Правовое положение групп населения в Древней Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассматриваем спартанское государство периода VIII в. до н. э., выбор хронологических рамок определяется тем, что Спарта именно этого периода отличалась наибольшей стабильностью социальной структуры.

Содержание

Введение ………………………………………………3
Зависимые землевладельцы - Илоты……………...7
Аристократия Древней Спарты. Спартиаты……12
Свободное население. Периеки……………………16
Заключение…………………………………………..19
Список используемой литературы………………..21

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС реферат спарта (2).docx

— 41.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Аристократия Древней Спарты. Спартиаты.

 

Спартиаты (или гомеи, от греч. – «равные») – сословие в Спарте, мужчины, которые обладали полными гражданскими правами. Они представляли собой сословие профессиональных воинов, единственной обязанностью которых была военная служба. Сословие зародилось во время реформ Ликурга (одного из древнеспартанских законодателей) в VIII в. До н.э., заложивших основы спартанского государства.

 

Реформы Ликурга, приспособив  многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли  решить основную задачу - сохранить  приблизительное равенство в  коллективе завоевателей (во избежание  раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение  внутренней торговли, позволили сформироваться «общине равных» - схожих по материальному  положению граждан. С того же времени  гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с  илотами, прошел школу спартанского военного обучения (агел), полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти.

Для воспитания спартиадов была создана всеобщая система воспитания – агогэ. Все мальчики из семей  граждан с семилетнего возраста попадали в закрытые полувоенные  школы – агелы, где проходили  обучение до 18-20 лет. При этом основное внимание уделялось физической подготовке, военному делу, а также идеологии. Условия были очень суровы, недостаток питания и комфорта приучали юношей к лишениям, связанным с военной службой. Поощрялось соперничество и соревнования между обучающимися, выделяя таким образом потенциальных лидеров. Никто не мог стать гражданином, не пройдя обучение в агеле. Исключениями были спартанские цари (не обязанные проходить обучение) и историк Хилон, который получил гражданство за величайшие заслуги перед государством. Закончив обучение, спартанец получал гражданские права и мог принимать участие в  сисситиях (общественных трапезах, организованных за счет ежемесячных сборов спартиатов).

 

Сисситии проводились  в целях поддержания единства. Порции участников сисситий были равными. Почетные доли получали должностные  лица. Одинаковыми были одежда и  вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные  Ликургом правила против роскоши. Запрещалось  спартиатам и торговать, для них  вводились тяжелые, неудобные в  обращении железные монеты. Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывающей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях.

Достигнув 30 лет, спартиат получал право на частную жизнь и мог покинуть казарму. Здесь также были ограничения – гражданин был обязан иметь семью и детей, а холостяки и бездетные сурово порицались.

Жили спартиаты в подобии  города, объединявшего 5 селений и  напоминавшего своеобразный военный  лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью граждан была военная служба, она же была единственной возможностью продвинуться и занять более заметное и влиятельное общественное положение. Немногие избранные граждане входили в привилегированныйкорпус 300 всадников. Все занятия, не связанные с войной, были запрещены или считались неподобающими гражданину.

Достигнув 60-летнего возраста и добившись уважения в обществе, гражданин мог быть избран в герусию  – совет старейшин. В герусию  входило 30 человек: 28 граждан, избиравшиеся пожизненно и 2 царя. Геруссия являлась высшим правительственным органом.

Аристократическая «община  равных», не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых  земель и удержание в повиновении  уже завоеванных масс населения.

Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в то же время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть  кому-либо из спартиатов, лишив их права  продажи земли, илотов и осуществляя  время от времени передел клеров.

 

После Пелопонесской войны в  Спарте произошли серьезные изменения  в основных классах общества, началось расслоение «общины равных», чему способствовали принятые законы о возможности отчуждения земли – клера (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов), а также обогащение некоторых спартиатов после Пелопонесской войны, что позволило им клеры скупать. Все это привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты. Только владение землей обеспечивало гражданину возможность получить соответственное воспитание и участвовать в общественных обедах, сисситиях. Потеря клера – земельного участка, автоматически исключала спартанского гражданина из сословия «равных» и означала резкое понижение его статуса.

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Свободное население. Периеки.

Свободное население в Спарте делилось на несколько сословий:

  • Гипомейоны («опустившиеся»)  - обедневшие или физически неполноценные граждане, лишенные за это части гражданских прав.
  • Мофаки («выскочки») – дети не-спартиадов, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства.
  • Неодамоны («новые граждане») – бывшие илоты (из числа лаконских). Получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопонесской Войны)
  • Периеки – свободные не-граждане.

Периеки были наиболее многочисленным слоем свободного населения, поэтому  про них необходимо поговорить подробнее.

Периеки (от греч. – «вокруг» и греч. «дом, жилище») – члены одной из групп лично свободного населения. Это жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скритис – северной части Лаконской долины. Земли периеков были ограничены от земель, населенных илотами, располагаясь в пограничных районах Спартанского государства, они создавали естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами. В отличие от других групп,  периеки могли свободно передвигаться и посещать другие города без специального разрешения, а также заниматься любыми видами профессиональной деятельности.  Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны, могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность.

