Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:20, реферат
Князь располагал еще целым отрядом слуг, ведавших более мелкими делами княжого управления и хозяйства. Различные подати собирали особые лица: данщики, «боровщики» (собиравшие особую подать — «черный бор»), белыцики (ведавшие сбором «белок» — особых денежных пошлин), ямщики (собиравшие «ямские деньги») и т. д. На суде фигурировали приставы и доводчики, селами управляли посельские, которые могли быть назначены даже из числа несвободных слуг князя.
Что касается организации войска Московского князя, то она была типично феодальной.
Основную массу московского войска составляли дружины мелких князей и бояр, состоявшие из вооруженных конных и пеших слуг, челядинцев, холопов. Наряду с этим все большее и большее значение начинает приобретать собственная многочисленная великокняжеская дружина.
Экономические связи способствуют политическому объединению северо-восточной Руси в единое национальное государство.
Экономическое общение отдельных районов является основой образования великорусского народа. Падают экономические и политические перегородки, отделявшие одно княжество от другого. Рязанцы торгуют в Москве, новгородцы в Твери, москвичи в Пскове и т. д. Отсутствие регулярных сношений между отдельными областями древней Руси ранее приводило к тому, что в каждом княжестве — «национальной области» (Ленин) — существовали свои говоры, унаследованные от древних племен, свои обычаи, порядки, нравы, свой особый быт, одежда, украшения.
Постепенное разрушение экономической разобщенности отдельных частей Руси подготовляет объединение Руси в единый политический организм, в государство, населенное одной народностью. Ленин указывает: «Сплочение национальных областей (воссоздание языка, национальное пробуждение etc.) и создание национального государства. Экономическая необходимость его. Политическая надстройка над экономикой».(5)
Ленин говорит не только об экономической необходимости образования национального государства. Он подчеркивает объединение, сплочение национальных областей в национальное государство.
Постепенно стираются языковые и культурные различия между русским населением отдельных областей. Купцы и ремесленники, ездившие не только в соседние города, но и в другие княжества, первые вводят у себя дома, в своем родном городе, иногородние обычаи, вводят новые порядки, в их языке появляются новые слова. Пскович теперь меньше отличается от тверича, рязанец от москвича, новгородец от владимирца. Создается язык, хотя и имеющий ряд местных особенностей, но тем не менее единый русский язык, средство общения и «главное орудие человеческих торговых сношений...» (Ленин). Создание языка является основой формирующейся народности, а позднее и нации.
Вместе с образованием русского языка идет создание единой национальной русской культуры во всех ее проявлениях. Старый церковно-славянский язык постепенно вытесняется в документах новым языком, близким к народному, разговорному языку, причем, естественно, за основу московские дьяки и подьячие, составлявшие документы, взяли московскую речь. Таким образом, на ряду с образованием территории великорусской народности идет процесс формирования русского языка одного «из самых сильных и самых богатых живых языков» (Энгельс). Появляется «книжность»: тверская, псковская и, наконец, московская, возникшая позднее первых, но тем не менее быстро занявшая первое место. Появляются московские летописи, хронографы, похвалы, жития, сказания и повести.
На Западе особое значение в период образования нации имеет королевская власть. Энгельс, характеризуя период феодальной раздробленности, отмечает, «что во всей этой всеобщей путанице королевская власть (das Königtum) была прогрессивным элементом, — это совершенно очевидно. Она была представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противоположность раздроблению на бунтующие вассальные государства».(6) Таким же представителем «порядка в беспорядке», господствовавшем в удельный период на Руси, представителем порядка, противопоставлявшим себя «бунтующим вассальным государствам»— удельным княжествам, был великий князь Московский, к которому тяготели боярство, дворянство и горожане. Но нация еще не успела сложиться. Нация — историческая категория, складывающаяся в период капитализма. Товарищ Сталин отмечает, что «складывание людей в нации приурочивается к этому периоду», (7) т. е. к периоду капитализма. В России же в те времена, указывает товарищ Сталин, «.. .капиталистического развития еще не было, оно, может быть, только зарождалось...».(8) Как мы уже видели, в XV веке только лишь зарождается «всероссийский рынок», только начинает создаваться великорусская народность.
На Западе процесс ликвидации феодализма и складывания нации совпал с образованием централизованных государств.
