошло еще одно важное событие, которое явилось катализатором в укреплении взаимопонимании между сионистами и Великобританий. Дело в том, что тогда произошла смена правительства. Тогда же, когда Ллойд Джордж (Лорд Милнер, член его военного кабинета, так же был настроен про - сионистски) стал премьер - министром, а Бальфур — министром иностранных дел, было принято решение о вторжении Великобритании в Палестину. Я считаю это поворотным пунктом в создании еврейского государства. В начале февраля 1917 г. Сайкс открыл переговоры с лидерами сионистов, приведшие впоследствии к Декларации Бальфура.
Британия была очень заинтересована идеей еврейского национального очага в Палестине, естественно, под протекторатом Великобритании. Это было вызвано не только желанием помочь евреям, но и тем, что этим шагом Великобритания надеялась иметь основания для отказа от соглашения Сайс - Пико, а уже в конце она намеревалась заменить его другой формой своей гегемонии: учреждением своего контроля над Эрец - Исраэлом. Сам Бальфур акцентировал свое внимание на пропагандисткой работе документа. В Великобритании был поставлен вопрос о том, следует ли взять на себя обязательства помощи воплощению идей сионизма (естественно, правительство понимало, что это сплотит всех евреев вокруг себя и ее союзников, и плюс к этому уже она добиться некоторых привилегий и над союзниками).
24 апреля 1920 г. Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 г. включена в текст мандата Великобритании на Палестину, утвержденного Лигой Наций. Декларация и мандат поощряли поселение евреев в Палестине, а также способствовали укреплению евреев и на несвободных Палестинских землях (сгон феллахов). Соотношение арабов и евреев на тот момент было 600 000 арабов и 80 000 евреев. Полномочия Великобритании носили исключительно временный характер, и срок мандатного правления должен был когда-либо завершиться. Так как по уставу Лиги Наций подмандатная территория – это не колония, и держатель мандата управлял страной «пока они не созреют окончательно для обретения независимости». Но когда будет созревание до обретения независимости не было указано… И арабская, и еврейская общины знали, что Британия когда - то покинет эту территорию, и они оба готовились к этому. Данное понимание дестабилизировало политическую ситуацию. Никто из сторон не знал, кто будет править над этой территорией после ухода британцев, будет ли это арабское государство с еврейской автономией или еврейское государство с арабской автономией, будет ли оно единым государством или нет. Но статья 2 Постановления о мандатном правлении в Палестине гласила: «Мандатный уполномоченный будет нести ответственность за создание в стране таких политических, административных и экономических условий, которые наилучшим образом обеспечат создание еврейского национального дома»[11]. Повторюсь опять, что "неразбериха" и "размытость" о будущем дестабилизировала ситуацию.
Важно отметить, что в Постановлении о мандатном правлении нигде не встречалось словосочетание «еврейское государство», но писалось «национальный дом для еврейского народа» (которое было заимствовано из письма министра иностранных дел Великобритании Артура Дж. Бальфура лорду Л. У. Ротшильду). Способствовал также к "размытости" и тот факт, что текст декларации не поясняет, что такое «национальный дом». Тогда же можно было предположить, что угодно: и государство, и автономию, и религиозный очаг. Не была отмечена и территория "национального очага"; будет ли это вся Палестина или ее половина, или ее маленькая часть, а может большая. В этом и заключалось высокое искусство дипломатии Великобритании. Арабское население было поставлено в тупик, так как с одной стороны, если это культурный или религиозный центр (даже если и автономия), то им будет принадлежать политический суверенитет, а если это государство, то они оставались меньшинством. Именно туманность документа в свою очередь "завязывала арабам руки" (МОЕ ЗАМЕЧАНИЕ).
Таким образом, ни евреи, ни арабы, ни даже англичане не представляли себе в начале 1920 - ых гг. какое политическое будущее ждет Палестину. И арабы, и Евреи пытались склонить Британию на свою сторону. Сами британцы тоже не знали, сколько они планируют побыть в Палестине, но при этом они хорошо понимали важность данной территории, которая является коридором для нефтяных богатств Востока. Вот почему с сначала мандатного правления британцы находились в центре противостояния между арабами и еврейским населением.
Нo статья первая о мандатном правлении гласила, что «страна — держатель мандата будет нести ответственность за создание в Палестине таких политических, административных и экономических условий, которые наилучшим образом обеспечат создание национального дома для еврейского народа»[12]. Статья третья гласила, что администрация «будет обеспечивать наиболее благоприятные условия для еврейской иммиграции, при этом усилия будут положены на защиту прав и статуса других групп населения». Но на практике все было иначе: эти две статьи противоречили друг другу. Арабы были против переселения евреев, и все попытки сионистских лидеров договориться с местными арабами о совместном противостоянии британцам были обречены на провал. Арабы в лице как евреев, так и британцев видели «крестоносцев 20 века», которых необходимо изгнать. Хотя были и арабские организации, которые стремились к совместному сосуществованию и взаимопониманию с сионизмом, который в свою очередь стремился к тому же.
Доказательство тому слова эмира Фейсала (который, кстати, считал, что еврейское движение национальное, а не империалистическое): «Обе главные ветви семитской семьи понимают друг друга: арабы не испытывают чувства зависти по отношению к сионистски настроенным евреям и намерены вести с ними честную игру, а евреи, со своей стороны, обещали национально настроенным арабам ответить тем же. Мы считаем, что арабы и евреи – двоюродные братья по крови, одинаково страдающие под властью превосходящих сил и по счастливому совпадению одновременно получившие возможность сделать первые шаги к осуществлению своих национальных идеалов. Мы, арабы, в особенности наш просвещенный слой, с глубокой симпатией относимся к сионистскому движению. Наша делегация ознакомилась с предложениями, сделанными Сионистской организацией, и считает их умеренными и разумными. Со своей стороны, мы сделаем все возможное, чтобы эти предложения были приняты; мы будем рады приветствовать евреев на их родине»[13].Но его слова не имели большого успеха, и ситуация была такова: арабы сопротивлялись любому диалогу с сионистским движением, a палестинские националисты делали все, чтобы прервать попытку достижения согласий между сионизмом и арабским миром.
Информация о работе Предыстория создания государства Израиль