Само слово «периеки» было довольно распространено у древнегреческих авторов, но чаще всего оно употреблялось в простейшем топографическом смысле – для обозначения людей, проживающих на переферии, на удалении от какого-то центра. Как обозначение особой социальной категории этот термин в древних текстах встречается редко – чаще всего применительно как раз к спартанским периекам. Из других примеров подобного рода можно назвать упоминание Аристотелем «критских периеков», но здесь речь идет о социальной категории, обладавшей принципиально иным статусом: «критские периэки» Аристотеля по своему положению близски спартанским илотам, но не спартанским периекам.

Вполне вероятно, что первоначально  периеки были равноправны со спартиатами  и были не сразу включены в состав Спартанского государства, находясь на положении союзников спартанской  военной общины, которая позднее  подчинила их себе.

Периэки продолжали вести  своё хозяйство, платили подати, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего  хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди  них было много ювелиров и золотых  дел мастеров. Однако после VII в. до н. э., после запрета изготовления предметов, связанных с роскошью, ими изготавливались в основном орудия труда, несложные предметы быта и оружие, которое в виде подати, собираемой царями, периэки поставляли спартиатам, получая за это железные деньги, имевшие только внутреннее хождение8.

Прибрежные местности  Лаконии, заселенные главным образом  периэками, были экономически более  развиты, чем внутренние долины. Многие центры периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер. Состав периэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число принимались племена, получившие право жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков9.

Таким образом, на классообразование  в Спарте сильное влияние оказало  завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать  в повиновении илотов. Для этой цели старым родоплеменным органом  управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

                                       

 

                                         Заключение

Среди других греческих государств Спарта, безусловно, занимает совершенно особое, только ей одной принадлежащее  положение. В известном смысле она  действительно представляет собой  исключение из общего правила в истории  Греции. Особенность Спарты состоит  не в том, что в период распространения  полисной античной цивилизации она  была носителем какого-то иного, совершенно чуждого ей экономического уклада или  типа культуры, а, скорее, наоборот, в  том, что некоторые основные особенности  полисного строя проявились здесь  с огромной силой и полнотой. В  отличие от демократических Афин с их системой литургий, раздач и  оплачиваемых должностей, рассчитанной на сглаживание социальных противоречий, разлагавших полис изнутри, за счет либо союзнического фороса, либо обложения  имущества полисной верхушки (по сути дела это была попытка организовать более или менее равномерное  распределение доходов государства  между всеми гражданами), Спарта выбрала иной, на первый взгляд, более  простой и легкий путь к утверждению  принципа «совместной частной собственности», установив систему непосредственного  контроля над повседневной жизнью граждан, и, прежде всего, над потреблением ими  тех продуктов, которые им давал  труд порабощенных илотов.

Особенность социальной структуры спартанского полиса определяется тем, что государство, которое действует как орудие классового господства, тем не менее сохраняет унаследованную от предшествующей исторической эпохи (первобытное общество) форму соседской общины.

В Спарте сложился отличный от других греческих  полисов, использовавших труд привозных  рабов, механизм эксплуатации зависимого населения, большое численное превосходство  которого требовало наличия сильного аппарата принуждения и постоянной боевой готовности от всех членов полиса. Граждане вместе владеют своими рабами и перед лицом угрозы вынуждены сохранять данную форму отношений10.

Социальные группы в Спарте нередко  именуются классами – сословиями. Сословия – социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами  и обязанностями. Классы – группы людей, характеризующиеся определенным отношением к средствам производства. Принадлежность к той или иной группе в Спарте определялась родовой  традицией. Так, илоты - лично свободные  люди, напомним, что их состав формировался из свободного населения вновь завоеванных  территорий, принадлежа к сословию свободных, в спартанском обществе эксплуатировались как рабы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список используемой литературы:

  • Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М., 1983. С. 211.
  • Колобова К.М. Древняя Спарта. Л. , 1957.
  • Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности//Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 18.
  • История государства и права зарубежных стран, ч.1// под общей редакцией д. ю. н. проф. О.А.Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А.Крашенинниковой. – 2е изд., стер. – М. изд. НОРМА, 2003.
  • Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права – М.: Юристъ, 2002.

1 Геродот. История. В 9-ти кн. ; Фукидид. История; Ксенофонт. Лакедемонская полития; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. ; Платон. Государство.

2 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М. , 19 63. Т. 2.

3 Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М., 1983. С. 211.

4 Колобова К.М. Древняя Спарта. Л. , 1957.

5 Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 18.

6 Колобова К.М. Древняя Спарта. Л. , 1957.

7 Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 9.

8 Колобова К.М. Древняя Спарта. Л. , 1957.

9 Колобова К.М. Древняя Спарта. Л. , 1957.

10 Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. М. : Наука. Т. 1. С. 200.

 


Информация о работе Правовое положение групп населения в Древней Спарте