Не то было на
Востоке Европы, в частности в
России. Интересы самообороны от нашествия
монголов с Востока, от нападений
польско-литовских панов с
Товарищ Сталин указывает: «На востоке Европы, наоборот, процесс образования национальностей и ликвидации феодальной раздробленности не совпал по времени с процессом образования централизованных государств. Я имею в виду Венгрию, Австрию, Россию. В этих странах капиталистического развития еще не было, оно, может быть, только зарождалось, между тем как интересы обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока требовали незамедлительного образования централизованных государств, способных удержать напор нашествия. И так как на востоке Европы процесс появления централизованных государств шел быстрее процесса складывания людей в нации, то там образовались смешанные государства, состоявшие из нескольких народностей, еще не сложившихся в нации, но уже объединенных в общее государство».(9)
Чем больше крепло и росло великорусское государство, захватывая новые земли и покоряя народности и племена, тем все более и более оно превращалось в многонациональное государство, «.. .строящееся на господстве одной нации, точнее — ее господствующего класса, над остальными нациями...», (10) причем «в России роль объединителя национальностей взяли на себя великороссы, имевшие во главе исторически сложившуюся сильную и организованную дворянскую военную бюрократию». (11)
Когда в XVI веке окончательно укрепилось централизованное государство, абсолютная монархия, и была подавлена имевшая место при Грозном попытка бояр и князей восстановить старые удельные порядки, Россия была уже многонациональным государством. Но в XV веке только лишь складывалось великорусское государство, только лишь начинались захваты земель и покорение народностей и племен; поэтому государство Московское в основном было заселено великорусским народом. В «тезисах по памяти» о национальном вопросе Ленин указывает: «Россия = национальное государство в основе, базе [подчеркнуто мною. — В. М.}, центр (Псков — Ростов н/Д.). Окраины — национальности. Крайний гнет».(12)
Поскольку складывавшееся объединенное государство оставалось государством русского народа, мы можем говорить о создании в конце XV и в начале XVI века Русского национального государства. Наряду с национальным государством складывалась и русская национальная культура.
В Москве и в других городах Руси развивается высокохудожественная древнерусская архитектура.
В Новгороде славились своим искусством мастера-зодчие: Иван, Климент и Алексей, в Пскове — Федор.
Мастера были и из числа иноземцев, главным образом греков. Попадались и «римляне» (итальянцы) и «немцы из-за моря» (не ливонцы). Многие из них имели учеников из русских. Так, «греческими выучениками» были мастера-живописцы московские Гайтан, Семен и Иван, в свою очередь имевшие многочисленных учеников. Особенно славился живописец Феофан Грек, а из русских — Андрей Рублев.
На Руси было уже немало искусных литейщиков, как, например, Борис Римлянин, механиков, как Лазарь, родом серб, поставивший часы на дворе великого князя в Москве, щитников, оружейников, серебряников (ювелиров) и т. д. Работали мастера чаще всего «наймитами» (по найму) со своей «дружиной» (артелью, учениками, подмастерьями).
Усложнение всей социально-политической и экономической жизни северо-восточной Руси заставляет князя заняться юридическим оформлением феодальных порядков. Появляются попытки свести их к определенным нормам, записанным в законодательных памятниках: Уставная Двинская грамота Василия Дмитриевича, Псковская Судная грамота. Существует, кроме того, масса актов и грамот всевозможного рода, данных по поводу каждого конкретного случая. Несмотря на обилие всевозможного рода законов и актов, народные массы все больше и больше теряли свои права.
Грубое насилие, жестокость и жадность царили среди господствующего класса феодалов.
Князья боролись из-за уделов и вотчин, наушничая в Орде друг на друга, не останавливаясь перед убийствами и клятвопреступлениями. В борьбе против сильнейшего Московского князя удельное княжье считало пригодным все средства. Он платил им тем же. Сама политическая система — феодальная раздробленность — не могла не породить подобных отношений между князьями, принимающих особо грубый, варварский характер вследствие специфической политики Золотоордынского хана, заключавшейся в стремлении натравливать русских князей друг на друга.
