Предпосылки проведения реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Работа содержит 1 файл

история УВАУГА.docx

— 61.30 Кб (Скачать)

Валуеву было поручено подготовить проект «нового учреждения Государственного совета». По этому проекту предполагалось образование при Государственном совете «съезда государственных гласных» из представителей губернских земств и городов для предварительного обсуждения некоторых законов перед внесением их в Государственный совет.

К марту 1863 г. был  выработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», который после обсуждения его  в Государственном совете 1 января 1864 г. был утверждён Александром II и получил силу закона. По этому  закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов - уездных и губернских земских  собраний, и исполнительных - уездных  и губернских земских управ. Те и  другие избирались на трёхлетний срок. Члены земских собраний назывались гласными (имевшими право голоса). Количество уездных гласных по разным уездам колебалось от 10 до 96, а губернских - от 15 до 100. Губернские земские гласные  избирались на уездных земских собраниях  из расчёта 1 губернский гласный от 6 уездных. Выборы в уездные земские  собрания проводились на трёх избирательных  съездах (по куриям). Все избиратели делились на 3 курии: 1) уездных землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) выборных от сельских обществ. В первую курию  входили все землевладельцы, имевшие  не менее 200 десятин земли, лица, обладавшие недвижимой собственностью на сумму  свыше 15 тыс. руб. или же получавшие годовой доход свыше 6 тыс. руб., а  также уполномоченные от духовенства  и землевладельцев, имевших менее 200 десятин земли. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне  и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия. Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владельцы  торговых и промышленных заведений  в городах с годовым доходом  свыше 6 тыс. руб., а также владельцы  городских недвижимых имуществ стоимостью не менее как на 500 руб. в мелких и на 2 тыс. руб. - в крупных городах. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией, а также дворянами. Третья курия состояла из представителей сельских обществ, главным образом крестьян. Однако по этой курии могли баллотироваться также и местные дворяне и духовенство. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей - многостепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выбирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала цель провести в земства наиболее состоятельных и «благонадёжных» гласных из крестьян и ограничить самостоятельность сельских сходов при выборе представителей в земства из своей среды. Важно отметить, что по первой, землевладельческой курии избиралось такое же количество гласных в земства, как и по остальным двум, что обеспечивало преобладающее положение в земствах дворянства.

Председателями  уездного и губернского земских  собраний являлись уездный и губернский представители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной сельской управы утверждал губернатор, а губернской управы - министр внутренних дел. Гласные  земских собраний никакого вознаграждения за службу в земстве не получали. Земства получали право содержать  на своём жаловании (по найму) земских  врачей, учителей, статистиков и  прочих земских служащих (которые составляли так называемый третий элемент в земстве). На содержание земских учреждений собирались сельские сборы с населения.

Земства лишены были каких бы то ни было политических функций. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавалось устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, «попечение» о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей, содержание местных тюрем и домов для умалишенных.

Земства находились под контролем местной и центральной  власти - губернатора и министра внутренних дел, которые имели право  приостановить любое постановление  земского собрания. Сами земства е  обладали исполнительной властью. Для  выполнения своих постановлений  земства вынуждены были обращаться за содействием к местной полиции, которая не зависела от земств.

Компетенция и деятельность земств всё более ограничивалась законодательными методами. Уже в 1866 г. последовала серия циркуляров и «разъяснений» Министерства внутренних дел и Сената, которые предоставляли губернатору право отказывать в утверждении всякого избранного земством должностного лица, ставили земских служащих в полную зависимость от правительственных учреждений, ограничивали возможности земств облагать сборами торговые и промышленные заведения. (что существенно подрывало их финансовые возможности). В 1867 г. последовали запреты земствам разных губерний сносится друг с другом и сообщать друг другу свои решения. Циркуляры и указы ставили земства в ещё большую зависимость от власти губернатора, стесняли свободу прений в земских собраниях, ограничивали гласность и публичность их заседаний, оттесняли земства от заведования школьным образованием.

И всё же земства  сыграли немалую роль в решении  местных хозяйственных и культурных вопросов: в организации местного мелкого кредита, путём образования  крестьянских судо-сберегательных товариществ, в устройстве почт, дорожном строительстве, в организации медицинской помощи в деревне, народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских  школ, которые считались лучшими.

