Правовые основы аграрной реформы в 60 гг.19 в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение правовых основ аграрной реформы в 60 годах 19 века.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Предпосылки реформы …………………………………………………………. 4
2. Отмена крепостного права ……………………………………………………… 6
3. Правовые акты аграрной реформы …………………………………………… 9
Заключение ………………………………………………………………………... 11
Список использованной литературы ………………………………………….. 12

Работа содержит 1 файл

Правовые основы аграрной реформы в 60 гг. 19 в..docx

— 31.08 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………………. 3

1. Предпосылки  реформы …………………………………………………………. 4

2. Отмена  крепостного права ……………………………………………………… 6

3. Правовые  акты аграрной реформы …………………………………………… 9

Заключение  ………………………………………………………………………... 11

Список использованной литературы ………………………………………….. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде  крепостных крестьян, также приходила  в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая  промышленность - купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных  работников, сужал рынок сбыта.

Рост  капиталистической промышленности в стране требовал все больше и  больше свободных рабочих рук. Этому  существенно мешала барщинная система  хозяйства. Представители буржуазии  и некоторая часть либеральных  помещиков требовали отмены барщинной  системы и перехода к вольнонаемному труду.

Указанными  предпосылками объяснялось то, что  аграрная реформа была неизбежна.

Целью работы является изучение правовых основ аграрной реформы в 60 годах 19 века.

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки реформы

 

Император Александр II вступал во власть в  очень тяжкое время. Трудная и  неудачная Крымская война потрясла государство. Требовались большие  усилия и большое искусство для  того, чтобы сохранить честь империи  и привести дело к хорошему миру. Все внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

После падения  Севастополя осенью 1855 г. русским  войскам удалось достигнуть успеха на Азиатском театре войны. Генералом  Н.Н.Муравьевым была взята важная турецкая крепость Карс. Во всех остальных местах военные действия шли вяло, настало затишье. Победа под Карсом давала Александру возможность начать переговоры о мире без ущерба для чести государства. В начале 1856 г. (при посредстве Австрии и Пруссии) удалось собрать в Париже конгресс европейских дипломатов для заключения мира. Мирный договор был подписан в марте 1856 года на условиях, довольно тяжких для России.

По Парижскому  миру Россия получала обратно потерянный ею Севастополь в обмен на Карс, возвращаемый Турции. В пользу Молдавии Россия отказалась от своих владений в устье Дуная (и, т.о., перестала быть в непосредственном соседстве с Турцией). Россия потеряла право иметь военный флот на Черном море, которое было объявлено нейтральным, и проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты для военных судов всех государств.

Объявляя  особым манифестом о заключении мира, император Александр II заканчивал этот манифест определенным пожеланием внутреннего  обновления России: «Да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют  в судах ее; да развивается повсюду  и с новою силою стремление к просвещению и всякой полезной деятельности». В этих словах заключалось  как бы обещание внутренних реформ, необходимость которых чувствовалась  одинаково как правительством, так  и обществом.

Действительно, вскоре наступила «эпоха великих  реформ» императора Александра II. Прежде всего было упразднено крепостное право на крестьян (1861г.). Затем последовали реформа земская, судебная, финансовая, реформа системы образования, военная реформа. Все стороны государственной и общественной жизни подверглись изменениям; эпоха реформ охватила все слои русского общества.

С точки  зрения внутренней политики перед Россией  стояла задача освобождения основной части населения от рабства, от крепостной зависимости. Ни в одной стране мира крепостного права не было. Россия была в этом вопросе уникальным явлением. Необходимость отмены крепостного  права обуславливалась следующими обстоятельствами:

1. Восточная  война ясно показала экономическую  отсталость и слабость нашего  государства. Труд крепостных  крестьян был малопроизводителен  и не способствовал развитию  аграрного сектора и экономики  России в целом. Модернизация  страны, преодоление технико-экономического  отставания были невозможны в  рамках крепостничества.

2. Крепостное  право как форма рабства осуждалось  всеми слоями русского общества. С внешнеполитической точки зрения  крепостническая Россия выглядела  страной варварской, авторитет ее  падал. 

3. Последствия  Крымской войны и продолжающийся  крепостнический гнет создавали  социальную напряженность в государстве,  условия для политического взрыва  в стране. Опасаясь стихийных  выступлений крестьянства, Александр  II пришел к выводу, что лучше  освободить крестьян «сверху», не  дожидаясь, пока они освободят  себя «снизу»1.