Князья, а тем более бояре оставались грубыми и необразованными: Дмитрий Донской «не был обучен книгам», Василий Темный был «ни книжен, ни грамотен». Центрами богословской учености были монастыри, грамотными людьми — монахи да дьяки. Но народ ценил и любил книгу и просвещение. Во время осады Москвы Тохтамышем горожане со всех сторон сносят книги, спасая их от татар.
«Книжная ученость», слабо затронувшая князей, еще меньше распространялась среди крестьян и «черных людей».
В деревнях, селах господствовали древние народные обычаи. Сходились на «игрищах», «вечерях», пели, плясали. На свадьбах пировали, по покойникам справляли поминки.
Из уст в уста передавались мудрые народные поговорки, басни, предания, былины, сказки. Полуязыческие обычаи уживались с христианством. Верили в «сглаз», в «чох, сон, птичий грай», в недобрую встречу, ворожили, гадали, ходили к ворожеям и колдунам, уживавшимся в селе или городе наряду с попом и дьяконом. Жилось бедно, тяжело.
Маленькие двух-трехдворные села покрывали собой всю русскую землю. Пахали землю первобытной сохой, отдавая добрую половину урожая в качестве всяких налогов, «выдирали» новые участки леса для пашни, били зверя, ловили рыбу. Княжие данщики «езовники» и прочий люд, собиравший подати, отбирали часть улова, добычи.
Иноземные «вороги», налетая как саранча, часто грабили и обирали все население; частенько обирали крестьян княжие дружины, которых распускали на «покорм» и свои князья.
Когда грозные силы врага надвигались на русские земли, крестьяне, вооруженные, чем попало: кто топором, кто дубиной или рогатиной, поднимались все как один и били ворога: «немчина» с крестом на плаще, «литвина» с длинным мечом, «ляха» с кривой венгерской саблей, неуловимого, быстрого и хищного лихого наездника-татарина, молчаливого шведа — всех, кто хотел поживиться за счет Руси, подчинить себе свободолюбивый русский народ.
Древние книжники русские первые отразили в своих произведениях стремление народа к единению, к сохранению самостоятельности русской земли, патриотические чувства русского народа. Так записано было народное предание о борьбе с татарами Чолхана Тудановича, знаменитая «Щелкановщина». Новгородцы создают два чудесных памятника, отразивших борьбу с немцами и шведами. Это «Сказание о великом князе Александре Невском» и «Рукописание Магнуша, короля свейского». Последнее «сказание» начинается так: «Я, Магнус, король шведский, нареченный во святом крещении Григорий, отходя от света сего, пишу рукописание при своем животе и приказываю своим детям, своей братье и всей земле шведской: не наступайте на Русь на крестное целование, потому что нам не удается». Далее следует перечисление всех неудачных походов шведов на Русь, начиная от Невской битвы и до похода Магнуса. Простотой и безыскусственностью дышит сказание о другом герое борьбы Руси с немцами — псковском князе Довмонте.
Борьба с татарами
отразилась в «Сказании о Батыевом
нашествии», в «Слове о погибели
русской земли», в повести о
«Мамаевом побоище», «Задонщине», написанной
в подражание известному древнерусскому
патриотическому памятнику «Слову о полку
Игореве», в «Слове о великом князе Дмитрии
Ивановиче», в особом сказании «О московском
взятии от царя Тохтамыша», в «Повести
об иконе Владимирской божьей матери»,
гдеговорится о нашествии Тимура, и других
повестях и сказаниях, написанных в связи
с менее значительными эпизодами борьбы
русских с татарами («Повесть о царевиче
Мустафе», «Сказание о битве на Ворскле»-и
т. д.) Волна народного гнева против угнетателя
— Золотоордынского хана — отразилась
в былине о том, как «Илья Муромец освободил
Киев от Калина царя». Связанный татарами
Илья Муромец
«Вскочил в полдрева стоячего,
Изорвал чембуры на могучих плечах,—
Не допустят Илью до добра коня
И до его то до палицы тяжкие,
До медны литы в три тысячи, —
Схватил Илья татарина за ноги,
Который ездил во Киев град,
И зачал татарином помахивати:
Куда ни махнет, тут и улицы лежат,
Куда отвернет — с переулками,
А сам татарину приговаривает:
«Аи крепок татарин не ломится
А и жиловат, собака, не изорвется».
И только Илья слово вымолвил,
Информация о работе Предпосылки образования национального государства