В 1862 г. началась подготовка реформы городского самоуправления. В 509 городах возникли местные комиссии. Министерство внутренних дел составило  сводку материалов этих комиссий и  на основании её к 1864 г. выработало проект «Городового положения». В марте 1866 г. проект был внесён на обсуждение Государственного совета, где он пролежал без движения ещё 2 года. Подготовка городской реформы проходила  в условиях усиления реакционного курса  самодержавия. Лишь 16 июня 1870 г. изменённый проект «Городового положения» был  утверждён Александром II и стал законом.

По этому закону в 509 городах России вводились новые, формально бессословные, органы городского самоуправления - городские думы, избираемые на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и двух или  более её членов. Городской голова одновременно являлся председателем  думы и городской управы. Право  избирать и быть избранным получали лишь обладавшие определённым имущественным  цензом плательщики городских налогов. По размерам уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три  избирательных собрания: в первом участвовали наиболее крупные плательщики, уплачивающие треть общей суммы  городских налогов, во втором - средние  налогоплательщики, уплачивающие также треть городских налогов, и в третьем - мелкие налогоплательщики, уплачивающие остальную треть общей суммы городских налогов. Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она явмлась всё же крупным шагом вперёд, поскольку заменила прежние, феодальные, сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.

3.2. Судебная реформа.

В 1861 г. государственной  канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные  юристы страны. Видную роль здесь играл  известный юрист статс-секретарь  Государственного совета С. И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в  судебные учреждения, университеты, известным  зарубежным юристам и легли в  основу судебных уставов. Разработанный  проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость  от административной власти, несменяемость  судей и судебных следователей, равенство  всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность  судебного процесса с участием в  нём присяжных заседателей и  адвокатов (присяжных поверенных). Это  являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным  судом, с его безгласностью и  канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864 г. Александр  II утвердил судебные уставы. Они  вводили коронный и мировой  суды. Коронный суд имел две  инстанции: первой являлся окружной  суд, второй - судебная палата, объединявшая  несколько судебных округов. Выборные  присяжные заседатели устанавливали  лишь виновность или невиновность  подсудимого; меру наказания определяли  судьи и два члена суда. Решения,  принятые окружным судом с  участием присяжных заседателей,  считались окончательными, а без  их участия могли быть обжалованы  в судебной палате. Решения окружных  судов и судебных палат могли  быть обжалованы только в случае  нарушения законного порядка  судопроизводства. Апелляции на  эти решения рассматривал Сенат,  который являлся высшей кассационной  инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных  решений. 

Для разбора мелких проступков и гражданских дел  с иском до 500 рублей в уездах и  городах учреждался мировой суд  с упрощённым судопроизводством.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных  поверенных - адвокатуру, а также  институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым  передавалось изымаемое из ведения  полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный  поверенный и его помощник сверх  того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано  лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет на государственной  службе.

Надзор за законностью  действий судебных учреждений осуществлялся  обер-прокурором Сената, прокурорами  судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно  министру юстиций. Хотя судебная реформа  была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили в судебную реформу еще большее отступление от принципов буржуазного суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы - судились особым Верховным уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

Под воздействием общественного демократического подъёма  в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные  наказания по приговорам гражданских  и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта  мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись.

3.3. Финансовые реформы.

Потребности капиталистической  страны и расстройства финансов в  годы Крымской войны повелительно требовали  упорядочения всего финансового  дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии  финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом  аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный  банк, который заменил собой прежние  кредитные учреждения - земский и  коммерческий банки, сохраняя казну  и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный  бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый  порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным  распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого  же времени начала публиковаться  во всеобщее сведение роспись доходов  и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения  государственного контроля - контрольные  палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы  всех местных учреждений. С 1868г. стали  публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система  откупов, при которой большая  часть косвенного налога шла не в  казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей  сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть  налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась  подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные  сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи  составляли свыше 25% государственных  доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном  бюджете шло на содержание армии  и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы  на народное образование, медицину, призрение  составляли менее 1/10 государственного бюджета.

3.4. Военная реформа.

Поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более  современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.

Информация о работе Предпосылки проведения реформ