К середине XIX столетия общий кризис феодально-крепостнической  системы достиг наибольшей остроты.

Феодально-крепостнический  строй исчерпал возможности своего развития. Незаинтересованность крепостного  работника в результатах своего труда исключала возможность  применения машин и улучшения  агротехники в помещичьем хозяйстве. Значительная масса помещиков все еще видела главный способ повышения доходности имений в увеличении повинностей крестьян. Нередко обнищавшие деревни страдали от голода, что в свою очередь пагубно сказывалось и на помещичьем хозяйстве. Страдала и казна, ведь за крестьянами числились десятки миллионов рублей недоимок (долгов) по государственным налогам и сборам.

 

2. Отмена крепостного права

 

В 30 - 50-е  гг. XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической  промышленности, тесно связанной  с выработкой товаров на рынок, приводило  к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего  рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это  объяснялось тем, что подавляющая  часть населения страны вела натуральное  хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями  промышленной продукции.

Еще Павел I установил ограничение барщинных  дней - не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина  была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного  права барщинных крестьян насчитывалось 71,1% .

Отмена  крепостного права произошла  не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных  актов об отмене крепостного права.

В начале января 1857 г. по указанию царя был образован  Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако идея отмены крепостного права встретила  сильное сопротивление со стороны  крепостников-помещиков. Комитет, выражая  интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.

Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно  отказываться от своих привилегий и  терять такую бесплатную рабочую  силу, как крепостные крестьяне. Сам  царь вынужден был подходить к  этому вопросу иначе. Он и его  ближайшие соратники видели, что  в стране назревает революционная  ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу  на явно не выгодных для помещиков  условиях.

Царизм  при выработке проекта реформы  не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его  выяснения царское правительство  образовало из местных помещиков  губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту  отмены крепостного права2.

Революционная ситуация 1859 - 1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение  вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономического развития.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход  их в состояние собственников. Для  этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Реформа предусматривала организацию крестьянского  самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной  полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный  институт - сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные  с распределением земли среди  членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным  образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля3.

Оценивая  крестьянскую реформу важно подчеркнуть  следующее.

Во-первых, по мнению большинства современных  историков, крестьянская реформа стала  результатом компромисса между  помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были максимально  учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.

Во-вторых, с точки зрения заложения основ  будущего экономического развития России, крестьянская реформа не может оцениваться  только положительно. Камнем преткновения является введение общинной собственности  на землю. С точки зрения технического осуществления реформы община была более удобна, нежели отдельный домохозяин. С административно-полицейской точки  зрения она также представляла более  удобства - легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности. Однако общинное владение есть стадия только известного момента жития  народов, с развитием культуры и  государственности оно неизбежно  должно переходить в. индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это у нас, то народ и  государство хиреют.

В-третьих, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между  ними и помещиками: крестьянское малоземелье  и наличие крупного помещичьего  земледелия, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было свидетельством компромиссного характера реформы.

В-четвертых, реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные  имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 году - восстание  крестьян в селе Бездна, Казанской  губернии и Кандеевке, Пензенской губернии.

В-пятых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве  и сословном преобладании дворянства. Таким образом, новые условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имеющих целью создать новую систему государственного управления.

В целом  крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему  развитию в России капиталистических  отношений.

 

3. Правовые акты аграрной реформы

 

Подготовка  крестьянской реформы началась в 1857 г. С этой целью был создан Секретный  комитет, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и он был преобразован в Главный  комитет по крестьянским делам. Одновременно создаются Редакционные комиссии и  губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители  буржуазии, не говоря уже о крестьянах.

Подъем  крестьянского движения заставил правительство  ускорить подготовку реформы и отвергнуть попытки реакционных крепостнических  кругов отпустить крестьян “на волю”  без земли или хотя бы затормозить  реформу. Однако ряд предложений, исходящих  от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственное  Совета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что “все, что можно было сделать для  защиты интересов дворянства, было сделано”.

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в пользование крестьян.

19 февраля  1861 г. Манифест, Общее положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости и другие акты  о крестьянской реформе (всего  17 актов) были подписаны царем. 

Информация о работе Правовые основы аграрной реформы в 60 гг.19 в.